В избе, которая служила церковной сторожкой, набралось столько народа, что даже с распахнутыми настежь окнами не чувствовалось свежести воздуха. Собравшиеся крестьяне, из которых многие были старообрядцами, возбуждённо обменивались впечатлениями от речи, произнесённой 25-летним православным миссионером Константином Голубевым.
- Нечего сказать, взял он нас за хвост!
- Да врёт всё! Сейчас его Поликарпыч научит уму-разуму.
Тут в центр избы, где стоял молодой проповедник, протиснулся почтенный бородатый мужчина. Его звали Иваном Поликарповичем, он был очень уважаем раскольниками и всегда противостоял миссионеру в спорах. Все замолчали.
- Признаю… – выдохнул с волнением Иван Поликарпович, - правоту православного учения и всего того, что говорит Константин Голубев!
Изба ахнула от удивления.
– Да зачем же ты сам пребывал в расколе?! – стали спрашивать люди.
- По заблуждению, - ответил Иван Поликарпович.
…Таких бесед в Саратовской губернии миссионер Константин Алексеевич Голубев провёл сотни. Своим искренним словом он обратил к истине многих сектантов из числа старообрядцев и молокан, которые отрицали иконы, святых и священство. В одном только родном селе Голубева – Барановке – благодаря его трудам из раскола обратилось полторы тысячи человек.
Один современник так вспоминал об этом проповеднике: «Константин Алексеевич Голубев, кажется, всё имеет, чтобы достойно носить звание миссионера, и опытность при ведении беседы, и тактичные приёмы, и ласковый взгляд, не меняющийся даже при дерзости оппонента, и мягкий, приятный голос, и сохранившуюся внешнюю фигуру».
В те времена, под занавес девятнадцатого века, старообрядчество и разные секты имели очень большое влияние в Поволжье. Некоторые сёла саратовщины были почти полностью раскольническими. В этой-то обстановке и приходилось трудиться епархиальным миссионерам, среди которых наиболее ярким был Константин Голубев.
В разных сёлах Голубев проводил многодневные дискуссии со своими оппонентами-сектантами, и выходил из споров победителем.
Во время одной из бесед с молокАнами сектант сказал Голубеву:
- Церковь Божию составляет каждый человек!
- Хорошо, вот ты, значит, Церковь? – спросил миссионер.
- Я что за Церковь, что ты на меня указываешь! – ответил молоканин.
Вслед за ним и все окружающие сектанты отрицали, что кто-то из них Церковь.
Тогда Голубев сказал:
- Вот видишь. Вы все отказались быть Церковью. Вы не состоите членами Церкви Христовой, потому что отломились от неё. Ни вы сами, ни ваши жёны и дети, ни ваши дОмы никогда не освящаетесь молитвами Церкви.
Такими словами Константин Голубев многим сектантам открывал путь к истине.
Беседы с сектантами и раскольниками были насыщенными, и длились порой целый день, с утра до вечера. Осенью 1893 года состоялась шестидневная беседа Голубева с популярным раскольническим проповедником Терентием Худошиным, посвящённая вопросам о священстве, Церкви и прочем. В итоге Худошин не смог ничего противопоставить православным, совершенно растерялся и покинул последнюю беседу, не дожидаясь её окончания. Константин Голубев после этого в ответ на поздравления сказал: «Мне, недостойному, меньшему всех из братий… Бог судил быть орудием, проводником всесильной благодатной непреоборимой силы Христовой Церкви».
Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) заметил яркого проповедника, и в 1895 году Константин Голубев принял священный сан и стал протоиереем в подмосковном Богородске, который был одним из крупнейших центров раскола.
Протоиерей Константин сотни людей привлёк в Православную Церковь. Он заботился о народном просвещении, а в 1900 году открыл женскую приходскую школу.
Отец Константин ревностно исполнял своё служение, и закончил его победоносно и славно, удостоившись мученической кончины. Сначала он был арестован Временным правительством, а затем большевиками.
Уже осознавая, что его казнят, отец Константин отправил детям из тюрьмы свой священнический крест и служебник. А когда его уже вели на казнь, он постоянно повторял: «Не ведают, что творят». У глубокой ямы отца Константина сначала ранили из ружей, а потом заживо закопали в землю.
В 2000 году протоиерей Константин Голубев был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение