У праздника Троицы два названия. Первое, Пятидесятница, отсылает нас к событию, случившемуся в пятидесятый день после Воскресения Христова: на апостолов сошёл Святой Дух. Второе название - собственно День Святой Троицы, предлагает нам взглянуть на произошедшее чуть шире. Церковь чествует три Ипостаси Единого Бога. Мы вспоминаем, как Святая Троица явила себя миру.
С двумя названиями связано и то обстоятельство, что у праздника два типа икон. Первый иллюстрирует строки "Деяний святых апостолов": "И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них". Второй изображает Святую Троицу. Остановимся на нём подробнее. Этот сюжет также называют "Гостеприимство Авраама". Он отсылает нас к событию Ветхого Завета. Однажды праотец Авраам встретил трёх странников. О Троичности Бога тогда не было известно, он не мог узнать в трёх мужах Святую Троицу. Но праведник прозрел Божественную сущность своих гостей.
Авраам предложил гостям отдохнуть, заколол тельца, накрыл стол. Господь благословил бездетного Авраама потомством и пообещал, что из его рода выйдет Спаситель.
Самый известный образ Святой Троицы был создан великим иконописцем Андреем Рублёвым в начале пятнадцатого века. На нём не изображены ни Авраам с женой и слугами, ни подготовка трапезы. Мы видим только трёх ангелов, сидящих вокруг стола с одной единственной чашей. Они символизируют Три Ипостаси Господа, а чаша - жертву Спасителя, "Кровь... Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов...".
Ангелы неподвижны, но между ними идёт безмолвное общение. Левый ангел, символизирующий Бога Отца, словно только что благословил чашу. Средний ангел, это Сын Божий, принимает её, наклоном головы выражая своё согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Правый ангел, Святой Дух, представлен как Утешитель.
Такое изображение Святой Троицы наиболее полно передаёт единство сущности Господа - так как ангелы похожи внешне. И одновременно - различие Ипостасей, ведь Они обладают собственной идентичностью.
Первое откровение о Троичности Бога состоялось в момент Крещения Иисуса Христа. Не случайно это событие называют ещё Богоявлением. Согласно Евангелию, когда Христос выходил из воды, небеса над ним разверзлись и Иоанн Предтеча увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба раздался глас Божий: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение".
Смысл этого откровения люди смогли понять лишь после Пятидесятницы. Именно Святой Дух приоткрыл возможность познания тайны Троичности Господа. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все верующие собраны в единое Тело Христово. И это не образ, такова реальность бытия Церкви.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых