Светлый вечер с протоиереем Артемием Владимировым (эфир от 08.03.2015)

Светлый вечер - прот. Артемий Владимиров ( эф. 08.03.2015) - Часть 1
Поделиться
Светлый вечер - прот. Артемий Владимиров ( эф. 08.03.2015) - Часть 2
Поделиться

прот. Артемий Владимиров2У нас в гостях был духовник Алексеевского женского монастыря в Москве протоиерей Артемий Владимиров.
Наш гость отвечал на вопросы Тутты Ларсен и Владимира Аверина о том, почему на Земле существует зло и страдания, как Бог допускает болезни детей и почему мир не идеален.

Ведущие: Тутта Ларсен, Владимир Аверин

Т.Ларсен

— Здравствуйте, друзья! Это программа «Светлый вечер». В студии Тутта Ларсен.

В.Аверин

— И Владимир Аверин, добрый вечер!

Т.Ларсен

— Сегодня у нас в гостях духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, член Союза писателей России, педагог, протоиерей Артемий Владимиров.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Приветствую вас, дорогие наши друзья.

Т.Ларсен

— Здравствуйте!

Досье:

Протоиерей Артемий Владимиров родился в Москве в 1961 году, окончил филфак МГУ. В 1988 стал священником, служение начинал в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. С 1991 — настоятель храма Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря. После его возрождения в 2013 году стал духовником обители. Член союза писателей России, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российского православного университета. Заместитель декана факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения.

Т.Ларсен

— Для начала хотела бы задать некий тон нашей беседе и в качестве эпиграфа к этому часу процитировать, не полностью, недавний нашумевший текст. Знаменитый британский актер, писатель, общественный деятель, публицист Стивен Фрай выступил в некоторой передаче, где ему финальный задали вопрос: «Что бы он сказал, оказавшись, пред вратами Рая и встретившись с Господом Богом?», – он сказал: «Я бы всего лишь на всего спросил про детей с раком костного мозга, как Ты, Бог, мог создать мир, в котором страдают невинные. Это не есть правильно – это зло. Почему я должен поклоняться такому Богу, который создал мир, полный несправедливости и боли?». Очень серьезную дискуссию вообще в прессе, в интернете, в сообществе интеллигентных людей целую неделю, этот монолог вызывал и до сих пор занимает умы. И на самом деле очень частый вопрос, который задают люди христианам: «А что же, действительно, ваш Бог такой мир несовершенный создал, где дети умирают, старики страдают и вообще какие-то гнусные насекомые существуют, зачем их создали?»

Протоиерей Артемий Владимиров

— Вопрос этого господина достаточно страшно выражен, и подлинная интеллигентность, то есть просвещенность, как в земном, так и в духовном должна была бы подсказать ему иные слова и иной образ мышления. Почему? Потому что Бог создал действительно прекрасный мир и не зря еще с детских лет мы слышали слова советской песенки «Как прекрасен этот мир». В нем не было ни страданий, ни болезней, ни греха, но человек, как и господин Фрай, почтенный свободой произволения, уклонился в ту сторону, в какую не должен был обращать свой нос. Нарушив завет верности и любви с Богом, наш общий пращур, как известно, лишился той гармонии, того света, той красоты, исказил замысел Творца о себе и мы, его потомки, входим в мир поломанный, мир дисгармоничный, мир, в котором действует не только добрая, но и злая людская воля. Что я имею в виду? Представьте себе молодую женщину, которая подсела на легкие наркотики, я думаю, господин Фрай нам много может рассказать об этом. И вот она забеременела, ежику понятно, тем более – физиологу, терапевту, да просто здравомыслящему человеку, что ребенок, утробный плод во чреве матери, находится в теснейшем единстве с самим организмом будущей родительницы, просто табачный дым, который вдыхает будущая мама, через пуповину проникает в мозг того же ребенка. А если исследовать состав современных сигарет, то это совсем не душистый явайский табак XIX века – это не элитная кубинская сигара, но это адская смесь химических элементов. Зачем я об этом говорю? Затем что мы все связаны «круговой порукой добра», и все человечество представляет собой единое целое, ни одна часть которого не имеет автаркии, независимости, самостоятельного бытия. А тому же американскому актеру я задал бы свой вопрос: «Дорогой мой, я не знаю, как там, на предмет Рая, еще нужно подумать, допустят ли нас туда. Но что Вы скажете о том, что еще до появления на свет Божий миллионов младенцев, их родители, не читая Федора Михайловича Достоевского о цене слезинки замученного ребенка, уничтожают и четвертуют плод своей любви, истребляют кровиночку и слезиночку, не дав ей увидеть этот прекрасный мир. Совершенно понятно, что дети и родители есть некое нерасторжимое целое, и даже без всякой мистики, без ссылки на Божественные законы рационально осмысляя искореженную жизнь взрослых людей, бабушек и дедушек, мы можем понять, что на детях генетически, эмоционально и физиологически отражаются те неправильности, те аномалии, те патологии, которые свойственны их родителям. Мы, батюшки, в отличие от актеров, каждую неделю или раз в месяц бываем в гематологическом детском отделении, смотрим на деток и помогаем тем, кто почему-то вдруг заболевает саркомой в 6-8-12 лет. Сегодня видно, что совсем не детские болезни, например, диабет, поражают ползунков и сосунков. И объяснение этому только одно: чем дальше человечество отдаляется от вечного нравственного закона, чем более оно пленяется европейской, американской гендерной концепцией, когда считается, что даже пол ребенка – это большая загадка, во всяком случае, некая маска, которую можно сменить и надеть другую, тем более умножаются беды и несчастья, и страдания. Но у них есть свой смысл. Открывается это, безусловно, не комедиантам-атеистам, а тем, кто понимает, что земная жизнь есть испытание. На Руси всегда говорили у нас: «Господь терпел и нам велел». Важно, с каким сердцем ты принимаешь данный тебе крест.

Давайте вспомним Евангелие и увидим на Голгофе крест Иисуса Христа. Спаситель страждет за господина Фрая, за его детей, за еще не родившихся его внуков, за каждого из нас, а окрест, справа и слева, – два креста, два разбойника. Один произносит: «Господи, я приемлю достойное за свои грехи, но помяни меня во Царствии Твоем». Другой ропщет, кощунствует, употребляет те самые эпитеты, которые прозвучали, к сожалению, и к трагедии для актера в эфире. По существу, с сатанинской злобой он обращается к Тому, имя которому Любовь. И в лице этих двух распятых, одесную и ошуюю, справа и слева, все человечество. Младенцы, в отличие от разбойников, не искушены во зле, но они, будучи, по существу, органичной частью родителей, несут на себе последствия наших собственных ошибок.

В.Аверин

— Поскольку уж зашла речь, оттолкнулись от цитаты, если верить Писанию, что все живые существа были созданы в первые шесть дней творения.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Безусловно.

В.Аверин

— Значит, и насекомые, которые откладывают личинки в глаза детей, были созданы в те же шесть дней творения. Или, например, микроб, который вызывает чуму, был создан тогда же. И вирусы, которые поражают, были созданы тогда же. В таком случае, возникает резонный вопрос. А в каком состоянии они пребывали в Эдемском саду, когда человек не был подвержен этому всему и в какой момент?

Т.Ларсен

— Почему нельзя вообще без них было обойтись?

В.Аверин

— В какой момент они были выпущены наружу, в каких коробочках они были созданы, с какой целью они были созданы тогда, когда человек был безгрешен? То есть Провидение было такое, что понадобится, чтобы наказать человечество за грехи его с помощью этого всего?

Протоиерей Артемий Владимиров

— Я, к сожалению, не присутствовал при творческом акте мироздания, но догадываюсь шестым чувством, интуицией, что в Раю не было смерти (вопреки утверждениям некоторых эволюционистов, наподобие отца Александра Меня, который убеждал своих читателей в том, что смерть закономерна и тление де присутствовало уже тогда до грехопадения). Священное Писание свидетельствует: Бог не создавал смерти…

В.Аверин

— Нет, извините, в Священном Писании о том, что появилось после творения ничего не сказано. Я вот как раз этот момент хочу уточнить.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Я думаю, что комары, которые не сосали до грехопадения человеческую кровь, исполняли тогда своим хором, своим меццо-сопрано такие произведения, которые славили Творца…

В.Аверин

— Никто ничего не ел…

Протоиерей Артемий Владимиров

— До грехопадения звери не пожирали друг друга. Об этом сказано в святоотеческих трудах, например, святого Григория Нисского, который свидетельствует, что и тления тогда не было: плод, вызревавший на райской ветви, не имел подгнившего бочка и, падая, не разлагался на молекулы и атомы. Мы сегодня мыслим о той жизни в грубых категориях нашего пространства и времени. Думается, что только через худое произволение человека, подчинившегося падшему духу, в свою очередь ниспадшего с неба, тление, распространяясь, накладывало на животных свой отпечаток. Домашние животные напоминают нам о Рае, потому что в них много такого, что обусловлено их близостью к человеку. А вот хищные звери – рыси, леопарды, прыгающие с деревьев на спину путешественнику, – ненависть, озлобленность, ярость – это как раз следствие грехопадения.

 

В.Аверин

— Я напомню, что у нас в студии протоиерей Артемий Владимиров – духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, член Союза писателей, педагог. Я Вас спрашиваю именно поэтому, потому что из того, что Вы говорите, возникает еще и следующая крамольная мысль: если не было разделения на ненавистников животных и условно «праведников» домашних, если не было тлена, тогда получается, что наказаны невинные, не они, собственно, отвечают за грехопадение – это человеческий род за это отвечает, но наказаны они. И они переродились и появились, я не знаю, копрофаги, и появились те, опять же жуки и черви, которые ответственны за поедание трупов, и появились бактерии, которые собственно для того и существуют, чтобы эту разложившуюся плоть перерабатывать во что-то, даже в нефть или каменный уголь, вот это все появилось. Они наказаны невинно, а это большой вопрос.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Много тайн, которые превышают наш ratio. На это можно ответить и так. Вы почитаете Бога справедливым, воздающим каждому по делам его, – вы ошибаетесь. Все человечество находилось под печатью греха. Но является в мир воплощенная любовь – Христос Искупитель, Солнце правды и любви, восходит на Крест и Своими страданиями на Кресте (уж если мы говорим в категориях веры, уходя умом за прагматику человека безрелигиозного) Христос Искупитель берет на себя страдания, болезни, снимает ответственность со всего человеческого рода, и добродетель одного оправдывает всех согрешивших. В этом нет справедливости, потому что всеобъемлющая любовь Божья распространяется своими лучами и проникает в сердца и правых, и виноватых, и человечество в Нем, во Христе, ради Его страданий и воскресения, обретает путь к вечности. Вина снимается со всех, поэтому нужно утвердиться, на мой взгляд, только в одной мысли – человеческая личность того же младенчика, она не существует сама по себе. Мы семья – «я, ты, он, она вместе – целая страна», и если дворянин, не соблюдший присягу, лишался своих привилегий, преференций, как бы мы сегодня сказали, лишался дворянства, то и дети его де-факто были лишены этих преимуществ, которые в дворянском сословии были выработаны за предшествующие столетия. Мы связаны единой круговой порукой и добра, и любви, и в этом смысле для меня важен только один аспект – бесконечная ответственность сознательной, мыслящей, волящей личности за своих потомков, за своих детей. Мое нравственное состояние дает многократное эхо в сердцах детей и внуков. «Семь раз отмерь, один раз отрежь.» И здесь даже нет мистики и метафизики, но в физиологическом отношении мы, будучи единым целым, призваны трижды подумать, прежде чем произнести матерное слово, которое, как доказывают генетики и биологи, разрушает на клеточном уровне структуру нашей личности.

Т.Ларсен

— Если все-таки вернуться к вопросу о справедливости. Например, очень часто я как мама, как человек, который постоянно взаимодействует так или иначе с темой материнства и детства, сталкиваюсь тоже с таким вопросом: почему сплошь и рядом наркоманки, алкоголички, асоциальные женщины рожают здоровых детей и бросают их в доме малютки, а женщины прекрасные, интеллигентные, которые всю жизнь хотят быть мамами, живут в браке со своими любимыми мужьями, не могут зачать и родить ребенка? Где справедливость тогда? Почему вот эти, которые по идее вообще безответственные и даже ни капельки не думают о том, как их потомство будет отвечать за их грехи, рожают здоровое потомство и исчезают. А те, которые готовы взять на себя всю ответственность, не могут этих детей иметь?

Протоиерей Артемий Владимиров

— Говорят, что существует принцип комплементарности – взаимного восполнения. Бог создал мир таким многообразным, и мы настолько разные: есть северные страны, есть южные. На севере – вечные снега, на юге – лазурь морская, все это многообразие создал Господь для того, чтобы возрастала взаимная любовь. Южане приглашали эскимосов, предоставляли им купаться в голубых лагунах и, напротив, сами могли смотреть на северное сияние, восторгаясь многообразием этого мира. Может быть, бездетные пары могли бы проявлять подвиг любви, усыновляя малышей столь несознательных родителей.

Как батюшка я думаю, что ваш пример, скорее исключение, наследственность – вещь упрямая и, к сожалению, так часто дети по внешности здоровые, войдя в подростковый возраст, вдруг являют такой букет и психических, и душевных, и телесных отклонений, что само усыновление сегодня становится проблемой. Господь, вы помните, не отталкивал Иуду до последнего, побуждая его раскрыть свою темную совесть, зараженную злобой. И последний повесился вопреки воле Божьей, вопреки объятиям Христа, призывавшего его покаяться. Может быть, рожденный вопреки очевидности здоровый малыш дан был несчастной даме из группы риска для того, чтобы она удивилась милости Божьей, для того, чтобы пробудился ее материнский инстинкт, ее чувства, чтобы она поверила, что в мире есть любовь. Ведь всякая мама, рождающая дитя, знает, что это произведение, этот шедевр не ею слеплен… И еще. Вот сейчас Россия разрабатывает закон о запрещении ввоза к нам в страну генномодифицированных пищевых продуктов. Интеллигентные пары должны думать, что они едят. Потому что, к сожалению, бесплодие, я знаю это наверняка, часто провоцируется, как абортами на ранней стадии, так и плохой экологией, поскольку люди, именующие себя потребителями, неразборчиво употребляющие то, что им подсовывают (Е324, Е508), к сожалению, становятся жертвами современного положения. Не зря же один из рокфеллеров сказал: «Власть над миром проста, как 2х2=4. Мы должны знать, что едят люди и руководить этими процессами». И все равно, сколько бы мы ни искали с вами объяснений, всегда остается некая тайна, сверхрациональная тайна жизни. Ответ на эти вопросы, думаю, получает, не бунтующее, лукавое, озлобленное сердце, но то, которое умеет видеть в себе самом червоточину. Потому что никто из нас не праведник и мы, только примирившись с вечным нравственным законом правды и любви, можем внутри самих себя найти объяснение тех жгучих вопросов, которые задает наш воспаленный мозг.

В.Аверин

— Скажите, пожалуйста, если ответственность не персональная, а ответственность рода. Все равно, так или иначе, и у Вас прозвучало – гены, наследственность, передача каких-то вещей до седьмого колена, после седьмого колена, вместо седьмого колена. Как сегодня выстраивать свои отношения? Я даже не беру вопросы справедливости, я беру вопросы ответственности, потому что Ветхий Завет, там это все четко совершенно – до седьмого колена.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Если мы касаемся Священного Писания и пытаемся осмыслить Откровение Божие, запечатленное в Ветхом Завете, равно как и в Новом, то не всякий грех распространяет свое омрачающее влияние до четвертого или до седьмого колена. Например, наказание за грех убийства помазанника Божия, то есть лица, освященного Господом Богом и поставленного во главе человеческой иерархии, действительно, распространяется до четвертого колена, когда общество пожинает плоды – революционные бациллы, приведшие к кровавому посягательству на жизнь Божьего помазанника. Но Библия чужда детерминизма и полагает в свободной воле человека разрешение всех зол. Вспоминаю пророка Иеремию, который говорил: «Если отцы ели кислый виноград, то дети не будут на устах чувствовать оскомину. Если сын идет путями правды, грехи родителей не ложатся на него бетонной плитой», – своими словами толкую я эти слова. То есть, если я согласую свою жизнь с нравственным законом, то преступление дедушек, разорявших храмы и расстреливающих христианские демонстрации, не отзываются страданием в человеке. Но если я усугубляю преступления пращуров, демонической гордыней, самоутверждением, отрицанием нравственного закона, поставляя законом собственные эгоистические мотивы, полагаю, что тьма родовых грехов действительно становится непроницаемой в жизни несчастных потомков.

В.Аверин

— А вот как эти подростки, которые здоровыми младенцами, рождаются у наркоманок и Вы сказали, что в подростковом возрасте у них проявляются разнообразные отклонения – физические, духовные, умственные, какие угодно, вот они тогда, как? За что? Если на устах детей не должно быть оскомины от кислого винограда родителей?

Протоиерей Артемий Владимиров

— На это могу только сказать, что у каждого из нас, здесь присутствующих, равно, как у наших слушателей, на плечах не кочан капусты, а голова. И мы с вами, взрослые люди, понимаем, еще раз повторю, бесконечную ответственность будущих родителей за здоровье их детей. И можно опять-таки, не поднимаясь к метафизике и к религиозному осмыслению нашего бытия, но в аспектах простой физиологии тотчас понять, что Lucy in the Sky with Diamonds – ЛСД, которые ввели в мир Битлз, пропагандируя в своих поздних альбомах соответствующие наркотические вещества, разрушают генофонд нации. И мы живем в такое время, когда кто-то говорит: Après moi le déluge – после меня хоть потоп, а мне плевать, мне очень хочется, я не знаю в каком чаду и дыму и с кем я зачинаю детей и вообще я не думаю о последствиях своего поведения. А кто-то (я думаю, мы еще поговорим в следующих передачах об этом) сохраняет себя даже от несанкционированного поцелуя. Какая-то девушка хранит свое девство, невинность, чистоту, понимая, что это Божий дар, это сокровище она посвятит любимому человеку и, сказав ему: «Тебе навек я отдана, тебе пребуду я верна», она еще и молится Господу Богу, чтобы Бог даровал ей малыша розовощекого с золотым локоном над ушком, который воспримет мамины добродетели и умножит на земле царство красоты, порядка и справедливости.

Т.Ларсен

— Это программа «Светлый вечер», в студии Тутта Ларсен и Владимир Аверин. Сегодня у нас в гостях протоиерей Артемий Владимиров. Вот, кстати, мне хотелось бы продолжить тему розовощекого малыша и ответственных родителей. Потому что буквально несколько недель назад я и мои знакомые стали свидетелями чудовищной трагедии. У наших общих друзей, бесконечно ответственных и заботливых родителей, погиб в год и семь ребенок, утонул в бассейне на Бали. Вот такая чудовищная совершенно… абсолютно, с точки зрения нашей, несправедливость произошла. Потому что это была действительно какая-то… Богом поцелованная семья. Они его так носили, они его так правильно рожали, они его не прививали, они его на себе везде таскали. Они были единым целым все втроем и вдруг, такая трагическая случайность. Здесь вроде бы ничего такого, не было родового наследственного греха, а все равно за что? Почему?

Протоиерей Артемий Владимиров

— Однажды, я выехал с такой же семьей по приглашению наших прихожан в европейскую страну. Мы сидели и ждали, когда подадут горячую рыбу, я был в подряснике, только появились мобильные телефоны, и я смотрел на первое сообщение, родители подымали бокал прекрасного Grande Reserve 2005 года, малышка ходила вдоль кромки бассейна и смотрела на отблески воды в лучах полуденного солнца. Расслабляющая атмосфера, свежий воздух, мама, которой никак нельзя отказать в материнском чувстве, посматривала на легкие облака. Вдруг произошло то, чего никто не ожидал, но что можно прогнозировать, если ребенок  находится рядом с водой. Мы должны уже находиться внизу в водолазном костюме и смотреть, как бы чего не вышло. Младенчик кувыркнулся и пошел ко дну. Произошел шок… родители не двинулись с места, материнское сердце замерло. Может быть, Бог тогда внушил мне вместе с телефоном в подряснике ринуться в этот бассейн. Я благодарю Господа, что такое импульсивное решение пришло ко мне сверх рационального осмысления ситуации. Естественно, я вытащил младенца (естественно, телефон умер в тот же час).

Конечно, на Бога надейся, сам же не плошай. Я часто встречаюсь с такими историями (ребенок проглотил какой-то наборчик с пилочками для ногтей) и всегда думаю о том, сколько глаз должна иметь мама, наверное, как многоочитый херувим, чтобы не спускать с ребенка очей и прогнозировать такие ситуации.

Я всегда, когда встречаю подобные вопросы, вспоминаю Вифлеемских младенцев. Церковь верует, что эти абсолютно безвинные дети, не просто упавшие в бассейн, а кровожадным сатрапом уничтоженные, как звездочки, сияют на небесах. И если бы не было вечного плана бытия, если бы человеческая душа, пройдя узкими вратами смерти, не входила в иные пространства, где сияет правда и любовь, мы бы не нашли никаких ответов на эти трагические вопросы. А родителям, конечно, будем соболезновать и молиться, чтобы Бог их наградил дитятей, которое утешит безутешные сердца.

В.Аверин

— А в таком случае, почему родители должны быть безутешны. Вот судя по тому, что Вы говорите, Вы ведь не сомневаетесь в том, что это все нормально, это Промысл Божий, у каждого явления есть свои объяснения. Вы не сомневаетесь… вот правда, я Вас слушаю, сомнений нет, у Вас для всего есть объяснение, тогда, если это верующие родители, то они ни минуты не должны скорбеть. Они должны возрадоваться, что их дитя попало на небеса, молиться, рожать следующего, ну вобщем не допускать скорбь в сердце свое.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Я думаю, что подобные рассуждения были бы просто кощунственными, услышь нас мама, у которой есть дитя. Человек – это не ментальный континуум, человек – это не мыслящая доктрина, но у нас живые сердца, живые души, которые не могут не сострадать, и в этом смысле жизнь никогда не уместится в прокрустово ложе никаких богословских пособий. Перед нами трагедия и назвать нормальной ситуацию мы не можем – это драма жизни, в которую можно проникать не холодным умом информанта из радиорубки, но только сочувствующим, любящим, состраждущим сердцем. И как бы ни утешала нас вера в то, что «увядание земное цветов не тронет неземных» (это Тютчев о человеческой душе), «не все, что здесь цвело, увянет». Но только сострадающей любовью, когда, может быть, в устах нет слова, но есть глаза, наполненные слез, мы можем входить в подобную драму лично или заочно. И у меня не может быть объяснений всего, но я вспоминаю себя студентом филологического факультета, когда, еще находясь под воздействием советской школы, плоть от плоти 1960-х годов, я впервые прочитал  (мне нужно было сделать это за двое суток) три томика Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» на папиросной бумаге. Хотя сейчас выясняется, что приведенная им статистика в десять раз завышена, но тем не менее, когда я читал первые главы – одиночные камеры, этап, – у меня, еще тогда советского школьника, реакция была такая, что я буквально стал кататься по дивану от физической боли, и какой-то вой подымался из моей души, я не понимал, что это, как это. И тогда в этом аффективном состоянии я вдруг почувствовал, что если нет неба, если нет вечности, где каждому воздается по делам его, земная история не имеет оправдания. И поэтому наш разговор сегодня одновременно и тяжелый, и легкий, потому что, кто ищет, тот найдет ответ, если идет дорогой веры, надежды и любви.

Т.Ларсен

— Хотела как раз добавить к этим словам отца Артемия, у меня есть знакомые, прихожане Ваши, кстати, и у них дочь три года болела саркомой, причем, заболела в 18 лет, ушла в 21 год. Мы все наблюдали за этой драмой и сопереживали, сочувствовали, за них молились, в итоге, когда Ангелина ушла, и я позвонила ее маме, чтобы выразить как-то свое соболезнование, начала рыдать… я начала рыдать в трубку, а она стала меня утешать. Можете себе представить?

И меня просто потрясло тогда это мужество, это даже не мужество – это вера человека, который сказал, слава Богу, ей там хорошо, она оттуда на нас смотрит, за нас молится, она ушла чистым ангелом …

Протоиерей Артемий Владимиров

— Я помню эту девочку.

Т.Ларсен

— Знаете, да? Вы ее отпевали в день Севастийских мучеников. Она в последние дни жизни в хосписе находила силы помогать другим детям, которые там с ней лежали. И для меня – это тоже такой вопрос: что это? Это страдание? Это урок? Это необходимое условие, чтобы люди поверили и воцерковились?

Протоиерей Артемий Владимиров

— Но они не были лишены веры и до начала этой болезни. Это драма жизни, которую можно преодолеть только, смотря сердцем в вечность. Да, это действительно был ангел (по имени и житие), и мне сегодня к нашему разговору еще один маленький эпизод вспоминается. Чета достаточно еще молодых родителей. Они пришли с озабоченным выражением лица, их девочке должны были делать операцию – опухоль мозга.  Я беседовал с папой и мамой – совершенно современные люди, крещеные, но и только. И мы пришли к взаимному согласию, что в день, когда будет совершаться эта критическая операция (прогнозы были fifty-fifty – 50 на 50), они встанут на чистый плат венчания, я возложу венцы на их главы, и мы будем молиться, чтобы Дух Божий, который снизойдет, соединит их сердца и восполнит недостающее к их любви. Мы будем молиться о здоровье ребенка. И вы знаете, благодать сошла, они, исполненные надежды, покинули храм, а через три месяца девочка пришла с огромным букетом вместе с родителями, они поставили этот букет пред иконой Всецарицы, где мы молимся об онкологических больных, девочка растет благополучно. Важно внутреннее состояние родителей, они уверены, что небо раскрылось, и Господь Бог содействовал рукам врачей, девочка на удивление обрела не просто здоровье, но восстановились самые важные функции ее организма, мозговой деятельности. Родители уверены, что их вера не была посрамлена.

В.Аверин

— А если бы чудо не совершилось, то тогда, значит, что они должны были усомниться в своей вере? Тогда, значит, благодать не сошла?

Протоиерей Артемий Владимиров

— За них мне отвечать трудно.

В.Аверин

— Ну это довольно частая ситуация.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Как будто не произошло ничего сверхъестественного. Думаю, что еще больший букет они принесли нейрохирургу, искусство рук которого и сотворило это обыкновенное чудо, но к нашему разговору я вспоминаю страдальца Ветхого Завета Иова, который, лишившись всего, в том числе и детей, сидя в скорби, и весь пораженный проказой, давал ответ всем, может быть, последующим страдальцам, в том числе и не находящим объяснения в своей скорби: «Господь дал, Господь взял. Буде имя Господне благословенно отныне и до века». «Если я и за хорошее был благодарен Богу, – отвечал он своей супруге, почти помешавшейся от боли об утрате, – то неужто не приму от Него и скорби». Бог восстановил здоровье Иова, а наша жизнь все равно остается полной страданий, наша жизнь все равно есть подвиг и прежде всего нравственный подвиг, ведь мы не должны ломаться под ударами судьбы.

Т.Ларсен

— Ну вот, насколько я понимаю, Ваш приход в достаточно большой степени окормляет людей с онкологическими заболеваниями, у вас чудотворная икона Всецарица, и Вы, наверное, как никто постоянно имеете дело и с чудесами и с….

Протоиерей Артемий Владимиров

— Человеческими страданиями.

Т.Ларсен

— Да, страданиями. Вы свидетель того, как несправедливость или ответственность реализуется действительно в скорбях настоящих. Что, неужели жизнь человека в вере вообще невозможна без скорби и страданий? Ведь, казалось бы, Христос за нас уже пострадал, уже все за нас взял на себя, почему же тогда путь веры должен быть таким?

В.Аверин

— Более того, в этой студии неоднократно звучала мысль от Ваших коллег, что очень многие сегодня приходят к вере как раз через страдания.

Т.Ларсен

— И никак иначе.

В.Аверин

— Да, через проблемы, которые возникают на их пути.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Я удивляюсь, насколько содержательной является наша сегодняшняя передача, которая ставит вечные вопросы перед скромным сельским-красносельским батюшкой. Еще раз возвращаюсь к мысли о двух разбойниках, распятых справа и слева от Христа. В юности студентом Университета я в спецхране прочитал работу Николая Бердяева «Смысл истории». И этот человек, удивительный русский философ, большой путаник в области метафизики, написал, на мой взгляд, вещую работу. Он свидетельствует в своем прозрении о том, что вся история, и прошлая, и будущая, и настоящая, вектором устремлена к Голгофе и все человечество представлено в этих двух распятых справа и слева от Христа. Страданий, дорогие мои, не может избежать никто, постольку поскольку все мы, дети Адама, должны пройти через определенный катарсис, обретение истины невозможно без очищения, а очищение, избавление от ветхой шагреневой кожи – это болезненный процесс. Бог не хочет наших страданий, Он пришел в этот мир, чтобы осветить наши сердца своей любовью. Но мы, к сожалению, не таковы, как Пречистая Дева Мария, которая подобна нам по образу рождения, но с детских лет пронизанная любовью к Богу. Она, никогда не отклонявшаяся от нравственного закона, состраждет Своему Божественному Сыну, соумирает с ним на Кресте во имя всего человечества. Мы, люди обыкновенные, главный герой русской литературы – это маленький человек. Errare humаnum est – человеку свойственно ошибаться, я человек, и мне не чуждо все человеческое. Вот почему, на мой взгляд, тот, кто лишил себя упования, то есть надежды на всемогущего, вселюбящего Бога, страждет морально гораздо больше, чем человек прозревший и чувствующий десницу Творца на своей голове. Я, наверное, дня бы не смог прожить, если бы не взывал к Создателю: Господи, помилуй, Господи, помоги, Господи, не остави. Одна из моих знакомых, директор обыкновенной поликлиники в Москве, говорит, что многие пожилые люди, подсевшие на информационные пакеты российского телевидения, угодили в институт психического здоровья и больницы, не справляясь с эмоциями, которые бьют через край. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете.» Священники лишены соблазна делить человечество на две неравные половины, все мы дети Божьи, и поэтому, думаю, что история оправдает только то сердце, которое жертвенно истощает себя в сострадательной любви. Человек – это образ Божий, и независимо от мировоззренческой начинки мы, как полузавядшие незабудки, оживаем только тогда, когда чувствуем взаимное тепло наших сердец.

Т.Ларсен

— Это программа «Светлый вечер». Говорим сегодня о страдании и сострадании с нашим гостем духовником Алексеевского женского монастыря в Москве, членом Союза писателей, педагогом – протоиереем Артемием Владимировым.

В.Аверин

— А вот если мы говорим о страдании. Безусловно, страдания не избежать, и, может быть, действительно страдание в известной степени – это толчок такой.

Т.Ларсен

— Очищение.

В.Аверин

— Первый шаг, который позволяет человеку задуматься и встать на этот путь, ведущий к храму. Но Вы прекрасно знаете, что на протяжении истории Церкви христианской довольно регулярно возникали какие-то движения, которые страдание считали…

Т.Ларсен

— Целью.

В.Аверин

— Да, целью своей, вот это бичевание, которое сохранилось в ряде, даже каких-то шествий Пасхальной недели в Западной Европе.

Т.Ларсен

— Власяница.

В.Аверин

— Власяница, кишащая вшами, как подтверждение святости в известные периоды жизни человечества, вот это все было.

Т.Ларсен

— А потом, староверы сжигали себя целыми общинами.

В.Аверин

— А сегодня все равно встает вопрос, потому что цивилизация сегодня предлагает разные пути. Один путь совершенно гедонистический – сделать все от меня возможное, чтобы, максимально облегчив себе жизнь, максимально сняв напряжение, физическое, прежде всего, напряжение своей жизни, используя те технологии, которые предлагает мне XXI век. Можно идти другим путем и отказываться от опять же тех достижений цивилизации технологических, которые позволяют мне облегчить жизнь, потому что вот тогда, да, может быть, сознательно я через пот, через ободранные ногти, там еще что-то, физическое такое напряжение, иду, как мне кажется, правильным путем. Можно и вообще куда-то уйти в сторону, опять наносить себе, там я не знаю, порезы, увечья, бичевать власяницей, усугубляя вот эти физические страдания. Вот где здесь баланс? Как здесь поступить человеку XXI века?

Протоиерей Артемий Владимиров

— Баланс, конечно, в рассудительности. Крайности всегда вредны, что не в меру, то от лукавого. Приведенные Вами случаи самобичевания – это, простите, мазохизм, это религиозная шизофрения, это прерогатива сект или еретических учений…

В.Аверин

— Простите, а как же тогда пойти и саранчой питаться?

Протоиерей Артемий Владимиров

— Минуточку, Вы когда-нибудь ели устриц во Франции на Атлантическом побережье?

В.Аверин

— Не привел Господь увидеть ни Атлантического побережья Франции, ни устриц. В других местах – да.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Тем не менее устрицы,и даже лягушачьи лапки…

В.Аверин

— Прелестно, вот это я могу сказать, прелестно, я умею их готовить.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Это деликатесы, давайте по порядку. Что касается самобичеваний, стигматизма, старообрядческого самосжигания, – это как раз примеры духовных болезней, которые не имеют никакого отношения к Евангелию. Церковные каноны даже подвергают запрещению, то есть наложению определенных санкций, как сейчас модно говорить, на людей, которые занимались бы самооскоплением в аскетических целях. Бог – Источник нравственного здоровья. Мы как современные христиане можем и должны использовать все предоставляемые цивилизацией удобства… Ну например, тренажеры, для того, чтобы преодолевать гиподинамию и оздоравливаться, уж коль скоро мы не пашем и не сеем, и не вымолачиваем лен особыми цепами, здоровый образ жизни – это безусловно составляющая здравого христианского миросозерцания. Вши, слава тебе, Господи, к святости не имеют никакого отношения, также, как и тараканы. Власяница, наверное, сегодня навряд ли находится в атрибутике самых аскетически настроенных монашествующих Соловков, время давно ушедшее.

Т.Ларсен

— Что касается саранчи…

В.Аверин

— Саранчи, подвиг духовный – в пустыню и саранчу есть.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Я буду Вам благодарен, если Вы мне найдете в Священном Писании указание на какого-либо из древних святых, которые питались саранчой.

В.Аверин

— Иоанн Предтеча.

Протоиерей Артемий Владимиров

— Иоанн Предтеча, сказано в Евангелии от Матфея, вкушал акриды и дикий мед. Акриды, по древнему истолкованию, – это, либо какие-то насекомые, наподобие саранчи, либо это свежие побеги (здесь нет единства даже у древних толковников)  – почки растений, которые по весне раскрывались. Я, честно говоря, даже размышлял, что же мог предпочесть…

В.Аверин

— Где же он нашел постоянно раскрывающиеся весенние почки?

Протоиерей Артемий Владимиров

— Что же мог предпочесть Иоанн Предтеча, и, зная этого святого, величайшего из рожденных женщинами, как человека, который смотрел в вечность (вы помните, именно он увидел Духа Святого, сходящим в виде голубя на Христа), мне трудно представить Иоанна Предтечу подобно первокласснику прыгающего с сачком за саранчой, но уместнее (так я чувствую) для меня видеть его собирающим эти почки, нежные листочки. Питался он действительно растительной пищей.

Но, возвращаясь к кардинальным проблемам, всякое уклонение от нормы, всякое самопроизвольное разрушение Богом данного здоровья, телесного или душевного, абсолютно не вписывается в здравое учение Христа. И сегодня, общаясь со студентами, которые в тридцатиградусный мороз выходят из корпуса без головного убора, если это мои прихожане, я бываю достаточно «брутален» с ними, равно, как и с голыми пупками, когда наши красавицы в холодные мартовские ветры на всеобщее обозрение выставляют тот узел жизни, который связан и с родовыми функциями, и может привести к хронике. Сегодня мы должны благодарить Господа за дар здоровья. К сожалению, вспоминаешь об этом только тогда, когда посещение терапевта становится печальной необходимостью.

Т.Ларсен

— Но если говорить все-таки о неких ограничениях, сознательно на себя налагаемых, сейчас время Великого поста, и ведь это в некоторой степени тоже такое умаление духа и плоти… наоборот, дух должен возвышаться, а плоть умаляться….

В.Аверин

— Идущий в разрез с достижениями цивилизации, которая давно уже за счет этих глобализационных процессов отменила сезонность продуктов, например, отменила какие-то ограничения естественные в прошлом веке, например, и сегодня пост – это как раз нарушение тех благ цивилизации, которым Вы призвали следовать только что.

Протоиерей Артемий Владимиров

Pardonne-moi, я не могу ни в коей мере согласиться с тем, что, может быть, справедливо для физиологических особенностей моих интервьюеров, но даже японские ученые, которые любят все подсчитывать по японским компьютерам, считали, что Россия должна была прекратить свое существование в 2000 году. Они учитывали социальные и прочие процессы, японские ученые установили, что разгрузочные дни – это «кондиция синекванон» – условие, без которого нет регенерации организма. Коль скоро мы заговорили об этом важном предмете, несколько слов народной мудрости о посте. Не человек для поста, а пост для человека. Пост должен делать нас не больными, а здоровыми. Пост не является абсолютным предписанием для всех, но каждый из нас должен быть врачом самого себя и, исследуя свою физику и психику, должен найти тот царский путь, который даст ему энергию, динамику, сил. Для себя я знаю точно, что если бы я жил на одних антрекотах в течение семи будних дней, в воскресенье я был бы зол, как восточный князь. Но для меня возможность пробавиться рыбкой или вкусить какое-нибудь лобио представляется просто желанным. В этом смысле пост не имеет только физиологическую, гастроэнтерологическую интенцию, но среда и пятница в течение почти всего года, воздержание от мясной пищи носит вот какой характер. Мясная пища, как известно, достаточно тяжела, особенно своими испарениями, которые, подымаясь, простите, со дна желудка, воздействуют на наш интеллект, отягощают человека. Почему сиеста почти что безусловное требование организма после сытной трапезы. Растительная пища в этом отношении гораздо легче. Давайте побеседуем с диетологами и они нам это расскажут. Таким образом, мы воздерживаемся в среду и пятницу от утучняющей, жирной, отягощающей нас пищи для того, чтобы нам легче было расправить крылья и душа чувствовала себя существом легким, почти что невесомым. Действительно для меня постные дни желанны. Я в этот день напоминаю сам себе мою любимую героиню Мэри Поппинс, которая, на вершок поднявшись от земли, перемещается в пространстве и все успевает. Церковь бесконечно мудра, но она как любящая мать подымает предупреждающий перст и говорит: «Никаких крайностей!». Если у вас множественные язвочки или какой-то гастрит, то вам, простите, молочная диета необходима как лекарство. И я бы хотел всех наших сегодняшних слушателей призвать к благоразумию с тем, чтобы они не накладывали на себя тех ограничений, которые лишат их жизненной энергии, необходимой для подготовки к празднику Пасхи.

Т.Ларсен

— Вобщем не усугубляли допущенных им страданий?

Протоиерей Артемий Владимиров

— Пост ведет не к страданию, а к здоровью. А что касается каких-то самопроизвольных страданий (открытый голый пупок), я думаю, что наши радиослушатели внемлют предупреждающему голосу батюшки и найдут иные эстетические критерии и усвоят какой-то иной образ поведения в нашем развитом демократическом обществе.

Т.Ларсен

— Спасибо огромное!

В.Аверин

— Спасибо большое! У нас в студии сегодня был протоиерей Артемий Владимиров – духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, член Союза писателей, педагог. Благодарим Вас за эту беседу!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (20 оценок, в среднем: 4,55 из 5)
Загрузка...