Жестокие гонения обрушились на христианскую церковь в третьем веке от Рождества Христова. Ярость мучителей не знала границ. Но стойкость христиан совершила невозможное – буквально через век христианство стало официальной религией Римской империи. Одним из мучеников, своей кровью утвердивших церковь, стал епископ города Анкира – Климент.
Климент рано остался сиротой. Сначала умер его отец, а затем и мать.
Юного Климента, утратившего родителей, усыновила благочестивая вдова по имени София. Времена были непростые. В годы страшного голода некоторые язычники бросали своих детей, не имея возможности их прокормить. София собирала несчастных к себе, питала и воспитывала их. Климент помогал ей: учил детей и готовил к принятию крещения.
За добродетельную жизнь его рукоположили в дьякона. В восемнадцать лет он получил сан пресвитера, а в двадцатилетнем возрасте был поставлен епископом Анкирским.
К тому времени на престол Римской империи вступил Диоклетиан, люто ненавидевший христиан. Во все концы империи разлетелись императорские приказы, предписывавшие жестоко пытать всех, кто отказывался кланяться идолам. Климента схватили и привели на суд. После того, как он отказался отречься от Христа, святого стали мучить так, что даже язычники умоляли Домициана – наместника области – прекратить пытки. Тот же, видя немалую стойкость своей жертвы, решил выслужиться перед императором и отдать ему честь сломить волю святого.
Климент предстал перед грозным Диоклетианом в Риме. С правой стороны от мученика положили золото и драгоценные камни, а с левой - орудия казни.
Много дней пытали Климента, но он не отрёкся от Христа. По ночам к его темнице стекались толпы людей, чтобы послушать проповедь епископа и принять от него крещение. Тогда Диоклетиан отправил Климента прочь из Рима, к Максимиану, своему зятю и соправителю.
Когда Климент плыл на корабле, один из воинов, Агафангел, потрясённый его мужеством, припал к ногам святого и попросил позволить вместе с ним страдать за Христа. Поддержка Агафангела стала для Климента утешением. 28 лет мученики переходили от одного правителя к другому. Когда Агафангел был убит, Климента отправили в его родной город Анкиру, – нынешнюю Анкару – чтобы казнить там. Однако жители города, помня своего епископа, отбили его у солдат и помогли бежать. На короткое время Климент получил возможность служить в пещерной церкви. Но однажды в воскресный день в храм ворвались воины, разыскивавшие епископа. Они отсекли святому голову, не дожидаясь суда.
Многие годы епископ Климент Анкирский страдал за Христа, не предав своего Бога. И погиб мужественный исповедник – у престола Господа, подав поколениям христиан пример крепкой веры, на которой строится жизнь.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.