«Если говоришь: нет у меня, не дам, потому что я сам беден, - правда, ты беден. Беден любовию, беден человеколюбием…». Эти слова, сказанные ещё в четвёртом веке святителем Василием Великим, как нельзя лучше подходят и к сегодняшнему дню.
Василий родился в Кесарии Кападдокийской в аристократической семье. Образование он получал сначала дома, а затем в «обители наук» - Афинах. В то же время там учился будущий святитель Григорий Богослов. Юноши познакомились и подружились. Соблазнов для них в большом городе хватало, но Василий и Григорий знали, как они говорили, «только две дороги – в храм Божий и в школу». Жажда учения у Василия была огромной, он сутками сидел за книгами. И в результате получил несколько образований, одно из них – медицинское.
Вернувшись на родину, молодой человек начал преподавать риторику, но решив посвятить себя служению церкви, принял крещение и уехал путешествовать по святым местам. В Египте, Сирии и Палестине он учился у известных подвижников, штудировал богословские труды. В 364 году, уже по возвращении домой, Василий принял сан священника и сразу занялся благотворительностью. Свои личные деньги и церковные доходы он раздавал нуждающимся. При этом сам считался едва ли не беднейшим жителем города. И одним из самых авторитетных. Ведь когда однажды зимой в Кесарии случился страшный голод, Василий, возмущённый безразличием состоятельных людей, заставил их поделиться с голодающими запасами продовольствия. А сам продал своё имущество, нашёл богатых единомышленников и стал открывать бесплатные столовые и больницы. Голод миновал, но Василий понял, что он должен создать благотворительное учреждение, которое сможет помогать всем страждущим.
Прошло немного времени и Василия избрали архиепископом Кесарии. В этом качестве он прослужил всего девять лет, но какими плодотворными они были! Василий смог, наконец, воплотить в жизнь дело, начатое во время памятной голодной зимы. То, что он задумал, требовало таких огромных финансовых вложений, что сам император советовал архиепископу отказаться от своей идеи. Василий не сдался, более того, он убедил многих богатых людей помочь ему. И в результате в окрестностях Кесарии появился комплекс, состоящий из больниц, детских домов, домов для бедных и школ. Василий не только руководил стройкой, но и сам на ней трудился. Комплекс получился таким огромным, что напоминал настоящий город. Народ назвал его в честь основателя - «Василиадой».
В самом центре «Василиады» располагался храм. Рядом с ним - дома церковнослужителей. Для бедняков Василий открыл работные дома с разными мастерскими. Имелись в комплексе и гостиницы. Путешественники в любое время могли получить здесь лошадей, проводников, медицинскую помощь. Василий – профессиональный врач – возвёл и первый в мире больничный комплекс. Он состоял из нескольких отделений, в том числе инфекционного. Чуть поодаль располагался лепрозорий для больных проказой. Василий сам в нём работал, лично выхаживая пациентов и не обращая внимания на собственное слабое здоровье. Он – архиепископ, входил к умирающим людям, обнимал их, промывал раны, перевязывал. И если в начале строительства «Василиады» никто не верил в успех этого предприятия, потом такие же благотворительные городки стали возводить по всей епархии. А о детище Василия до сих пор говорят, как о воплощении христианской любви к людям.
Он прожил недолго, умер в 49 лет - сказались запущенные болезни и беспрерывная тяжёлая работа. Так было всегда: если речь шла о помощи людям, Василий забывал о себе. Когда он скончался, его оплакивала вся Кесария. На похоронах прозвучала речь одного из друзей архиепископа – святителя Григория Богослова. Он говорил о лепрозории в «Василиаде»: «Мы видим людей, которых все отвергали и ненавидели за их болезнь. И Василий сумел убедить нас в том, что, если мы считаем себя людьми, то не должны пренебрегать себе подобными, ибо своим бессердечием и злобой мы обижаем Самого Христа».
За безупречно прожитую жизнь и жертвенное служение людям Церковь причислила Василия к лику Святых и нарекла его Великим.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница