В программе "Светлый вечер" мы беседовали с одним из организаторов музыкального фестиваля "Троица. Всё живое" музыкантом Павлом Фахртдиновым.
Павел ответил на вопросы о фестивале, рассказал, почему оказался в числе его активных участников и организаторов, а также говорил о своём творчестве, о своих музыкальных проектах.
Ведущие: Владимир Емельянов, Елизавета Горская
В. Емельянов
— Здравствуйте! Это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии — Елизавета Горская, Владимир Емельянов. И в гостях у нас сегодня музыкант Павел Фахртдинов, один из организаторов фестиваля «Троица. Все живое», который совсем скоро, буквально через несколько дней состоится в городе Электроугли.
Наше досье:
Павел Фахртдинов. Родился в 1982 году в городе Электростали. Окончил юридический факультет Государственной классической академии. Профессионально занимается музыкой с 1996 года. Член Союза литераторов России, лауреат и постоянный участник различных литературных и музыкальных фестивалей, конкурсов и проектов. Один из организаторов музыкального фестиваля «Троица. Все живое».
В. Емельянов
— У нас уже было несколько организаторов, поэтому первый вопрос к Павлу: а сколько вообще организаторов?
П. Фахртдинов
— Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Мне до сих пор не всегда понятно, сколько у нас организаторов. Потому что концепция нашего фестиваля в том, что его делают прихожане храма Святой Троицы в городе Электроугли. Соответственно, если вы считаете себя прихожанином и если вы считаете, что можете быть полезны в организации этого фестиваля, пожалуйста, милости просим. Но пока вроде бы нас 9 человек, основных, тех, кто выполняет непосредственные функции.
В. Емельянов
— Что нам известно про фестиваль? То, что в программе более десятка джаз, рок и фолк-коллективов. И хотелось бы немножко поговорить о том, кто будет на этом фестивале.
П. Фахртдинов
— Друзья, у нас совершенно потрясающий состав. С чего все началось. Началось все с того, что когда-то в город Электроугли два священника отец Александр, настоятель храма, и отец Андрей стали привозить потрясающих музыкантов. Непонятно, чем они руководствовались, кроме как совершенно светлыми идеями и желанием просветить людей и привезти отличных музыкантов. Например, Леонида Федорова, Алексея Архиповского, Инну Желанную, Олега Нестерова из группы «Мегаполис», «Машу и Медведи» в город Электроугли. Происходит какой-то нонсенс: в город Электроугли, где атмосфера соответствует названию города начинают приезжать крутые музыканты.
В. Емельянов
— (Смеется.)
П. Фахртдинов
— Да-да-да...
В. Емельянов
— Простите, что я вас перебиваю. Электроугли, Электрогорск, Электросталь и еще Электрокирпич, по-моему.
Л. Горская
— И Красный электрик... (Смеются.)
П. Фахртдинов
— Потом этих музыкантов накопилось (извините за слово «накопилось)... Критическая масса. И отцы, священники наши придумали их объединить в один фестиваль. На первом фестивале у нас выступали «Мегаполис», «Маша и Медведи», Инна Желанная...
Л. Горская
— В каком году это было?
П. Фахртдинов
— Это был 2013 год. В этом году у нас будет выступать так же «Мегаполис», Даша Шульц... «Вежливый отказ» легендарный... Группа «Зорге», которая бывшая «Tequillajazzzz», группа «Tinavi», у нас будут гости из Эстонии «Tredatack», культовые в Прибалтике. Это отличное трио — барабаны, акустическая гитара и девушка, играющая на волынке. У нас будут группа «Оргия праведников», группа «НедРа»... У нас будут электронные проекты — Антон Москилиади, электронщик, который достиг таких высот, что играет сейчас с Бьорк, например. Будет...
Л. Горская
— А кто такая Бьорк?
П. Фахртдинов
— Это, видимо, тот артист, который у нас будет выступать в следующем году (смеются). У нас будет группа «Олигарх», это тоже электронный проект. Группа «Ньюлукс», потрясающая джазовая команда из Питера, которая играет довольно аутентично каверы русских песен в стиле, например, американской музыке 50-60 годов. Очень вкусно. То есть у нас фестиваль не имеет определенного музыкального формата. Если это крутая музыка, светлая, самое главное, то милости просим. У нас выступал в прошлом году, например, Леонид Федоров, Алексей Архиповский, Александр Ф. Скляр. Совершенно разнообразные... Я почему перечисляю, хочу показать, что у нас нет как такового формата.
В. Емельянов
— Формат — слово заезженное и оно ругательное. Оно применимо, конечно, к радиостанциям музыкальным, но все равно мне больше нравится слово ниша или что-то еще, как-то еще это назвать... направление... Но это слово формат...
П. Фахртдинов
— Название фестиваля состоит из двух «Троица. Все живое». Если в музыке есть какая-то жизнь, я не знаю, как это объяснить, или ты чувствуешь эту жизнь, или ты не чувствуешь, зажигает, преобразует каким-то образом — милости просим.
В. Емельянов
— Ну такое двусмысленное название — все живое. Троица — все живое. И все живое, что касается музыки, все живьем...
П. Фахртдинов
— Да, конечно.
В. Емельянов
— Понятно. Интересно. А давайте и для нас тоже, и для наших слушателей программу фестиваля обозначим. Время приезда, начало выступлений, конец выступлений, как там все это организовано инфраструктурно? Поилки, едальни.
П. Фахртдинов
— Там есть все. Давайте по расписанию. Во-первых, мы вас всех ждем на Литургию праздничную. Сразу после праздничной Литургии — попить, что-то перекусить...
Л. Горская
— А там один храм в Электроуглях?
П. Фахртдинов
— Один, но чудесный.
Л. Горская
— Большой?
П. Фахртдинов
— В Пасху много людей. Я не знаю, священники лучше знают, можно было бы побольше. Столько сколько прихожан у нас на какие-то большие службы, можно было бы и побольше. После Светлой Литургии время на перекусить и в 12:45 выходит настоятель наш чудесный отец Александр, объявляет начало фестивальной программы. И в час выходит первая группа, которая называется «Новые дни», группа из Подольска, чудесные ребята. И с часу до половины одиннадцатого вечера нон-стопом будет 14 команд. Что отличает нас от других фестивалей, например. У нас две сцены, которые работают, не пересекаясь друг с другом. Пока на одной сцене происходят выступления одной группы, на другой сцене происходит коммутация и раскоммутация следующей группы. Таким образом, зритель ничего не пропустит. И для того, чтобы услышать прийти от одной сцены к другой, достаточно повернуть голову. Они рядом, можно пройтись, чтобы занять более удобную позицию. Там, конечно же, будет все — и поесть, и попить, там будет детская площадка. Если вы сомневаетесь привозить детишек или не привозить, то не сомневайтесь, им там будет хорошо. Чтобы вы понимали, это городской парк. Это не где-то на природе, можно не обувать походную обувь, боясь изгваздаться, это вполне себе городской парк.
Л. Горская
— Это рядом с храмом?
П. Фахртдинов
— Там, в принципе, в Электроуглях все недалеко друг от друга.
В. Емельянов
— То есть одежда цивильная.
П. Фахртдинов
— Да.
В. Емельянов
— Мы еще вернемся к этому разговору через несколько минут. Я просто хочу, чтобы мы все вспомнили, что Павел помимо того, что один из организаторов этого фестиваля «Троица. Все живое», он еще автор-исполнитель, он музыкант. Поэтому, Павел, может, послушаем какую-то из ваших песен?
П. Фахртдинов
— С большим удовольствием. Давайте послушаем песню «Тишина» с альбома «Долго в воде, потом раз — и выныриваешь».
(Звучит песня.)
В. Емельянов
— Это ваш четвертый альбом по счету?
П. Фахртдинов
— Не помню, кстати. Мне кажется, в таком составе это первый диск, но вообще, четвертый.
В. Емельянов
— А новый альбом есть?
П. Фахртдинов
— Вы знаете, мы послушаем сегодня, я принес диск еще джазовый, это совсем другой проект.
В. Емельянов
— Но тоже ваш?
П. Фахртдинов
— Да. Это очень крутой проект «Джим Бим Бэнд», это очень крутые джазовые музыканты и мы записали, сделали живой диск, лайв. Наверное, он пятый, но в таком составе он первый. Наверное, новый диск... Сейчас у меня есть новая группа «ХБ», наверное, в моей дискографии он будет шестой или седьмой, но у группы «ХБ» — это первый.
В. Емельянов
— Ну понятно. Давайте, Павел, мы вернемся к фестивалю. Вы сказали, что можно спокойно приезжать с детьми. Мы знаем, что на опен-эйры приезжают с детьми, я уже не знаю, как насчет домашних животных, по-моему, тоже, если они там с ума не сходят. Вот как раз о безопасности хотелось бы поговорить. Может показаться таким вопросом, неуместным.
П. Фахртдинов
— Разумеется, наш фестиваль проводится с поддержки городской и районной, конечно же, у нас будут сотрудники полиции. Давайте я вам расскажу интересную историю, которая была в прошлом году на фестивале.
Заканчивается фестиваль, мы подходим к сотрудникам полиции, начальствующим сотрудникам полиции, говорим: «Ну как?» И сотрудник полиции говорит: «Я не понимаю, что у вас за фестиваль, потому что не произошло, в общем, ничего. Да, приходили местные гопники, но даже местные гопники, оказавшись в местной атмосфере, они приобретали человеческий вид». Атмосфера фестиваля, настолько удивительная, что даже людям, которые ведут себя вызывающе, у них теряется желание вести себя вызывающе. Праздник. Мы же задумывали этот фестиваль как праздник. Это фестиваль совершенно бесплатный абсолютно для всех. Мы никто с этого ни зарабатываем никаких денег.
Л. Горская
— А сколько человек вы ожидаете?
П. Фахртдинов
— В прошлом году, опять же сотрудники полиции сказали, что было пять-шесть тысяч человек. В этом году, я думаю, будет тысяч семь, мы предполагаем. Я думаю, может быть больше, может быть меньше, если погода будет не очень.
Л. Горская
— А как добираться?
П. Фахртдинов
— От Курского вокзала на электричке ехать час, даже 45 минут до города Электроугли, Горьковское направление. Или, пожалуйста, по Горьковскому, Насавихинскому шоссе воскресенье... Не стоит бояться, что это будут сплошные пробки, думаю, в воскресенье с утреца вы как раз будете в антифазе...
В. Емельянов
— А вечером?
П. Фахртдинов
— Вечером уже не мое дело (смеется).
В. Емельянов
— А во сколько заканчивается фестиваль?
П. Фахртдинов
— В половине одиннадцатого.
В. Емельянов
— Я думаю, тоже уже будет нормально. Правда, с учетом, что в понедельник на работу...
П. Фахртдинов
— Маршрутки ходят. От электрички будут маршрутки, будут такси, которые все будут знать, что...
Л. Горская
— Да там рядом все, да?
П. Фахртдинов
— Я говорю, там рядом вообще все. Минут 20 хорошо идти пешком. Там не самая живописная дорога, но вполне себе дойти. Обязательно нужно быть.
Л. Горская
— Вы так говорите, но к вам придут не 7 тысяч, а 17. Поместятся все?
П. Фахртдинов
— Конечно. Это большой парк, который с одной стороны... лесополоса, с другой стороны — пруд.
Л. Горская
— Лесонасаждения.
П. Фахртдинов
— Да.
Л. Горская
— Элементы ландшафтного дизайна.
П. Фахртдинов
— У нас дизайнерская группа наша уже 2 или 3 месяца, бедные, ваяют, придумывают что-то уже. Из каких-то сподручных материалов делают абсолютно обалденные арт-объекты. Будет украшенный городской парк, будет красиво.
В. Емельянов
— Какие вы для себя перспективы фестиваля видите?
П. Фахртдинов
— Я не знаю. Была такая идея стать двухдневным фестивалем, но мы споткнулись вот обо что. В воскресенье надо же Литургию проводить, непонятно, как это... Двухдневный в парке — не вариант. Надо выехать...
В. Емельянов
— В поля. В поля это сложно, их надо готовить.
П. Фахртдинов
— Нам не страшно поля приготовить. Нам непонятно, как это все совместить с Литургией.
В. Емельянов
— Ну как, люди просыпаются, идут на Литургию.
П. Фахртдинов
— Ну да... Надо просто. Пока мы не понимаем, что будет дальше, давайте проведем этот фестиваль...
В. Емельянов
— А вы каким-то музыкантам отказываете?
П. Фахртдинов
— Мы отказываем очень многим музыкантам. Очень многим.
В. Емельянов
— Просто потому что программа сверстана?
П. Фахртдинов
— Да.
В. Емельянов
— Может быть, тогда и стоит подумать о том, чтобы он был двухдневным.
П. Фахртдинов
— Тут еще вот какая история. У нас же деньги меценатские, у нас нет своих денег, мы не можем спонсорам вернуть деньги, потому что мы не зарабатываем, у нас нет возможности заработать...
В. Емельянов
— Не на чем. Ни сувенирной продукции...
П. Фахртдинов
— Сувенирная продукция есть.
Л. Горская
— А кружку поставить?
П. Фахртдинов
— Кружка ставится. Просто изначально концепция такая, что изначально фестиваль задумывался как бесплатный. Когда священники привозили музыкантов, Леонид Федоров или Архиповский, «Мегаполис» выступали в городе Электроугли бесплатно. У них свои отношения, но для зрителей это было совершенно точно бесплатно. Мог прийти вообще любой. И идея в этом. Не в том, чтобы денег заработать и отбить, а в том, чтобы праздник был. И группы... Может быть, им и не надо гонорар, но даже если они не просят дорогу, то мы же нормальные люди. Покормить... Что-то такое. А тем более, в поля — это генератор, туда-сюда.
Вот такая история.
В. Емельянов
— Павел, я предлагаю послушать еще одну песню в вашем исполнении.
П. Фахртдинов
— Это будет песня «Выведи», с альбома «Долго в воде, потом раз — и выныриваешь».
(Звучит песня.)
В. Емельянов
— Мы до сей поры говорили о фестивале, который состоится 31 мая в городе Электроугли, фестиваль называется «Троица. Все живое».
Павел, хотелось бы теперь немного отойти от фестиваля, поговорить о вашем творчестве непосредственно. Вы с музыкой с детства дружите, у вас и мама — музыкант, и папа — известный исполнитель.
П. Фахртдинов
— Да, это так.
В. Емельянов
— Я в одном из интервью прочел, что вы всеядны — от джаза до рока, от аутентичной музыки до авангарда...
П. Фахртдинов
— До электроники. Абсолютно.
В. Емельянов
— И там какой-то корреспондент пытался поумничать, спросить: «А там, типа...» На что Павел, рассказываю тебе, Лиза, ответил: «У меня терабайты музыки в голове».
Л. Горская
— А что он спросить пытался?
В. Емельянов
— Какие любимые группы, какое направление, какой стиль любимый...
П. Фахртдинов
— Это правда. Это невозможно. Мне сложно это сказать. Мне легче показать, что сегодня у меня в плейере... Это...
В. Емельянов
— Сейчас вы с каким коллективом сотрудничаете, их было не мало...
П. Фахртдинов
— У меня сейчас, в принципе, четыре таких проекта — два из них постоянно работают. Один проект — это я в качестве сольного исполнителя под гитару, не очень понятно, куда это относится. Барды за барда не считают, рокеры за рокера не считают. Автор-исполнитель. Singer-songwriter. Это мое основное занятие, я выступаю с концертами. Так же у меня есть рок-коллектив, где играем музыку потяжелее — постгранж, постпанк — это группа «ХБ» с Алексеем Вдовиным. Также есть у меня проект «Павел Фахртдинов сотоварищи», именно они звучат так, как вы слышите эти песни. И мы потом послушаем мой джазовый проект «Джим Бим Бэнд». Музык столько, что везде хочется себя применить.
В. Емельянов
— Это такое опыление стилей происходит?
П. Фахртдинов
— Видите ли, мне просто хочется заниматься музыкой, а не стилем музыки. Поэтому куда сейчас понесет меня, туда, видимо, и дорожка.
В. Емельянов
— А квартирники в вашей творческой судьбе продолжаются?
П. Фахртдинов
— А то. Конечно. Я думаю, что чем дальше, тем чаще они будут продолжаться.
В. Емельянов
— Согласитесь, удивительная история. Это же явление, квартирники возникли тогда, когда и в страшном сне себе советский человек не мог представить, что из радиоприемников прозвучит вдруг «Аквариум»...
П. Фахртдинов
— Цой, Башлачев...
В. Емельянов
— Огромное количество людей. Казалось бы. Станций в одном фм-диапазоне десятки, на разные лады, на разных языках, а квартирники остаются. Что за парадокс?
П. Фахртдинов
— Квартирники совершенно очаровательная музыкантская отдушина и испытание. Испытание, потому что камерно, потому что не соврешь, потому что на сцену выходишь, ты можешь спрятаться за четвертой стеной, за стойку микрофонную, за свет, за темноту в зале. Там, конечно, тоже не соврешь, но там ты немножечко по-другому. А квартирники, когда перед тобой сидят люди и ты видишь глаза вообще всех, малейшая какая-то недоработка, я даже не говорю слово фальшь, сразу разрушает атмосферу, которую пытаешься создать. Квартирники — это концерт, качество которого зависит не только от музыканта, но и от зрителя.
В. Емельянов
— От их настроя?
П. Фахртдинов
— Не от их настроя. Не хочется перекладывать всю... если концерт плохой, то значит зрители виноваты. Это совместное действие, зритель не может без артиста, артист не может без зрителя.
Л. Горская
— А разве не любой концерт такой?
П. Фахртдинов
— В моей жизни пока происходит, что любой, но я могу предполагать, что концерты более стадионные или более пафосные, они немного другие. Когда ты выступаешь на стадионе, ты понимаешь, что в основном тебе надо раскачать и ты, соответственно, выбираешь программу более подходящую для этого пуляния, для этой раскачки. А квартирник — это история более камерная, ты можешь попробовать новые песни, новые аранжировки, поэтому ты можешь попробовать чуть более спокойные, вдумчивые песни...
Вот, кстати, я бы хотел сейчас более вдумчивую песню, чтобы мы послушали.
Она будет называть «Слушай, сынок». Это как раз с джазового диска, Павел Фахртдинов и «Джим Бим Бэнд».
(Звучит песня.)
В. Емельянов
— Прекрасная песня, я себя поймал на мысли, что немножечко жутковато, если вслушиваться конкретно в текст и его сразу обрабатывать в голове. Там такие моменты очень серьезные есть в конце.
П. Фахртдинов
— Мне не кажется, что она жутковата. Она просто серьезная...
В. Емельянов
— Правдивая...
П. Фахртдинов
— Не веселая песня, да. Но мне кажется, что она жуткая. При правильном восприятии она должна...
В. Емельянов
— Трезвить.
П. Фахртдинов
— Трезвить, да.
В. Емельянов
— Мы еще что-то послушаем с этого альбома, я уверен...
П. Фахртдинов
— С этого, не знаю. Но послушаем.
В. Емельянов
— Что-то послушаем обязательно. А сейчас пока вернемся к фестивалю. Я напоминаю, что 31 мая в день Святой Троицы, в городе ЭлектроУгли или углИ?
П. Фахртдинов
— Угли.
Л. Горская
— Местные жители говорят Угли, значит Угли.
В. Емельянов
— У меня такая же путаница с городом Балашиха. БалАшиха или БалашИха. Очень много слов загадочных в русском языке. Короче, 31 мая, в день Святой Троицы, в городе ЭлектроУгли, скажу так, состоится фестиваль «Троица. Все живое». И Павел как раз один из организаторов фестиваля. И мы уже выяснили, что вы в качестве музыканта выступаете на этом фестивале...
П. Фахртдинов
— В этом году, к сожалению, нет.
В. Емельянов
— Че это?
Л. Горская
— Места не хватило?
П. Фахртдинов
— Я настолько в организаторских делах...
В. Емельянов
— Павел превращается в бюрократа...
П. Фахртдинов
— Нет, не то чтобы в бюрократа, дело в том...
Л. Горская
— В топ-менеджера...
В. Емельянов
— В чиновника...
П. Фахртдинов
— Нет... Вы сейчас наговорите такие слова, от которых я начну чесаться. Когда-то мы сами, собственно, и придумали оргкомитетом такое правило, что музыканты не выступают подряд два года в одном и том же составе. А я на предыдущих двух фестивалей уже отвыступался. Сам же сказал, все, нельзя, нельзя. Даже наш любимый горячо Леонид Федоров, и Сергей Старостин, которые мы очень любим, ну ребята, вот уже никак. Потому что они все бы...
Л. Горская
— А Федоров каким составом выступал?
П. Фахртдинов
— И в прошлом году один, и с Озерским он выступал...
Л. Горская
— Ничего себе у вас фестиваль...
П. Фахртдинов
— Очень крутой.
В. Емельянов
— А кого вы видите своими конкурентами?
П. Фахртдинов
— А никого. У нас просто совершенно точно такой полиформатный, бесплатный фестиваль, однодневный, в городском парке... В Московской области таких фестивалей нет. Можно с палатками куда-то ехать, чтобы услышать более разнообразное...
В. Емельянов
— Вы Грушинский, наверное, имеете в виду, в первую очередь?
П. Фахртдинов
— Нет, Грушинский, это фестиваль даже уже не авторской песни...
В. Емельянов
— «Пустые холмы», может быть?
П. Фахртдинов
— Прекрасный фестиваль, я их очень люблю. Но уже, по-моему, нет их. Я не уверен. Но это нужно далеко ехать. «Дикая мята» — великолепный фестиваль, но насколько я знаю, он платный, а у нас — бесплатный. Мы дружим и с «Дикой мятой», и музыканты у нас будут схожие какие-то. Но на «Троице» они будут выступать бесплатно.
Л. Горская
— Это важно, на самом деле. Музыкантов столько, на концерт к каждому сходить, это будет не одна и не две тысячи рублей.
В. Емельянов
— И не три. Но сейчас и в театр сходить... Билеты есть по полторы тысячи. Иногда смотришь... С семьей сходить, мама-папа и отрок лет 13-15, который понимает, что происходит на сцене, это может быть порядка 10000 рублей, на троих, хорошие места, может быть, даже и больше. Действительно это важно, что фестиваль бесплатный.
П. Фахртдинов
— Однодневный фестиваль радости. Просто быть необходимо.
В. Емельянов
— Приезжайте с детьми, не беспокойтесь о безопасности. Павел сказал, что все будет в порядке.
П. Фахртдинов
— Поесть можно будет. Помочить ножки. Я не уверен, что купаться, но ножки точно помочить.
В. Емельянов
— Есть повод хорошо провести светлый день, есть повод не залипнуть на диване с тарелкой пельменей, миской перед телевизором. А провести время на свежем воздухе, послушать разные коллективы, посмотреть арт-объекты, а, может быть, даже завести новое знакомство и дружбу. Между прочим, очень многие люди знакомятся на подобных мероприятиях, а потом дружат многие годы.
Л. Горская
— У меня друзья поженились недавно.
В. Емельянов
— Тоже с фестиваля?
Л. Горская
— Да. Но они на «Дикой мяте» познакомились.
П. Фахртдинов
— У нас, я не знаю, зачем я это говорю...
Л. Горская
— Я тоже не знаю, зачем я это сказала.
П. Фахртдинов
— Но просто мне это нравится, что у нас ведущие Андрей Бухарин и Тутта Ларсен.
Л. Горская
— У нас тоже ведущая Тутта Ларсен.
П. Фахртдинов
— И замечательная Тутта Ларсен, она сейчас ждет ребеночка и даже в этом ожидании замечательно, она приедет и все равно будет вести наш фестиваль. То есть ее не останавливает, она знает точно, что будет радость.
Л. Горская
— У вас удивительная семейная атмосфера, несмотря на масштабность, на высокий профессионализм и самый высокий уровень музыкантов, которые приезжают к вам каждый год. Вы не смущайтесь, это же правда.
П. Фахртдинов
— Нет, я не смущаюсь, я радуюсь. Просто наш фестиваль отличает то, что во главе нашего фестиваля все-таки стоят два священника, которые и главные атмосфероделатели.
Л. Горская
— Окормляют, рулевые...
П. Фахртдинов
— Да.
Л. Горская
— Скажите, а у вас есть какая-нибудь мечта относительно фестиваля, может быть, есть какие-то артисты, которых вы хотели бы пригласить?
П. Фахртдинов
— Конечно, у меня есть мечта. Мы очень хотим пригласить и Zaz, и King Crimson, и Бьорк, и Пола нашего с вами Маккартни... И Владимир предложил Эрика Клэптона, я считаю, это хорошая история. Вы, кстати, можете сейчас улыбаться, дорогие радиослушатели, но с Божией помощью, может, и пригласим.
Л. Горская
— Сейчас наша программа будет выложена на сайте радио «Вера». Там будет расшифровка программа. И мы попросим ее перевести на английский...
В. Емельянов
— И дедушкам послать.
Л. Горская
— Их пиарщики прочитают и, я думаю, шансы увеличатся.
П. Фахртдинов
— Да.
В. Емельянов
— Ну мы будем надеяться, что все будет в порядке на этом фестивале, самое главное — вы приезжайте, уважаемые слушатели наши дорогие, возможно, там и увидимся.
Будем прощаться, но мы с вас, Павел, берем обещание, что вы придете к нам еще в эфир, потому что мы о музыке очень мало поговорили. Мы говорили, в основном, о фестивале...
П. Фахртдинов
— С большим удовольствием.
Л. Горская
— Прежде чем прощаться, я бы хотела уточнить у Павла: есть ли сайт у фестиваля, и где могут наши радиослушатели посмотреть, как доехать, участники какие будут.
П. Фахртдинов
— Сайт очень простой. http://3fest.ru
В. Емельянов
— И так, это была программа «Светлый вечер» на радио «Вера». У нас в гостях сегодня был Павел Фахртдинов, автор-исполнитель, музыкант, один из организаторов этого фестиваля. Предлагаю в заключении послушать еще одну песню.
П. Фахртдинов
— Которая будет называться «Играй». Вслушайтесь в слова, там все сказано.
В. Емельянов
— В студии был Владимир Емельянов и Лиза Горская.
Л. Горская
— Всего доброго.
Уравнение. Наталия Лангаммер
«Ну, почему нужно перестраиваться из ряда в ряд так медленно? Чего ты плетешься?» — возмущалась я за рулем в адрес попутной машины, которая мне мешала.
И тут в голове всплыло слово «уравнение». Недавно мои очередные размышления, почему судить людей нельзя, нашли ответ в одном слове: «уравнение»
Причем, оно не решаемое. Состоит практически полностью из неизвестных. Каких?
Смотрите. На примере того же нерасторопного водителя.
Что я знаю? Что он едет медленно. А почему?
1. Он может не считать, что едет медленно. Полагать, что двигается осторожно.
2. У человека может болеть или кружиться голова. Может быть высокое или низкое давление.
3. В машине может ехать пассажир, которому страшно или которого укачивает.
4. Водитель может быть расстроен, убит горем.
5. Он может не спешить, так как сильно заранее выехал. А может не хотеть ехать туда, где ждут проблемы, неприятный разговор, трудное решение.
6. Машина может быть неисправна.
7. А может он вспоминает и проживает снова недавнее свидание с любимой и в хорошем расположении слушает медленную романтическую музыку.
8. Или говорит по телефону со старенькой мамой. Нельзя за рулем по телефону, но как маме отказать?
Стоит дальше продолжать этот список предположений. Он бесконечен! Ведь каждый из пунктов можно расширить до огромной истории. Истории человеческой души, которую нам не дано знать.
«Уравнение» — слово, которое теперь помогает мне не только удержаться от осуждения, оно помогает перестать хотеть судить. Все, что я знаю про этого водителя в соседней машине — это то, что мне лично он мешает в данной полосе. Ну, перестроюсь в другую. Помоги и ему, и мне Господь!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Исидор и Ида Штраус
Исидор и Ида Штраус родились и умерли в один день. Американский бизнесмен и благотворитель прожил вместе со своей верной и преданной супругой больше сорока лет. Они вели скромный образ жизни, не стремясь к публичности и славе. Мир узнал о них и их любви, после трагедии на корабле «Титаник», с которой имена супругов Штраус навсегда остались связаны.
Молодые люди встретились в 1861 году в городке Талбот американского штата Джорджия, куда их семьи иммигрировали из Германии. У юноши и девушки оказалось много общего. Оба любили лошадей, увлекались литературой. Оказалось, что даже дни рождения они отмечают вместе — 6 февраля. Правда, с разницей в 4 года. Разделяло их лишь положение в обществе. Семья Иды была очень состоятельной, в то время как Исидор был всего-навсего сыном мелкого небогатого лавочника. Он даже на наследство не мог претендовать, поскольку был младшим братом в семье. Молодые люди очень быстро поняли, что любят друг друга. И вскоре Штраус попросил у родителей Иды её руки. Как и следовало ожидать, жених без капитала не вызвал у них одобрения. Исидор получил отказ. Ида со слезами умоляла отца и мать изменить решение. И они, наконец, смягчились. Жениху поставили условие: помолвка должна длиться три года. За это время станет ясно, серьёзные ли у юноши намерения, действительно ли он любит свою избранницу и не за богатством ли её гонится. Исидор и Ида согласились — они были готовы ждать друг друга.
И дождались. Обвенчались. Со временем у Штраусов родился первенец — сын Джесси. А когда Ида ждала второго ребёнка, Исидор решил уехать из Талбота. Супруги мечтали о большой семье, им хотелось иметь много детей. А их нужно обеспечивать. У Исидора была задумка открыть большой собственный магазин. Провинциальный городок не подходил для реализации такого плана. Родным и друзьям Штраусов идея отъезда показалась безрассудной. Но Ида поддержала супруга. В 1876 году семья отправилась в Нью-Йорк.
Поначалу на новом месте пришлось нелегко. На свет появился второй малыш. Исидор устроился продавцом в крупный универмаг. Ровно половину каждой его зарплаты супруги откладывали на будущий магазин. За несколько лет семья Штраусов выросла — Ида родила ещё пятерых детей. Такая большая семья жила в маленькой съёмной квартирке. Но бытовые тяжести не огорчали супругов. Позже Штраусы будут вспоминать эти годы как самые счастливые в их жизни.
В 1896 году Штраус стал владельцем огромного универмага «Мэйсис» на 34-й улице. «Всё это смогло осуществиться только благодаря тебе. Твоё терпение, доброта и поддержка сотворили чудо», — писал Исидор своей жене.
Шли годы. Штраусы уже нянчили внуков. Занимались благотворительностью, путешествовали. Зиму 1912 года Исидор и Ида провели в Европе. Вернуться в Америку супруги решили на чудо-корабле, который все называли непотопляемым. Новейший трансатлантический лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс...
Есть фотография, на которой счастливые, улыбающиеся супруги Штраус запечатлены на палубе «Титаника» пред отплытием. А через несколько дней случится катастрофа, которая войдёт в историю. А вместе с нею войдут в историю Исидор и Ида Штраус, и их безграничная любовь друг к другу. Например, в знаменитой картине Джеймса Кэмерона «Титаник» Штраусы показаны утешающими друг друга в момент гибели лайнера, когда их каюта заполняется водой.
Как только стало очевидно, что корабль пойдёт ко дну, пассажиров стали эвакуировать. Однако шлюпок на борту оказалось гораздо меньше, чем требовалось. Капитан принял решение: сажать в них только женщин и детей. Нос «Титаника» уже наполовину погрузился в океан, когда Исидор, наконец, уговорил жену занять место в спасательной лодке. Но когда был отдан приказ спускать шлюпку на воду, Ида не выдержала. Она попросила матросов помочь ей снова сойти на палубу. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда он, туда и я», — сказала она. Последний раз супругов видели стоящими на верхней палубе тонущего корабля. Они крепко обнимали друг друга и слушали, как музыканты «Титаника» играют христианский гимн «Ближе к Тебе, Господь».
На кладбище Вудлон в пригороде Нью-Йорка устроен мемориал в честь Исидора и Иды Штраус. Памятник выполнен в виде корабля. «Даже глубоким водам не под силу ни погасить любовь, ни утопить», — написано на нём.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.