Основные темы выпуска:
- Скоро каникулы: как отправить ребенка в летний лагерь — и не ошибиться?
- Что значит быть слепым — в Евангельском контексте?
- Помощь Борису Полежаеву, будущему врачу-онкологу: сбор средств продолжается
- Лавр Корнилов, генерал, арестовавший императрицу. Каким человеком он был?
- Музыкант Сергей Старостин — о фестивале «Николин день» 22 мая
- Малевич и Кандинский — новые лекции искусствоведа Ирины Языковой в Академии Фомы
Живая история. Лавр Корнилов.
А. Митрофанова
– В этой рубрике мы в течение года говорим о событиях, которые имели место сто лет назад, в 1917 году, и о людях, руками которых в тот год совершалась история. Лавр Корнилов, белый офицер, генерал, дипломат, военный разведчик и исследователь Персии, он герой Первой мировой войны и русско-японской войны тоже. Он владел английским, немецким, французским, персидским, казахским, монгольским, калмыцким языками и урду. Кроме того, он китайский изучал. Вообще он выдающийся, конечно, человек и был настоящим героем – невероятно смелым, и солдаты его обожали, а это, как известно, дорогого стоит. И в то же время именно он тот человек, который арестовал императрицу Александру Федоровну в 1917 году. Причем, есть разные версии у историков, как это произошло. Кто-то считает, что Корнилов таким образом избавил императрицу от большей беды, ведь если бы на его месте оказался кто-то другой, неизвестно каким был бы этот арест. А другие считают, что генерал не лучшим образом повел себя в этой ситуации. Так каким же он был человеком и чем руководствовался в своих действиях в 1917 году? На связи с нами академик Российской академии наук, историк Юрий Пивоваров. Добрый вечер, Юрий Сергеевич.
Ю. Пивоваров
– Добрый вечер.
А. Митрофанова
– Юрий Сергеевич, что же было на самом деле, и как это вообще сочетается в рамках одной жизни?
Ю. Пивоваров
– Ну вы знаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, хотя я думаю, что ответа полного мы никогда не получим, поскольку нету уже персонажей этих, они не живы, надо все-таки несколько слов сказать о самом Корнилове. Потому что это не просто, так сказать, белый офицер, но белые офицеры появились именно благодаря Корнилову, когда он после уже октябрьской революции создал Белое движение. Это был не просто выдающийся военный, это герой, который в русско-японской войны себя прославил и в Первой мировой войне попал в плен там, бежал. Его дивизии были лучшими, он выходил там из окружений, штыковых атаках. Это был еще очень крупный разведчик, дипломат, человек, который там долго работал в Китае, в Индии, в Афганистане, в Персии. Он знал массу языков помимо английского, французского – немецкий, китайский, монгольский, фарси, урду. Это был географ, автор многих книг, выпускник академии Генерального штаба с серебряной медалью. Это был просто вот любимец русской армии. Почему, вы спрашиваете, он арестовывал императрицу. Это действительно так. Дело в том, что Николай II незадолго до своего отречения решил назначить его командующим Петроградским военным округом. Но Николай был свергнут, и это решение было уже принято Временным правительством. Вот в ночь с 5 на 6 марта 1917 года Лавр Корнилов и военный министр Гучков арестовывают императрицу Александру Федоровну. По свидетельствам разных источников, арест происходил действительно не очень ну, скажем так, правильно. Потому что вели они себя несколько жестко и якобы даже Корнилов подтолкнул императрицу. Но вообще трудно в это поверить, действительно, он был десятилетиями подданным русского царя и вообще это был, так сказать, образец ну что ли достоинства, чести, джентльменства. Хотя человек он там из простой семьи и всего добился сам, но, тем не менее, это был джентльмен. Да, есть такая версия, вполне возможно. Сказать сейчас, почему он так делал, во-первых, почему арестовывал – а), – и б) почему, если это правда, вел себя не очень корректно. Тут никто вам не ответит на этот вопрос. Корнилов был человек, как сказали бы сегодня, человек демократических убеждений. Он, безусловно, верой и правдой служил России, служим императору, императорской семье, но человек был демократических убеждений, никогда их не скрывал. Как, кстати, и то движение белое, которое он начнет в конце 17-го года в Новочеркасске, и дальше это было в основном движение демократически-либеральное, это не были какие-то там душегубы, которые хотели вернуться к порядкам там, не знаю, Ивана Грозного. Наоборот, это был люди новой гражданской России, которая рождалась, существовала, становилась на ноги с конца XIX по начало XX века. Но этот факт его биографии действительно, вы не случайно, задали, он был всегда для меня тоже таким вот, если угодно, некоторой загадкой. Я не имею права судить этого великого человека, которым я безмерно десятилетиями восхищаюсь, но всегда где-то там, в глубине души теплилось: как же ты смог? зачем ты это сделал? Но ведь мы не только не только это должны знать о Корнилове. Если вы позволите, я вам вообще должен сказать, что он вообще сыграл огромную роль, если говорить о 17-м годе. У нас нет времени говорить о его жизни, которая просто огромный подвиг, как и подвиг, вот он и Колчак, лидеры Белого движения, это были два великих ученых, два человека, которые очень много сделали для России – Колчак на Севере, а Корнилов на востоке. Так вот, ведь летом 17-го года русская армия предприняла последнее наступление на фронте, последнее это было – июнь 17-го года. Которое, как известно, обернулось совершенным поражением, да, и во многом считается что это один из корней потом большевистского переворота. Так вот его 8-я армия – он ушел с поста командующего Петроградского военного округа, и его 8-я армия вела себя очень-очень достойно. И как бы в знак этого министр-председатель Керенский, который стал в начале июля министром-председателем, сменив князя Львова, то есть лидером Временного правительства, назначает его верховным главнокомандующим. И около месяца примерно Корнилов является верховным главнокомандующим и разрабатывает план спасения России. Это очень известная такая штука: в Москве в августе 17-го года произошло государственное совещание, где были представлены все политические силы с справа налево, кроме большевиков, где он выступил с огромной ролью. А его туда офицеры, когда он приехал из Питера в Москву, на руках донесли с Николаевского, ныне Ленинградского вокзала до Большого театра. Он выступил с планом спасения России. План заключался в следующем: что нужно старой армии как-то отбиваться, но создавать новую армию, поскольку старая находится в очень таком разложенческом состоянии уже тогда. Создавать новую армию в районе Волги, для того чтобы противопоставить немцам. Ввести контроль за железными дорогами, устроить систему концлагерей – но не сталинских или гитлеровских концлагерей, а таких, куда, так сказать, отправлять людей, которые проявляют недостаточную твердость. Ну и во многом под его влиянием в июле 17-го года на фронт вернули смертную казнь. Сейчас эти меры могут показаться драконовскими, но я должен сказать, что в тех условиях ничего другого не оставалось. И Россия не так удачно провела Первую мировую войну, хотя, в целом, не так уж и плохо – таково мое мнение, в отличие от большинства историков, – потому что тыл не был в достаточной степени мобилизован, тыл в достаточной степени как бы не сопротивлялся и не был заточен под военные нужды. И все то, что предлагал Корнилов, это были, конечно, зверские, жестокие меры, но только это могло тогда спасти Россию. Ну а конце августа 17-го года, как мы знаем, разразилось то, что называется Корниловский мятеж. Очень тоже странная история, непонятная. Керенский рассказывает одно, корниловцы рассказывают другое. Но смысл в том, что Корнилов просто предложил петроградскому руководству, то есть Временному правительству предложил ввести ну что-то типа военного положения и твердо взять власть в свои руки по-настоящему. Потому что он видел уже тогда большевистскую угрозу, большевики были тогда уже очень сильны и влиятельны, хотя Временное правительство как-то пыталась с ними бороться. Но там возникло какое-то недопонимание. Я думаю, что правда на стороне Корнилова. Думаю, что Керенский играл сразу в несколько игр и не знал... То есть в конечном счете корпус генерала Крымова, который был направлен на Петроград, чтобы спасти положение, ввести войска и контролировать город, он не дошел, его, так сказать, разложили большевистские агитаторы, не допустили. А сам генерал Крымов после беседы с Керенским застрелился. И Корнилов был арестован. Корнилов, генерал Лукомский, Деникин, Романовский и другие генералы были арестованы. И Корнилов так и просидел под арестом два с половиной месяца. Его выпустили только уже после Октябрьского переворота, когда он уехал в Новочеркасск, стал создавать Белую армию, как известно, Ледяной поход. И эта вот смерть 31 марта под Екатеринодаром, когда его войска брали город, но вот снаряд оборвал его жизнь. Но я должен сказать, что Корнилов был единственной реальной альтернативой тогда приходу к власти большевиков. И никогда бы корниловская диктатура, это была бы диктатура, не приняла бы характер вот такой вот кровавый, живодерский, совершенно там зверский, какой она приняла, значит, у большевиков. Хотя, конечно, его режим тоже в Риге, особенно в первые годы и в первые там месяцы был бы весьма жестким. Но я думаю, что он спас бы страну от той пропасти, в которую она свалилась. То есть роль Корнилова в 17-м году и в начале 18-го громадная, и я думаю, что практически вся, за исключением вот этого вот эпизода с императрицей, положительная.
А. Митрофанова
– Из того что вы говорите, становится понятно, почему большевики так поступили с телом генерала Корнилова, когда обнаружили его. Практически ну ведь сожгли уже тело мертвого человека, которого предали земле. И это как, знаете, какой-то акт мести что ли такой невероятной.
Ю. Пивоваров
– Разумеется. Я думаю, что ну, кроме того, что там было дикое зверство, описанное там, скажем, в том же «Тихом Доне», это места рядом. Но я думаю, что большевики, в общем, понимали, с кем они имеют дело. Потому что при всем моем глубочайшем уважении к Колчаку, к Деникину, к Юденичу и так далее – это действительно были люди, особенно Колчак, так сказать, первого ряда, а у Деникина еще было и золотое сердце, кроме там всех талантов и прочего. Корнилов соединял в себе, как мне кажется, практически все ингредиенты того, что могло бы ну вот противопоставить диктатуре Ленина и Троцкого, понимаете – решительность, смелость, опытность. А в то же время он был ровесник Ленина – 70-го года, оба по 47 лет. Это был действительно герой и любимец России, понимаете. Это был человек невероятных познаний, невероятной постоянно активности, работы, человек, который прекрасно знал там, скажем, Средний Восток, Китай, Индию, Дальний Восток; который был тактик, стратег, умница, понимаете. То есть какие-то совершенно невероятные качества в этом человеке сочетались. И он, если посмотреть на его лицо, в нем есть что-то восточное, да, тут мы не совсем точно знаем, есть разные версии его происхождения – то ли у него казахская кровь с русской, то ли калмыцкая плюс русская, даже о какой-то польской крови говорят. Но это действительно был евразиец, если угодно. Хотя то же самое можно сказать и о Ленине, и об очень многих фигурах того времени – поэт Брюсов там и так далее, – с такой вот с восточинкой какой-то. Но это действительно был человек для меня символический, понимаете. И его гибель, конечно, это большая трагедия России, потому что всего лишь конец марта 18-го года, и многое еще было не решено. И я думаю, что это громадная потеря для Белого демократического движения. Я постоянно повторяю, что белые были не черносотенцы-погромщики, не какие-то там, я не знаю, убогие реакционеры-радикалы, нет, это был военный авангард современной гражданской демократической России, это был золотой фонд ее. Да, это очень жалко, это очень трагично. Но это одна из самых достойных фигур русской истории XX века и особенно вот этой кровавой эпохи 17-го – начала 18-го года, одна из самых достойнейших.
А. Митрофанова
– Спасибо вам большое за комментарий.
Ю. Пивоваров
– Пожалуйста.
А. Митрофанова
– Напомню, на связи с нами был академик Российской академии наук, историк Юрий Пивоваров.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница