Афины. Греция. Тысяча девятьсот двадцатый год.
В приёмном покое больницы душно и нет свободных мест, но шума почти не слышно. Каждый здесь молча ожидает своей участи. Среди присутствующих три монахини и один маленький старичок в рясе. Лицо его светло и спокойно, и лишь иногда меняется от страшной боли, которую он терпит. Время ожидания длится медленно. Но вот очередь дошла и до них. И они идут к окошку регистратуры.
Служащий: А что, ваш больной тоже монах?
Монахиня: Нет, он епископ.
Служащий: Ну, хватит уже шутить! Назовите имя, и я заполню карточку на него.
Монахиня: Но я же говорю тебе, что он – епископ. Зовут его Нектарий митрополит Пентапольский из Александрийского Патриархата. Он давно уехал из Египта и жил здесь в Афинах, когда возглавлял Богословскую школу. Несколько лет назад он приехал к нам на остров Эгина, где основал небольшой монастырь во имя Святой Троицы. Там он тяжело заболел, и мы привезли его сюда против его воли.
Служащий: Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег.
Этот страдающий старец на последней стадии рака действительно был митрополитом древней Пентапольской кафедры, что относится к греческой Александрийской Православной Церкви. В конце девятнадцатого века многие даже прочили его на патриарший престол в Александрии.
Он мог бы стать вторым по значимости патриархом православного мира, но вместо этого стал любимым святым греческого народа. Таким же, как преподобный Серафим Саровский для Православной Руси.
Святитель Нектарий Эгинский. Изгнанный из своей епархии и оклеветанный перед патриархом, он несколько десятилетий жил в разных местах Греции в неопределённом статусе «путешествующего епископа». Работал обычным проповедником, посещая сёла и провинциальные города. Был директором Богословской школы в Афинах. И, наконец, достигнув старости вместе со своими духовными дочерьми основал монастырь Святой Троицы на острове Эгина.
До седых волос Нектария отличало детское доверие Богу. Известна история как в четырнадцать лет, работая в Стамбуле на табачной фабрике и находясь в состоянии крайней нужды, он написал письмо Спасителю: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя». Это письмо адресованное «Господу Иисусу Христу на Небеса» прочитал его сосед-торговец. Он настолько был умилён, что сам отправил будущему святителю деньги. Мальчик приобрёл всё необходимое, только вот хозяин фабрики заподозрил его в краже и начал жестоко избивать. С большим трудом сосед-благодетель доказал его невиновность. Но и годы спустя за святым Нектарием замечали, что в любой нужде он просто подходил к иконам и просил, что необходимо у Христа и Божией Матери.
Такие непосредственные отношения с Богом возможны только при наличии чистого сердца, а для христианина – это предмет работы над собой и борьбы с самим собой. Святые люди на этом пути предпринимают настоящие сверхусилия, не давая поблажек и не принимая от себя никаких оправданий. Однажды святой Нектарий сам оказался жестоким хозяином, и этот опыт поразил его до глубины души.
Когда он работал учителем на острове Хиос, его слуга-мальчишка забыл вовремя снять кастрюлю с огня. Обед пригорел и получился ужасно невкусным. Нектария охватил гнев, и он надавал провинившемуся тумаков. Но едва успокоившись, вспомнил себя четырнадцатилетнего на месте побитого служки. Каясь в этой бытовой жестокости, про которую другой и забыл бы через час, Нектарий просил у Бога, чтобы Он лишил его вкусовых ощущений. Бог внял молитве кающегося и с тех пор святитель не различал вкуса пищи.
Истребляя в себе даже малейшие поводы ко греху, святой Нектарий достиг состояния подобного тому, в каком пребывал преподобный Серафим Саровский. Непрестанная сердечная молитва, совершенная радость и постоянное общение со своим Создателем отражались даже во внешнем облике святителя, удивляя людей общавшихся с ним.
Была в нём черта и от другого русского святого – преподобного Сергия Радонежского. Как игумена Земли Русской часто принимали за обычного крестьянина на монастырском хозяйстве, так и святитель Нектарий не гнушался никакой работы.
Как-то раз в Богословской школе, где святой был директором, заболел уборщик. Больничные листы в то время еще не выдавали, поэтому потерять работу по болезни было проще простого. Вернувшись в школу, уборщик очень испугался, что на его место взяли другого, ведь повсюду была идеальная чистота. Как же удивился он, когда увидел, как его директор в пять утра работает метлой, тихонько разговаривая сам с собой.
Нектарий: Подметай, Нектарий! Подметай. Это единственное, что ты достоин делать.
Уборщик: Как же так! Вы владыка и директор, делаете мою работу. Неужели я уволен?
Нектарий: Не бойся, я не покушаюсь на твое место, наоборот, я делаю все, чтобы сохранить его за тобой. Ты только что выписался из больницы и не сможешь работать еще два месяца. Что же тебе делать? Если тебя уволят, как ты будешь жить?.. Поэтому я и пришел тебе на помощь. Но будь осторожен: пока я живу в этом мире, никто не должен знать о том, что ты видел...
Много удивительных историй рассказывают в Греции о том, как святой Нектарий с острова Эгина помог людям в их житейских трудностях и болезнях. Сам же он до последних дней так и остался епископом без кафедры и умер от онкологического заболевания в тысяча девятьсот двадцатом году. Говорят, что чудесные явления начались сразу после того, как его душа отошла к Богу. От прикосновения к его одежде исцелился парализованный, лежавший на соседней койке. Палата наполнилась благоуханием. А сам святой многократно являлся знакомым и незнакомым людям.
Непрерывный поток паломников и сегодня едет на остров Эгина, где покоятся мощи святителя. Особенно усердно ко святителю Нектарию обращаются те, кто страдает онкологией. Самый любимый греками святой двадцатого века почитается и в России, и по всему православному миру.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.