Ещё до прихода в мир Иисуса Христа человек принял ограничения своей свободы согласно десяти заповедям Ветхого Завета: не убей, не прелюбодействуй, не кради и остальным. Потом, с развитием общества: познания в нём себя, освоения новых земель и разработок инфраструктуры, человек постепенно стал забывать о запретах. А впоследствии вообще сознательно пренебрегать ими, воспринимая Ветхий завет как сказку, которая была придумана в далёкой древности. Так, постепенно свобода превращалась в произвол и, когда попрание закона стало чрезмерным, Господь послал на землю Великий потоп, рассказ о котором мы все хорошо помним с малолетства. Воды потопа очистили Землю от внешней нечистоты, но сознание греха, порока и тонкая грань между свободой и произволом в человеке остались.
Сколько прошло лет, пока потомки Ноя снова заполнили землю, я назвать не берусь, потому что время – понятие относительное. Но когда после потопа население земли снова стало использовать свою количественную силу, обрастая опытом и грехами, Господь послал в мир Своего Сына. Который снова очистил Землю, дал людям Новый Завет и заповеди Блаженства – очередной закон: конкретный, чёткий, дающий понимание, как поступать и к чему стремиться.
Я сейчас не просто так об этом вспоминаю, потому что цикличность времени и истории в течение нашей жизни настолько прозрачна и не поддаётся сомнению, что волей или неволей задаёшься вопросом: а долго ли ещё наш произвол, который мы так радостно именуем свободой, будет терпеть небесный Отец? И скоро ли наступит момент, когда нам очередной раз придётся отвечать, утопая в проливном дожде, засухе или другой карательной аномалии? Сегодняшняя свобода человека, на приземлённом, потребительском уровне, уже давно ушла за границу этого злосчастного произвола. И сравнение его со свободой, увы, в головах многих стало синонимичным. Мир снова заболел вседозволенностью и злокачественной опухолью вечного «хочу», которая разрастается в головах с неземной скоростью.
В последние года два события в мировом пространстве настолько вышли за границы дозволенной свободы, что то и дело с ужасом думаешь: куда пропал у человека Божий страх? Где он был, когда неприкрытое воровство оправдывалось незнанием стариками инструкций к мобильным телефонам? Когда обманутые дольщики вынуждены были ночевать под окнами недостроенных многоэтажек? Когда, наконец, брата с братом столкнула какая-то, совершенно нелепая, война..?
В наш информационный век одна новость так стремительно сменяет другую, что иногда, даже не успеваешь следить за происходящим! И каждый раз, открывая новостную ленту, интуитивно выдыхаешь «Господи, помилуй!».
Мне стало очень страшно, когда я увидела в своей социальной сети новость о попрании седьмой заповеди американскими чиновниками. Не хотелось верить ни своим ушам, ни глазам. И больше всего в этот момент мне не хотелось верить, что эти события могут отразиться на будущем сегодняшних детей. Страх овладел мною так сильно, что на исповеди я рассказала о нём своему батюшке. Даже, говорю, «Живый в помощи» не лечит этот страх. Батюшка погладил меня по голове и, как всегда, очень мудро ответил: «Господь не разрушит город, если в нём найдётся хотя бы десять праведников. А если не найдётся..? Всё равно бояться не стоит: Своих праведников Господь спасёт».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия