Холодный зимний ветер дул яростно и пронизывающе. Люди плотнее кутались в свои тёплые плащи и дышали в ладони, пытаясь согреться. Возле главных ворот города Амьена, что на севере Франции, сидел нищий старик. Он был почти раздет и замерзал. Нищий с мольбой смотрел на прохожих, но люди спешили по своим делам и не желали замечать какого-то оборванца.
Но вот в городские ворота въехал всадник. Это был молодой офицер императорской армии, облачённый, по форме того времени – пятого века по Рождестве Христовом - в длинный алый плащ. Поравнявшись с нищим, офицер вдруг остановился, спешился, и подошёл к несчастному. Тронув старика за плечо, он с тревогой в голосе спросил:
- Отец, жив ли ты?
Нищий слегка шевельнулся и приоткрыл глаза. Офицер помог ему приподняться, а потом снял с себя плащ, и, разорвав его надвое, в одну половину укутал старика, а в другую обернулся сам. Нищий улыбнулся ему растрескавшимися от холода губами:
- Спаси тебя Бог, мой господин! Сегодня ты вернул мне жизнь.
Молодого офицера звали Мартин. Воином он стал не по своей воле. Его отец хотел видеть сына на престижной государственной службе и силою принудил пойти в армию. Мартин же с юных лет желал только одного: прославлять Бога и помогать нищим и обездоленным. Когда ему было всего девять лет, он узнал о Христе. Евангельская мудрость глубоко тронула сердце мальчика. Мартин захотел креститься. И хотя христианство в Римской империи уже не подвергалось гонениям и открыто распространялось, родители Мартина оставались язычниками и не одобряли стремление сына стать христианином.
Но даже будучи солдатом, Мартин всегда находил возможность помогать людям. Своё весьма приличное офицерское жалованье он тратил на пищу для голодных, лекарства для больных, одежду для нищих, оставляя себе деньги лишь на крайне скромное пропитание. Армейские товарищи, тратившие баснословные суммы на красивую одежду и изысканные кушанья, смеялись над Мартином, а он не обижался на них и лишь ждал удобного случая, чтобы уволиться со службы, принять крещение и целиком посвятить себя служению Богу и людям.
Вскоре такой случай представился. Двадцатилетний Мартин без боя сумел уладить военный конфликт и в награду получил от императора разрешение покинуть армию. Неподалёку от города Пуатье он основал иноческую обитель, которая стала прибежищем для убогих, бездомных, больных и голодных. Слава о монастыре Мартина разлетелась по всей Франции, а самого его вскоре избрали епископом города Тура.
Но и в архиерейском сане Мартин оставался прежним – скромным, человеколюбивым и милосердным – и считал себя не господином, а слугою всех людей. Как-то раз Мартин собирался в храм, чтобы отслужить Литургию. Как раз в это время к нему постучался нищий и попросил какой-нибудь тёплой одежды. Мартин направил его к эконому, ведавшему церковным хозяйством. Однако эконом прогнал беднягу. Нищий вернулся к Мартину и всё ему рассказал. У епископа под монашеским плащом была шерстяная туника. Он снял её с себя и отдал нищему. Тот, радостный и благодарный, ушёл. А вскоре эконом, видя, что Мартин не выходит, явился его звать.
- Ваше Преосвященство, пора начинать Литургию!
Мартин внимательно посмотрел на эконома и ответил:
- Сначала нужно одеть бедного. Иначе в храм идти нельзя.
И тут эконом заметил, что у епископа под длинным чёрным плащом нет одежды. Он сразу же вспонил о нищем, которого прогнал, всё понял, и устыдился своей скупости и чёрствости. Больше он никогда не прогонял от себя бедных и помогал Мартину заботиться о них, восхищаясь его добротой и милостью.
Милостивым нарекла Мартина и Церковь, прославив его в лике своих святых.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди