Священник Сергий Мансуров всю свою жизнь посвятил изучению истории Церкви. Особенное внимание он уделял первым последователям Христа, отношениям между отцами и детьми, братьями и сёстрами, мужами и жёнами в древней Церкви. Отец Сергий очень хотел, чтобы его брак с Марией Самариной был так же крепок и так же проникнут любовью как брак апостольских времён.
Сергей родился в 1890 году, Мария — на три года позже. Их семьи, представители древних дворянских родов, дружили. Поэтому Серёжа Мансуров и Маша Самарина знали друг друга с детства. Ещё в детские годы они полюбили друг друга, и эта любовь переросла в глубокое духовное сродство.
В 1912 году, будучи уже женихом и невестой, молодые люди пережили духовный перелом. Сергей, который в том году закончил историко-филологический факультет Московского университета, отказался от преподавательской карьеры и под влиянием трудов священника Павла Флоренского осознал, что цель его жизни — спасение души и обретение связи с Богом. За женихом последовала и Мария. Она стала духовной дочерью старца Алексия Мечёва, который и повенчал Сергея и Марию 8 января 1914 года в церкви Бориса и Глеба на улице Поварской.
В 1917 году Сергей и Мария поселились в Сергиевом Посаде, чтобы быть ближе к святыням Троице-Сергиевой лавры и ежедневно посещать монастырские богослужения, которые супруги Мансуровы очень любили. Быт свой они устроили аскетично: простые койки, семейные иконы и лампадки перед ними, на полках книги только религиозно-философского содержания: творения святых отцов, жития, труды по истории.
После революции Сергей работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, занимался библиотекой Троице-Сергиевой Лавры и трудился над «Очерками по церковной истории». Мария помогала ему и со временем сама стала глубоким знатоком житий святых и другой богословской литературы.
В январе 1920 года Сергея Мансурова арестовали, обвинив в религиозной пропаганде, но уже в мае отпустили. «После разлуки моей с Сергеем Павловичем, — вспоминала Мария, — он был возвращён мне как ещё более драгоценный дар. Я поняла и ощутила, что присутствие его дома и со мной очень хрупко и ненадёжно, что его надо беречь, охранять и защищать, а не только опираться на него, потому что Сергея можно опять потерять».
В 1920-х годах Мансуровы жили очень бедно, и когда была закрыта Комиссия по охране памятников искусства и старины, перебивались случайными заработками. Сергей вошёл в «сельскохозяйственную артель», организованную его другом искусствоведом Юрием Олсуфьевым, и каждый день работал на садовом участке где-то за городом. Мария пекла мятные пряники, которые покупал местный магазин и знакомые Мансуровых, а иногда давала уроки рисования. При всех материальных трудностях дом Сергея и Марии казался обителью счастья. «Было отрадно видеть этих супругов, — вспоминала супруга писателя Георгия Чулкова Надежда, — так любящих друг друга, их желание передать другим их счастье».
В 1926 году Сергей Мансуров принял священный сан и начал служение в качестве духовника подмосковного Сергиево-Дубровского женского монастыря. Сёстры обители любили отца Сергия. Очень скоро к священнику стали приходить и крестьяне, разговорами с которыми батюшка очень дорожил. Увы, служение отца Сергия прервалось в марте 1929 года — он скончался от обострения застарелого туберкулёза. Перед смертью священник отслужил последнюю Литургию, причастился и после Причастия, прощаясь с Марией, прошептал ей «Спасибо!», благодаря за всю прожитую счастливую жизнь.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.