Гость программы - Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Темы беседы:
- Неделя Жен-Мироносиц;
- Открытые лекции - возрождающийся интерес к новым знаниям;
- 9 мая - День Победы
___________________________________________
Константин Мацан
— Добрый вечер, дорогие радиослушатели, «Светлый вечер» на радио «Вера». Христос Воскресе!
Алла Митрофанова
— Христос Воскресе.
Константин Мацан
— В студии Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. И сегодня — пятница, и у нас в гостях, как всегда, глава Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ Владимир Романович Легойда, добрый вечер.
Владимир Легойда
— Добрый вечер. Христос Воскресе!
Наше досье:
Владимир Легойда. Родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах, кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. С 96 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома», он также входит в состав различных государственных и церковных органов. Таких как Президентский Совет по правам человека, общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Константин Мацан
— Продолжаются светлые пасхальные дни, и вот ближайшее воскресенье, второе после Пасхи традиционно считается, Церковь вспоминает в этот день жен-мироносиц. Его называют еще православным 8 марта. Такая уже немного набившая оскомину параллель, но тем не менее я посчитал нужным именно с нее начать. И нашего гостя спросить: а вы как к такому сопоставлению относитесь?
Владимир Легойда
— Вы знаете, я вообще стараюсь ко всему спокойно относиться. Я не считаю его фантастически удачным, это сопоставление, я понимаю, что это попытка, условно говоря, как в советское время пытались церковные праздники заменить советскими, так сейчас вот, говоря о каких-то популярных советских, мы в стремлении продемонстрирова
Константин Мацан
— Я читал где-то, что лучше тогда, наверное, не день жен-мироносиц называть православным 8 марта, а 8 марта называть светским днем жен-мироносиц.
Алла Митрофанова
— Хороший вариант.
Владимир Легойда
— Не знаю, в общем… Хотите поговорить об этом?
Алла Митрофанова
— Да мы хотим о других вещах поговорить. Костя все это время, пока вопросы задает, так многозначительно смотрит в мою сторону, видимо, имея в виду, что в студии есть женщина и она должна как-то выразить свое отношение…
Константин Мацан
— Я поздравить хотел бы.
Алла Митрофанова
— Спасибо.
Владимир Легойда
— Я тоже вас поздравляю, Алла Сергеевна, и хотел бы сказать, что мне очень нравится ваша человеческая, профессиональная солидарность, поскольку несколько дней назад я был в эфире на другой радиостанции, не будем никому делать рекламу, не будем нарушать никаких законов. И там в ситуации, когда тоже было двое ведущих, ведущая, когда, видимо, у нее силы были на исходе, она попыталась обратиться к своему партнеру, он кроме стандартного «я так тебя заслушался, что не знаю, что сказать», ничего не смог более сказать, никакой солидарности не было, и мне приятно видеть, что у вас такая профессиональная взаимовыручка.
Алла Митрофанова
— Спасибо.
Владимир Легойда
— Это была маленькая пауза, чтобы вы собрались с мыслями.
Алла Митрофанова
— Вообще, когда мы говорим про жен-мироносиц, это же сейчас нам уже привычно, и ХХ век внес свою лепту в этом смысле очень большую, говорить, даже в каком-то смысле, подчеркиваю, о равенстве мужчины и женщины в определенных сферах, в ХХ веке долго боролись за равенство в правах, за право женщины принимать участие в разных сферах общественной, политической жизни. Есть свои перекосы у всего, и у этого движения они тоже есть, и сегодня у нас другие вылезают подводные камни, о которых, наверное, тогда, в начале ХХ века, когда все это начиналось, никто и не думал. Оставим сейчас за рамками этот разговор, это, скорее, такое культурологическ
Владимир Легойда
— Изменилось отношение вообще ко всему, не только отношение к женщине. Христианство — это принципиально иной взгляд на мир, на мироздание, на человека, на Бога, на отношения человека с Богом и вообще на все пространство, которое мы сегодня называем культурой, тут в эпоху поздней античности так не называли, другие были представления и о культуре и обо всем. Но, конечно, это совершенно другое представление, и не только представление, не только мировоззрение — другой образ жизни, другая система координат вообще бытия человеческого, которая в том числе выражается и в новом отношении к женщине, и конечно в первую очередь это связано с той ролью, которую в христианстве играет Пресвятая Богородица. Но очень важно понимать, что, как мне кажется, чтобы, может быть, не повторять какие-то очевидные вещи, о чем хотелось бы сказать, очень важно понимать, что Евангелие оно, с одной стороны, оно дано нам целиком и литургическая жизнь Церкви в любую эпоху позволяет человеку полноценно участвовать в церковной жизни и быть частью Тела Христова через Таинство Евхаристии, а с другой стороны Евангелие может бесконечно раскрываться в культуре, в разных эпохах, в разных культурных событиях, культурных феноменах и так далее. При этом есть вещи, которые постепенно меняют окружающую жизнь. Скажем, простите за стилистическое снижение, вот это вот «женщина — тоже человек», то, что вошло в культуру благодаря христианству, оно ведь тоже не в одночасье вошло. Этот слом существовавшего в традиционных дохристианских культурах отношения к женщине как к существу второго сорта, оно, естественно, постепенно очень меняется. И в разных вещах проявляется в культуре, по-разному. А потом, скажем так, как вы справедливо заметили, иногда отрываясь от своего изначального смысла, получая дальнейшее развитие, вектор направления в каких-то частных случаях, отрываясь от цельности евангельского восприятия жизни, превращается иногда в свою противоположност
Алла Митрофанова
— Вы знаете, вы упомянули Пресвятую Богородицу, и мне бы хотелось вернуться немножечко к этой важнейшей фигуре. Потому что если Христа называют новым Адамом, то её иногда называют новой Евой. В каком смысле? Что принципиально нового вместе с ней происходит в нашем мире. Что такое она? Я, например, слышала такую точку зрения, что невозможно было Боговоплощение до тех пор пока человечество со своей стороны не проделало серьезных усилий, очень серьезных, в частности в той семье, в которой она родилась, в очень хорошей семье, поколениями были люди, которые, видимо, как-то очень правильно жили. Иначе такое дитя не было бы произведено на свет. Это своего рода тоже приношение человечества Богу, результат каких-то серьезных сдвигов и работы над собой.
Владимир Легойда
— Важнейшая тема, которую вы затронули, она очень сложная, я даже, может быть, не взялся бы в деталях и подробностях о ней говорить, я только вот на что хочу обратить ваше внимание… Понятно, что говоря о христианстве, это, собственно, в самом названии присутствует, мы всегда говорим о христоцентричнос
Чем отличается воскресение Лазаря от Христова Воскресения. Тем, что Лазарь, воскрешенный Христом, он все равно потом умирает. Воскресший Христос не умирает, Лазарь вышел, помните, когда Христос говорит: «Лазарь, выйди вон», — он вышел и был обвит погребальными пеленами. Причем, что такое погребальные пелены, они были пропитаны драгоценным составом и так далее, человек вообще самостоятельно не может освободиться, особенно, когда это засыхает. Когда мироносицы увидели гроб отверстый Христов, эти пелены лежали, то есть Христос прошел через них. Конечно, мы касаемся таких сложнейших тем, это именно так, это другое тело, это тело, которое не подвержено законам падшего физического мира. И Мы знаем, когда Он заходил в закрытую комнату, где сидели апостолы, Евангелие ведь не случайно подчеркивает, оно говорит о Воскресении, о жизни будущего века: мы уподобимся Христу и этому Телу Христову после Воскресения. И это девство Богородицы, роль Богородицы, возвращаясь к вашему вопросу, они призваны вот это все подчеркнуть от момента Христова Рождества.
Константин Мацан
— Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ сегодня в гостях в программе «Светлый вечер». Я немного позволю себе к менее глобальный, может, теме перейти. Сейчас обсуждается вопрос, может быть, не вполне нужно об этом думать, но тем не менее такой вопрос возникает: «А почему именно женщинам явился Христос первым? Почему не мужчинам-апостол
Владимир Легойда
— Более богословскую точку зрения не сложно найти… Я бы здесь на два момента обратил внимание, на которые стоит обратить. Господь как врач врачует те раны, которые были нанесены. И не будем забывать, что змей в Эдеме поражает женщину. Да? И жена говорит Адаму вкусить плод, и поэтому и исцеление должно таким образом происходить. Там есть разные версии, причем обе они имеют свои основания логические. Одна версия говорит, что женщина поражена, поскольку она более слабая, а другая версия говорит, что поскольку более сильная. В поединке ты повергаешь более сильного противника, и он потом более слабых… Условно говоря, именно потому что Ева могла соблазнить и Адама, она была соблазнена змием.
Алла Митрофанова
— Как хорошо, что я не богослов. Я этих более сильных не очень понимаю.
Владимир Легойда
— Это потому что вы не мужчина и не знаете, кого надо первым бить в драке. Более сильного соперника, если их несколько.
Алла Митрофанова
— Как хорошо, что мне не приходится заниматься такими вещами.
Владимир Легойда
— К счастью нам тоже, я надеюсь, с Константином Михайловичем не приходится. Первый момент — это некая зеркальность, евангельские события зеркальность того, что было в свое время в Эдеме. Исцеление, которое приносит Христос, антидот греха, который Христос приносит, поскольку он исцеляет ту болезнь, которая когда-то была занесена прародителями. Вот Он на нее, собственно, и реагирует. А второй момент, который как все в Евангелии, является дополнением, не противоречием, не альтернативным выбором, дополнением к обилию глубоких смыслов заключается в том, что женское служение Христу. И многократно это отмечалось, что по разным причинам на Голгофе кроме апостола Иоанна не было больше никого из мужчин-апостолов
Алла Митрофанова
— Мы еще подробнее поговорим о женах-мироносица
Константин Мацан
— Мне что стало интересно в связи с этой лекцией. Я насколько понимаю, вы рассказывали о смыслах Пасхи.
Владимир Легойда
— Да. Старался.
Константин Мацан
— Я уверен, что у вас получилось.
Владимир Легойда
— Спасибо.
Константин Мацан
— Хотя я на лекции не был, но я был на других ваших лекциях не раз.
Владимир Легойда
— Как приятно приходить в ваш эфир…
Константин Мацан
— Как приятно, что вы к нам приходите… Но я все-таки задам вам вопрос. С третьего раза. У меня есть ощущение, что сегодня этот жанр лекции становится все более-более популярным. Наверное, у многих такое ощущение есть, можно просто посмотреть, как много различных общественных лекториев, интернет-портало
Владимир Легойда
— Я, наверное, не знаю, насколько вы правы насчет 10 лет. Потому что все так или иначе этот жанр присутствовал и в 90-е годы, особенно если брать тему религиозную, то были популярны выступления различных публицистов, миссионеров и в 80-е годы… Отец Александр Мень много выступал с беседами, с лекциями, потом многие другие священники. Поэтому я не готов сказать, не из чувства противоречия, я просто не знаю, насколько так или нет. Тут как раз, может быть, интересно вот что. Мы ведь с вами живем в эпоху разнонаправленны
— А как вы с ними при этом общаетесь? Где вы стоите?
Он говорит:
— Я не стою, я сижу.
— Где вы сидите?
— Я сижу в сторонке, а дети смотрят на экран.
«Дети» преподаватели называют студентов, хотя они такие себе дети… И для меня, я ни в коей мере не хочу сказать, что это плохо, но я не могу себе этого представить, что я полтора часа сижу где-то на стульчике, наверное, я в этом смысле не прав, психологическая особенность. То, зачем ты заходишь в аудиторию, то, на чем всё построено, этот контакт, когда ты смотришь в глаза, тебе отвечают или не отвечают, и ты понимаешь, что надо что-то делать, чтобы начали отвечать. Как вот ты оценишь успех лекции?
Алла Митрофанова
— Я поняла, спрятаться не за чем, мультимедиа нет, и… И получается, что либо ты держишь аудиторию, либо…
Владимир Легойда
— Ну да, может быть и так. Для меня даже не вопрос «спрятаться», а вопрос контакта. Потому что когда нет контакта, очень тяжело, когда большой зал, когда нет контакта, ты не понимаешь же реакции, это очень сложно.
Константин Мацан
— Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ, сегодня в гостях у программы «Светлый вечер», в студии Алла Митрофанова, я — Константин Мацан, мы прервемся, вернемся через минуту.
А. Митрофанова
— Еще раз добрый светлый вечер, дорогие радиослушатели. Константин Мацан, я — Алла Митрофанова и в программе «Светлый вечер», как всегда по пятницам, Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Владимир Романович, мы когда с Костей опять же сидели и думали, какие вопросы вам можно было бы сегодня задать наиболее актуальные. Мы поняли, что нам все-таки не избежать темы замечательного праздника Дня Победы.
В. Легойда
— А почему вы должны избегать?
А. Митрофанова
— Поскольку мы журналисты, и мы помимо той очевидной, прекрасной и фантастической, и замечательной волны теплоты, которая была в понедельник, по-моему, все это почувствовали, и это здорово, и замечательно, тем не менее обращаем внимание, у нас так, простите, мозги устроены — критическое мышление работает. На один такой феномен, тренд, не тренд, надеюсь, что нет, надеюсь, что вы сейчас нам как-то опровергните опасения эти. Есть особенность такая — лакировать настоящее или лакировать прошлое, и то, что, я сейчас, поймите меня правильно, никоим образом не пытаюсь сказать о том, что великая Победа, это не великая Победа, это вообще событие, которое в каком-то смысле перевернуло наше сознание, и продолжает это делать до сих пор. Но то, что во время Великой отечественной войны не всё было безусловно, и на фронте, и в тылу, и много где еще, и в политике, и в отношениях между людьми, это тоже факт. И мне кажется, что если мы хотим понимать, кто мы такие, то нам очень важно на такие темы размышлять и рассуждать. А у нас сегодня, у меня возникает такое ощущение, как будто бы есть некий запрет, табу, это не трогать. Не будем разбираться, какие ошибки были совершены руководством, командующими в ходе сражений, в тылу во время Великой отечественной войны, потому что Победа — это свято. То, что это свято никто не отрицает, но разве мы не можем размышлять над ошибками? Немцы ведь это сделали.
В. Легойда
— Над какими ошибками? Немцы — Слава Богу, что это сделали, потому что там были ошибки другого рода.
А. Митрофанова
— У нас тоже их было достаточно.
В. Легойда
— Мы не были страной-агрессор
А. Митрофанова
— Хорошо, с этим никто не спорит.
В. Легойда
— Спорят, к сожалению, вот в чем беда. Я понимаю, что вы о другом все равно, да?
А. Митрофанова
— Я о том, что… Не устаю приводить этот пример, Германия настолько отрефлексировала свои ошибки того времени, что сейчас, если там где-то и возникают какие-то намеки на нацистские движения, то это настолько маргинально, что всерьез к этому относится даже не стоит, но люди к этому относятся серьезно и пресекают это на корню. У нас с изучением нашего прошлого и с какой-то рефлексией на эту тему всё несколько сложнее. Скажите, что вы об этом думаете?
В. Легойда
— Понимаете, я могу догадываться, что вы имеете в виду, но деликатная форма, в которую вы облекли свои мысли, она достаточно общая, и поэтому здесь мне сложно более конкретно ответить. Мне кажется, что и в Германии, и у нас есть люди, которые, как вы выражаетесь, отрефлексировали прошлое, а есть которые не вполне его отрефлексировали
А. Митрофанова
— Провокация, провокация…
К. Мацан
— Я сижу, улыбаюсь.
В. Легойда
— Или вдохновленный замечательным гостем журналист, что, конечно, больше соответствует действительности
Мне кажется, я может быть ошибаюсь, я может быть неверно вас услышал, но меня это больше даже беспокоит. Когда путают — критический разбор, отношение к истории, переосмысление с тем, когда идет подъем, который сейчас очень важен, потому что, конечно, вспоминая не удачные, может быть, не вполне удачные сравнения байкера Хирурга… Но опять же это была попытка художественного осмысления. Он-то говорил это по поводу фильма, который они снимали. Но тем не менее… Все равно нельзя недооценивать это значение для нашего народа сегодня, для его самосознания сегодня, для понимания его истории, кто мы, откуда и куда. И в этот момент начинать говорить о деталях, которые в данном конкретном случае просто не важны, мне кажется, не верно.
А. Митрофанова
— Я другое хотела сказать. Действительно вы меня не так услышали, может быть, говорили о более наболевших вещах, более существенных, и, наверное, это справедливо. «Бессмертный полк» — это настолько круто, по-моему, это…
В. Легойда
— Я даже не про «Бессмертный полк», извините. Я вообще про все это… Вспомните, как проходили Дни Победы, мы всегда праздновали, но 10 лет назад. Кто там выступал на Красной площади, это было… туда даже было стыдно ветеранов пригласить. В какие-то годы у нас, я помню, диалог был с друзьями, что сюда ветеранов не приведешь, тогда был смысловой провал. А сейчас это действительно достойно, достойно.
А. Митрофанова
— Мы когда общались по телефону с человеком, который задумал «Бессмертный полк», в Томске эта инициатива родилась, замечательная, прекрасная, он-то как раз рассказывал о том, что это ведь не только явление, которое имеет место 9 мая, «Бессмертный полк» — это мощный сайт, который доступен каждому человеку в любой точке планеты, можно туда прийти, рассказать историю своего дедушки, бабушки. Таким образом, может быть, попытаться найти тех людей, которые вместе с ними служили. Это ресурс, который объединяет людей, позволяет им взаимодействоват
В. Легойда
— Может быть, более подробно? Потому что вопрос серьезный, я с удовольствием, если…
К. Мацан
— Мне тоже хочется очень многое сказать на эту тему, но я проявлю глубочайшее смирение…
В. Легойда
— (Смеется) Не свойственное вам в обычное…
К. Мацан
— Не свойственное мне в обычной жизни. И скажу, что у нас в гостях сегодня был Владимир Романович Легойда, профессор МГИМО, главный редактор журнала «Фома», глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. В студии были Алла Митрофанова, я — Константин Мацан. Спасибо огромное за беседу эту.
В. Легойда
— Спасибо вам.
К. Мацан
— До свидания. Христос Воскресе!
В. Легойда
— Воистину Воскресе Христос.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.