В программе "Светлый вечер" был гость со святой горы Афон, насельник кельи святого Георгия при монастыре Пантократор - монах Иосиф.
Разговор шел о единственной в мире монашеской республике - об Афоне: как организована жизнь на святой горе, как паломники могут посетить афонские монастыри и как идет подготовка к празднованию 1000-летия пребывания русских монахов на Афоне.
Л. Горская
— Здравствуйте! На радио «Вера» программа «Светлый вечер». В студии Лиза Горская. И сегодня у нас в гостях монах Иосиф, который к нам приехал прямо со Святой Горы Афон. Здравствуйте, отец Иосиф.
М. Иосиф
— Здравствуйте!
Наше досье:
Монах Иосиф. Родился в 1955 году в Москве в знаменитом роддоме имени Грауэрмана на Арбате. Учился в Московском автомеханическом институте. После службы в армии в 1979 году переехал в США. И уже в начале 80-х попал на Афон, где и остался. Живет в келии святого Георгия при монастыре Пантократор. Несет послушание в гостинице для паломников.
Л. Горская
— Расскажите, пожалуйста, про Афон. Наши радиослушатели знают, что это необычное государство в государстве, в Греции, что женщин туда не пускают. Как так сложилось и почему нужна такая гора?
М. Иосиф
— Афон — это полуостров, в нем уже жили монахи много веков. Сначала это были отшельники. А к X веку — это уже сложилось организованное монашество с уставом, с конституцией. Это первая конституция вообще в мире. Монахи попали на Афон, в основном, из крупных городов: из Константинополя и это очень удобное место для прохождения подвигов монашеских. А по поводу того, что туда не пускают женщин. В Греции это обыкновенная вещь. Это чин монашества. Есть монастыри женские, где не пускают мужчин, и мужские монастыри, где не пускают женщин. То есть это вид монашества.
Л. Горская
— Я была в монастырях Метеоры, там женские монастыри, преимущественно, там мужчин пускали без проблем.
М. Иосиф
— Это как раз тот монастырь, где пускают. В Греции есть монастыри женские, где мужчин не пускают. И мужские монастыри есть в других местах, монастырь святого Саввы Освященного...
Л. Горская
— Да, туда тоже не пускают женщин.
М. Иосиф
— Да.
Л. Горская
— Как же быть? Что делать?
М. Иосиф
— Спасаться. (Смеется.)
Л. Горская
— Спасайтесь, кто может?
М. Иосиф
— Надо просто уважать эти уставы, они не направлены на ущемление прав.
Л. Горская
— Но можно проплыть недалеко от побережья Афона и посмотреть, как вы там живете.
М. Иосиф
— Да, можно проплыть. И очень часто монастыри отправляют мощи на эти кораблики. Там женщины и мужчины поклоняются всем святыням тоже.
Л. Горская
— А много вообще монастырей на Святой горе сейчас, действующих?
М. Иосиф
— Ну на Афоне всегда 20 монастырей. 13 скитов и примерно 300 келий.
Л. Горская
— А насельников сколько?
М. Иосиф
— Сейчас около 2000 монахов. Колеблется от 2000 до 2500.
Л. Горская
— И как жизнь устроена? Там какое-то свое хозяйство? Как? Обособленная жизнь 20 монастырей 2000 человек.
М. Иосиф
— Вся территория Афона поделена на 20 участков. Это 20 монастырей. Мы, в основном, занимаемся сельским хозяйством и рукоделием. И этим живем. Монастыри были образованы с помощью императоров византийских, поэтому у них есть еще и угодия вне Афона. Поэтому у них более обширное хозяйство, экономика. А келии — это монашествующие, которые приписаны к монастырю, но не являются братией этого монастыря. Они должны работать, у них тоже есть свое хозяйство, есть рукоделие, послушание, которое мы делаем. Я из такой келии. И третий род монашества — это скиты, чем удобен Афон, в нем есть все виды монашества. Это монастырская жизнь, это жизнь в скиту, и жизнь в келиях, и в пустынях.
Л. Горская
— А у вас какое послушание, чем вы занимаетесь?
М. Иосиф
— Сейчас я работаю в странноприимном доме. Это монастырская гостиница Эсфигменского монастыря. Мое послушание заключается в том, что мы принимаем гостей со всего мира.
Л. Горская
— Много гостей?
М. Иосиф
— В летнее время — да. Бывает так, что нет мест.
Л. Горская
— А как к вам люди попадают?
М. Иосиф
— Потихоньку нас уже знают. Но люди, которые приезжают на Афон, они оформляют приглашение, они с нами контактируют, мы им помогаем получить визу на Афон.
Л. Горская
— На Афон отдельная виза? Это не шенгенская виза, которую нужно иметь, чтобы в Грецию попасть?
М. Иосиф
— Нет, это отдельная бумага. Дается обычно на 4 дня.
Л. Горская
— То есть человеку нужно получить шенгенскую визу, а затем еще озадачиться получением бумаги на Афон. Это сложно?
М. Иосиф
— Нет. Это не сложно. Достаточно одного телефонного звонка.
Л. Горская
— Мне приходилось видеть мужчин, вернувшихся со Святой Горы. Они, как правило, возвращаются молчаливыми, преображенными и на вопрос: «Ну как же там, как, расскажи», - отмалчиваются и многозначительно погружаются в себя. При этом нам приходится довольствоваться книжками, в частности, афонских старцев, Силуана Афонского я читала с большим удовольствием. И такое впечатление складывается от этого всего, что невидимый мир необычайно близок на Афоне, чуть ли не видимым становится. Так ли это?
М. Иосиф
— Я могу сказать, что меня поразило. Люди, которые приезжают на Афон, чувствуют присутствие Бога, Божией Матери, они, естественно, преображаются во многом. Мы часто советуем и сейчас новый святой старец Паисий, канонизированный недавно...
Л. Горская
— Святогорец, да?
М. Иосиф
— Он считал, что люди семейные должны ехать на Афон, чтобы жены могли посещать женские монастыри в это же время, а мужчина, чтобы ехал на Афон. Чтобы была у них духовная связь, чтобы они духовно были, в какой-то степени, в равном положении.
Л. Горская
— А старцы афонские знаменитые, есть у вас еще, остались?
М. Иосиф
— У нас старец — это как игумен монастыря. Старец в смысле Оптинских старцев, мы совсем по-другому понимаем это дело.
Л. Горская
— Старец — это как старший по званию?
М. Иосиф
— Да. Он игумен келии или игумен скита. Просто монах, который долго был на Афоне, скажем так. Его называют старцем.
Л. Горская
— А старец в том понимании, что это некий опытный духовник, к которому люди идут за советом или с вопросом, на который они сами не в состоянии найти ответ. В таком понимании есть?
М. Иосиф
— Когда приезжают люди к нам, они приезжают с молитвой. Если их молитва пламенная, если они с верой приходят к человеку, просят Бога, чтобы Он им помог, то к людям, которым они приходят, Господь открывает и дает через их уста советы этим людям. Это все зависит от паломника, с верой, с которой он пришел на Афон. И я так понимаю, что люди, которые приезжают на Афон, они все уходят с чем-то. Не оставленные.
Л. Горская
— Может, даже с тем, чего не ожидали.
М. Иосиф
— Да.
Л. Горская
— А много святынь хранится на Афоне?
М. Иосиф
— Да. Афон — это хранительница очень многих святынь. Так вышло, что византийские императоры вообще отправляли на Афон святыни даже для того, чтобы они просто сохранились. И исторически так сложилось, что действительно святыни, может быть, были бы потеряны, если бы они не были на Афоне.
Л. Горская
— Например.
М. Иосиф
— Тот же Пояс Божией Матери Ватопедский монастырь, Дары Волхвов. Очень много святынь на Афоне, в каждом монастыре есть значимые святыни, мощи святых. И эта история, которая принадлежит всему миру. Афон — это соборная церковь, так сказать, православие, которое объединяет всех людей, все страны.
Л. Горская
— Чувствует себя солью земли?
М. Иосиф
— Мы чувствуем поддержку России и молитвы ваши о нас.
Л. Горская
— У вас греческие монастыри и русские монастыри, и все?
М. Иосиф
— Нет, на Афоне монастыри — это сербский монастырь, это греческие монастыри, это монахи их Кипра, русский монастырь, болгарский монастырь, румынские скиты. И в каждом монастыре очень много людей из различных стран. У нас даже есть монахи из Китая, китайцы.
Л. Горская
— Много?
М. Иосиф
— Ну я знаю одного (смеется). Есть и с Африки монахи, со всего мира.
Л. Горская
— А этот Устав, про который вы говорили, древний, он менялся в последние века или он до сих пор в прежнем виде существует?
М. Иосиф
— Он немного менялся. Конституцию первую написал Цимисхия. Это первая конституция в мире, которая была написана. Устав для Святой Горы. Но он изменялся, конечно, с течением времени, потому что Афон освободился, скажем, от турок буквально 100 лет, недавно был праздник. В 13 году, по-моему.
Л. Горская
— А захватывали Афон тоже.
М. Иосиф
— Да, Османская империя, хотя турки очень посодействовали тому, что на Афоне сохранился и уклад, и порядок.
Л. Горская
— Каким образом?
М. Иосиф
— Они с почтением относились к святыням, может, поэтому Афон и остался. Такое интересное провидение Божие, что, казалось бы, люди другой веры, и вместе с тем, они и до сих пор Турция является из многих тех стран, которые подписали договоренность о статусе Афона.
Л. Горская
— Но Софии Константинопольской не так повезло, как афонским монастырям.
М. Иосиф
— Да. Дело в том, что у мусульман есть закон. По этому закону они не грабили и не сжигали те государства, которые не оказывали сопротивления. Так получилось и в Иерусалиме. И Гроб Господень сохранился таким же образом. Попечение Божией Матери об Афоне постоянно было.
Л. Горская
— А сам жизненный уклад, насколько изменился? Hi-tech современный вас коснулся? Вы новые технологии используете? Или как пахали, так и пашете на мулах?
М. Иосиф
— Мы всегда использовали современную технологию и в XVIII, и в XII, и в этом веке. Вопрос, как использовать.
Л. Горская
— Я знаю историю, у меня знакомый священник повез группу на Афон, и эта группа из четверых мужчин, они постоянно говорили по телефонам. Пребывали постоянно в общении с большой землей, и это закончилось тем, что на второй или третий день священник взял у них телефоны посмотреть и кинул в море. Они сначала возмущались, а потом сказали ему «спасибо». У вас до таких крайностей не доходит? Он перестарался, получается.
М. Иосиф
— Не знаю, в этом случае он, наверное, знал их лучше. В этом случае, если они сказали ему спасибо, то он не перестарался. Если бы они обиделись, по-другому себя повели, тогда перестарался.
Л. Горская
— Мы же не имеем возможности даже краем глаза взглянуть на эту жизнь. Ну расскажите.
М. Иосиф
— Церковная жизнь и церковный устав не поменялись совсем. Это главная часть нашего дня. И отдых не поменялся, мы так же отдыхаем, как раньше (смеется).
Л. Горская
— Я думала, вы не отдыхаете, что вы молитесь, а в свободное от молитвы время — трудитесь.
М. Иосиф
— Молитва — это отдых, и труд — это отдых.
Л. Горская
— Ну как устроен день среднестатистического афонского монаха?
М. Иосиф
— Мы живем по-другому времени. Это византийское время 12 часов — это заход солнца. Естественно, что в течение года — это различное время мирское. В пять часов вечера заход солнца сейчас — это 12 часов по-нашему. Есть службы, часы, 9 час — это 3 часа до захода солнца, после 9 часа идет вечерня. 9 час и вечерня занимают где-то час с лишним. Потом, если это не постный день, то это трапеза. И потом повечерие. Повечерие кончается как раз где-то в 12 часов. С 9 до 12 — три часа молитва. Трапезная для монаха — это продолжение службы. На трапезной всегда читаются святые отца. В 12 часов, с этого времени мы отдыхаем. Через 6 часов мы начинаем службу. Полунощница, ей предшествует монашеское правило и потом утреня и Литургия. Потом мы отдыхаем немного 1-2. И потом совершается молебен. В общей сложности с монашеским правилом и со службами — это примерно восемь часов ежедневного богослужения каждый день. Всегда есть у монаха, который хочет больше молиться, всегда есть это время, но, в принципе, когда мы начинаем послушание, мы тоже начинаем молитву перед началом послушания. Обычно на Афоне особенно в келиях, когда монахи собираются и делают какое-то рукоделие, они попеременно читают акафист Божией Матери наизусть. Это Иисусова молитва, которой монах старается заниматься постоянно, молиться непрестанно. Рукоделие, работа, послушание... Очень интересно, что в монастырях послушания меняются постоянно. То есть каждому монаху дается послушание на год. Он в этом году может работать в огороде, на следующий год он повар, на следующий год он служит в церкви.
Л. Горская
— А почему? Это в уставе так прописано?
М. Иосиф
— Да.
Л. Горская
— А почему?
М. Иосиф
— Есть такая ситуация, когда монах, привыкая к послушанию, к одному роду деятельности, у него появляются и пристрастия, привычки, которые в монастыре не полезны. Поэтому в начале года послушания распределяются и обычно это другое послушание. Если говорить о избрании игумена, то один из критериев его избрания, что он должен пройти все послушания, которые есть в монастыре.
Л. Горская
— А какие другие критерии?
М. Иосиф
— В более древние времена это было, он должен как минимум 15 лет в монастыре прожить...\
Л. Горская
— Сейчас не так?
М. Иосиф
— Сейчас это немножко изменилось. У нас же избрание происходит монахами, мы сами избираем игумена, поэтому монахи, когда они знают этого человека и знают, что он духовно способен занимать такую должность, но руководит монастырем собор старцев, он является председателем. Поэтому у нас такая...
Л. Горская
— Демократия.
М. Иосиф
— Да.
Л. Горская
— Вы произнесли такое словосочетание «духовно способен». А что значит духовно способен?
М. Иосиф
— Наверное, главное, что он по-настоящему возрос именно в этой самой главной добродетели на Афоне, это послушание.
Л. Горская
— Странно так звучит: вы выбираете руководителя, и он должен возрасти в добродетели послушания. Для Афона это привычно, для нас, живущих в мегаполисах, это звучит странно. И хочется попросить вас это как-то пояснить.
М. Иосиф
— Раньше, скажем, императоры российские должны были, чтобы проверить обувь для солдата, они должны были бегать в сапогах, чтобы знать, подходит ли это обувь для солдата. Наверное, по этой ассоциации можно это объяснить. Монашеское послушание и армейское, они сильно отличаются. Корень монашеского послушания — смирение. Это одна из главнейших добродетелей православного человека. И когда оно присутствует, там есть и любовь, и мудрость, и правильное понимание человеческой души, что нужно игумену, чтобы руководить душами людей.
Л. Горская
— Как вы думаете, это касается других руководителей? Кроме руководителей монастырей, директора фирмы, например.
М. Иосиф
— Это одна из главных добродетелей православного человека.
Л. Горская
— То есть руководитель должен быть смиренным?
М. Иосиф
— Да.
Л. Горская
— А он сможет руководить, если он смиренный?
М. Иосиф
— Смирение не подразумевает уничижения самого себя. Смирение соединено с любовью. И тогда человеку дается мудрость, чтобы правильно и поступать, и руководить.
Л. Горская
— И получается, что если человек пребывает в гордыни, он лишен мудрости.
М. Иосиф
— Да, это не совместимые понятия (смеется).
Л. Горская
— А что такое мудрость?
М. Иосиф
— Мудрость — это любовь, это смирение, это послушание. Мудрость — это дар Божий, и он дается тем людям, которые стараются приобрести эти добродетели.
Л. Горская
— Отец Иосиф, я слышала, что ожидается такое мероприятие как 1000 летний юбилей пребывания русских на горе Афон.
М. Иосиф
— Это не значит, что русских не было на Афоне до этого.
Л. Горская
— А что произошло 1000 лет назад?
М. Иосиф
— 1000 лет назад, есть документ, в котором один из бывших тогда игуменов подписался как игумен обители россон, русских. И это дало основание избрать точку отсчета. Естественно, что русские были и раньше на Афоне, но вообще русское монашество вышло из Афона. Антоний Киево-Печерский, как известно, он принял монашеский постриг на Афоне в монастыре, странноприимный дом, в котором мы работаем, он как раз в честь Иоанна Русского, и он был благословлен старцами афонскими возвратиться в Киев и основал Киево-Печерскую Лавру. Монашество таким образом было посеяно на русской земле.
Л. Горская
— А наш устав он сильно отличался от афонского?
М. Иосиф
— В то время нет. И в России он сейчас не так отличается от афонского устава. Это как бы общепринятый устав. Конечно, и на Афоне есть монастыри, у которых есть какие-то отличия в уставе, какой-то монастырь более строгий...
Л. Горская
— А что-нибудь планируется, какие-нибудь мероприятия в связи с 1000-летием?
М. Иосиф
— Хотелось бы, чтобы одно мероприятие было осуществлено, это привоз иконы «Достойно есть» с Афона. Этим мероприятием занимается очень хороший фонд «Красногорье», который уже имел переговоры с кинотом, их приглашали на двойное заседание, и уже было голосование в киноте. В общем, все монастыри проголосовали за то, чтобы эта икона могла выехать с Афона.
Л. Горская
— А что это за икона?
М. Иосиф
— Это единственная икона, оригинал которой может выехать с Афона. Она была уже 5-6 раз вне Афона. Это икона Пресвятой Богородицы. Перед этой иконой впервые был пропет гимн «Достойно есть». Причем получилось так, что эта келия была рядом с кореей, центром Афона. И старец этой келии пошел в Протат на бдение, а послушник, оставшись в келии, пел службу. Во время этой службы кто-то постучался в келию, он принял посетителя монаха, и они вместе в этой келии пели службу. Когда время дошло до пения «Достойно есть», которую мы сейчас поем в церкви, это девятая песня на утрене, тогда этот гимн ограничивался «Честнейшую Херувим», а первых строчек не было. И посетитель сказал, что у нас не так принято петь этот гимн, мы поем «Достойно есть яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную, Пренепорочную и Матерь Бога Нашего». Монах был простым человеком, он никак не мог запомнить эти первые строчки. Тогда посетитель попросил дать ему что-то, чтобы записать. Ничего не было под рукой, тогда он взял на камне и просто перстом написал этот гимн. И после этого исчез. Это был ангел. Камень был передан в Константинополь.
Л. Горская
— То есть получается, что человек молился, к нему пришел ангел, сказал, вы немножко не так делаете, мы иначе делаем...
М. Иосиф
— Да, «у нас по-другому поют» (смеется). И икона, перед которой был пропет этот гимн, она прославилась чудотворения, и было решено, что эту икону надо поставить в центральный храм Афона. И она была перенесена в Протат. Все иконы, которые у нас есть чудотворные, их нельзя вывозить, это икона она пять или шесть была вне Афона, один раз на Кипре, то есть за границей, все остальные разы — в Греции. Я думаю, что это было бы очень значимым событием, чтобы в России могли и мужчины, и женщины приложиться бы к этой иконе. И помолиться перед этой иконой Божией Матери. Посмотрим, если Патриархия благословит это дело. В принципе, когда Патриарх Кирилл был на Афоне, некоторые из афонских отцев его спрашивали, как он к этому отнесся, если бы это возможно было сделать. Он очень благосклонно, сказал, что значимой была бы эта ситуация.
Л. Горская
— А за кем сейчас решение?
М. Иосиф
— Нужно приглашение из Московской Патриархии, ну и организация всего. Это, конечно, очень трудная организация, вообще, когда эта икона выезжает с Афона, ей дают почести главы государства. Когда она выезжала в Грецию, то ее встречал флот, вооруженные силы Греции, салюты, это очень интересная ситуация.
Л. Горская
— А у нас как-то иначе это будет организовано?
М. Иосиф
— Я не знаю. Это зависит от Московской Патриархии и от Правительства России. Но я думаю, что в свете текущих событий, это было бы большой поддержкой для России.
Л. Горская
— Спасибо большое. Возвращаясь к 1000-летнему юбилею пребывания русских на Афоне, это дата, которая условная, ее давно выбрали?
М. Иосиф
— Точную дату, по-моему, еще пока и не выбрали. Здесь есть некоторые сложности дальностью мест. Но хотелось бы, чтобы священный кинот, это правление Афона, законодательная власть на Афоне. У нас есть административная власть, она постоянно меняется. И есть законодательная власть — это кинот. Административная — это эпистасия, она назначается каждый год и состоит из четырех монастырей. Это, в основном, пять групп. 20 монастырей, 5 групп.
Л. Горская
— А исполнительная власть у вас как представлена?
М. Иосиф
— Это и есть исполнительная власть. Она ведет каждодневную жизнь, назначает послушания в Протате. Протат — это главная церковь Афона. Кто будет петь в Протате, в корее, которая располагается. Но законы она никакие не принимает, у нее ограниченные функции. Во главе эпистасии стоит Прот, называется он протоэпистатом.
Л. Горская
— А как это на русский переводится?
М. Иосиф
— Первый в эпистасии, в этом соборе. Их четыре монаха. Но первый может быть только из пяти монастырей. Это самые древние монастыри. Первый монастырь — это Лавра Афанасия Афонского. Второй монастырь — это Ватопед. Третий — Ивер. Четвертый — это Хиландарь. И пятый монастырь — это Динисиад. Эти пять групп... В каждой группе по четыре монастыря, и они постоянно меняются.
Сейчас у нас протоэпистат в этой группе денисиадский монах. В следующем году начнется опять протоэпистат лаврский, с другими тремя монастырями. И потом — Ватопед...
Л. Горская
— А зачем так сложно?
М. Иосиф
— Для нас это просто. Это эпистасия. А кинот — это все 20 монастырей, представители которых собираются каждую неделю по различным вопросам в понедельник и четверг.
Л. Горская
— Может быть, у вас свой суд есть?
М. Иосиф
— Суд у нас, мы им пользуемся в крайних случаях, и это относится к Константинопольской Патриархии. Потому что Афон подчинен Константинополю и патриарху константинопольскому. Все монастыри подчинены ему. Поэтому если есть какие-то вопросы или какие-то серьезные уж слишком ситуации, то тогда приглашаются представители епископа из Константинополя решать эти проблемы.
Л. Горская
— А так совет всех этих монастырей два раза в неделю, вторник и четверг...
М. Иосиф
— Они собираются и решают.
Л. Горская
— А какие вопросы приходится решать?
М. Иосиф
— Различные. Сейчас очень часто приходится объяснять и позицию Афона на очень многие вещи, в том числе и политические вещи.
Л. Горская
— Есть такие понятия, как позиция Афона?
М. Иосиф
— Конечно, существует. Афон не вмешивается ни в какие политические события, но когда его просят высказать свое мнение, то собором старцев, если это действительно важно и необходимо, то кинот решает эти вопросы и дает свое суждение об этих вещах.
Л. Горская
— То есть Афон как некая эссенция духовности, если так можно сказать, формирует некую позицию. А кто запрашивает эту позицию?
М. Иосиф
— Обычно люди просят. Даже на простом уровне. Когда человек приезжает на Афон, он спрашивает: «Батюшка, я хотел бы сделать то-то и то-то, что вы думаете?»
Л. Горская
— Это он к старцу приходит?
М. Иосиф
— Да. Может и правительство спросить.
Л. Горская
— А СМИ может спросить?
М. Иосиф
— И СМИ может спросить.
Л. Горская
— Прямо официальный запрос, письмо.
М. Иосиф
— Да. И спрашивают.
Л. Горская
— Давайте вернемся к этой дате, с которой не могут определиться, зачем она нужна, зачем ее точно знать, зачем 1000-летие, зачем локализировать ее в пространстве и времени?
М. Иосиф
— Мы хотим, чтобы пребывание русских на Афоне было отмечено. Это правильно.
Л. Горская
— Почему это правильно?
М. Иосиф
— Ну как. Мы отмечаем день рождения, день крещения, мы это отмечаем, для того чтобы помнить. Это наше наследие. Для того чтобы дети, внуки, страна знала, что у нее есть православные корни. И что это культура, уходящая в древность.
Л. Горская
— То есть это нужно не для Греции, не для Афона, это нужно для России.
М. Иосиф
— Да, это нужно для России. Греки это очень хорошо понимают, и они даже с трепетом относятся к этому и хотят, чтобы мы этот праздник правильно справили. Но они хотят, чтобы мы.... На Афоне есть русский монастырь святого Пантелеймона, и мы не хотим, чтобы этот праздник ограничился одним монастырем. Потому что русские всегда жили в различных монастырях. Скажем, тот же Антоний Киево-Печерский жил в Эсфигмении. Очень много русских жило в скитах, Ильинский скит, Андреевский скит, и для нас важно это празднество, для того чтобы монашество русское развивалось. Потому что Афон это компас, он показывает направление, в котором надо идти. Очень много монастырей очень хороших в России. Потому что был перерыв в 70 лет, традиция в какой-то степени прервалась, на Афоне она никогда не прерывалась. Поэтому когда люди из монастырей русских приезжают, то они, видя афонскую жизнь, они понимают, как монах должен себя вести. Им это помогает. И такие монастыри, как Соловецкий монастырь, он всегда был связан с Афоном. Может быть, какими-то невидимыми путями, но был связан. Сейчас возрождается монашество в Соловках. Мы хотим всегда, чтобы эти монахи к нам приезжали и чтобы мы могли туда ездить тоже. Я думаю, что это правильно и очень хорошо.
Л. Горская
Отец Иосиф, вы говорили о возрождении русского монашества на Афоне, а я хотела спросить, откуда вообще берутся монахи на Афоне, как люди становятся афонскими монахами?
М. Иосиф
— У нас монахи из разных стран.
Л. Горская
— Живет человек в Японии, а не стать ли мне афонским монахом? Вопрос наивный, но...
М. Иосиф
— Ну, скажем, из России человек, ходит в церковь, читает духовную литературу, естественно сразу он сталкивается с литературой о монашестве. Если его привлекает монастырь и эта форма жизни, и в конце концов он понимает, что это его путь, то он должен задуматься, как начать этот путь, в каком монастыре. Я опять говорю, что на Афоне очень много видов монашества, поэтому Афон удобное место для прохождения этого пути. Не всем людям удобно жить в монастырях общежительных, не все могут жить в скитах, не все могут жить в келиях. Когда человек приходит на Афон, он ознакомляется с этой жизнью и в конце концов находит для себя оптимальный вариант для того чтобы служить Богу.
Л. Горская
— Или, может, идет и женится.
М. Иосиф
— Очень многим молодым людям на Афоне говорят, что ты не соответствуешь монашеской жизни, твое — это семья. Это тоже благословенный путь. Монашество просто немножко удобнее.
Л. Горская
— Женатые люди тоже могут служить Богу. Да?
М. Иосиф
— Все должны служить Богу: и монахи, и мирские. Просто монастырь, я думаю, что нам просто легче этот путь проходить. Мирская жизнь — это большие трудности, мы не все готовы к этим трудностям.
Л. Горская
— Может быть, есть какие-то рекомендации для мужчин, которые сейчас, слушая нашу программу, решат посетить гору Афон. Как это сделать?
М. Иосиф
— Связаться с нами каким-то образом. Если нет телефонов монастырей...
Л. Горская
— У вас же, наверное, электронная почта есть?
М. Иосиф
— Есть электронная почта, да. С удовольствием поможем в получении виз и виз на Афон.
Л. Горская
— А сайт есть?
М. Иосиф
— Сайт разрабатывается, мы так немножко...
Л. Горская
— Не спеша?
М. Иосиф
— Да. Но есть сайт, который пишет очень много о нас «Афон и монашество». Он так и называется. И там можно найти всю необходимую информацию.
Л. Горская
— А у вас получается гостиница имени Иоанна Русского при храме Георгия Победоносца?
М. Иосиф
— Нет-нет. Мы так его называем. Для России — это паломнический центр, это гостиница, и в этой гостинице мы устроили церковь во имя Иоанна Русского. И там мы принимаем гостей.
Л. Горская
— И все это можно найти на сайте «Афон и монашество», там связаться, там ваша электронная почта, наверное, есть.
М. Иосиф
— Да, есть.
Л. Горская
— Вы проконсультируете и поможете мужчинам (женщинам не светит) посетить Святую Гору Афон.
М. Иосиф
— Женщины могут на кораблике проехаться вокруг Святой Горы. И мы рекомендуем, как и рекомендовал старец Паисий, чтобы люди, когда ехали в паломничество на Святую Гору, чтобы они ехали с семьей, женщины могут посетить очень хорошие монастыри рядом с Афоном, там, где и похоронен старец Паисий, святой Паисий, Суроти. Есть много других монастырей, где они могут то время, когда мужчина находится на Афоне, быть в женских монастырях.
Л. Горская
— То есть можно с семьей поехать и разделиться ненадолго?
М. Иосиф
— Это нужно. И потом, конечно, отдохнуть в том же Уранополе, там очень хорошее место, рядом с Афоном. Оттуда стартует. Опять же проехаться на лодке. Греция — очень хорошее, красивое место, очень много интересных мест, исторически интересных, очень много святынь в Греции, которые можно посетить, те же Метеоры.
Л. Горская
— Экскурсоводы склонны, не то чтобы привирать, но приукрашивать свои рассказы. И экскурсовод Метеор говорил, что там фрески, чуть ли не точная копия фресок монастырей Афона, и поэтому «женщины, у вас есть уникальная возможность увидеть своими глазами роспись афонских монастырей». Это так? Вы не знаете?
М. Иосиф
— Да, это так. Это в Репе писались фрески и в монастырях греческих, и на Афоне. Те же школы, может быть, критская школа какая-то. Это правильно, это не приукрашивание.
Л. Горская
— А мастерские какие у вас есть, какие рукоделия?
М. Иосиф
— Ладан, свечи, четки. У меня, в основном, было другое рукоделие, я строитель, я конкретно занимался строительством монастырей и реконструкцией монастырей. Работал очень много. Порядка 30 лет на строительстве.
Л. Горская
— А сколько вы лет на Афоне?
М. Иосиф
— С 80 года.
Л. Горская
— 34?
М. Иосиф
— Да.
Л. Горская
— Тогда вас надо что-то спросить про динамику и тенденции. (Смеются.) Скажите, может быть, как-то паломники изменились? Вы видели в 80-х годов паломников из России, были они?
М. Иосиф
— Очень мало. Советский Союз это был тогда.
Л. Горская
— А потом уже нет. Кто поехал в первую очередь, и что сейчас изменилось за 34 года.
М. Иосиф
— Сейчас паломники, которые приезжают, они приезжают не один раз на Афон. То есть у нас люди, приехавшие один раз, приезжают по несколько раз в году. Они чувствуют эту потребность, эту жажду. И, видимо, Афон им что-то дает, что они чувствуют, что надо вернуться опять. Одной поездкой ознакомительной, а потом уже люди едут серьезно, попоститься на Афоне, побыть в определенные праздники на Афоне, исповедоваться на Афоне, оставить все, что на плечах, эту ношу, которая на каждого в этой жизни давит, на Афоне и очищается человек, и отдыхает по-настоящему. Поэтому о том преображении, о котором вы говорили в начале, что люди по-настоящему преображаются. И если это происходит постоянно, несколько раз в году, то у них появляется... Они видят более точно и правильно окружающий мир.
Л. Горская
— А вы-то как в 80-м году попали туда?
М. Иосиф
— У меня такая судьба довольно странная. Я сначала по политическим соображениям покинул Советский Союз, я давно года жил и служил в Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви За Рубежом в Нью-Йорке. Познакомился с замечательными людьми и со своим старцем. Мой старец — грек, но он был всегда связан с Русской Церковью. Он связан с Афоном очень тесно, он мне много рассказывал об Афоне и подвиг меня к этому желанию поехать на Святую Гору. Мы вместе приехали с ним на Святую Гору. И остались. Но он до этого был на Святой Горе.
Л. Горская
— А кто те замечательные люди, с которыми вы были знакомы в Нью-Йорке? Мы их знаем?
М. Иосиф
— Владыку Лавра, вы, наверное, слышали о нем. Владыка Филарет, предыдущий. Повезло служить, молиться и разговаривать с этими людьми.
Л. Горская
— Может быть, попрошу сказать пару слов нашим радиослушателям, добрая половина из которых никогда не попадет на Афон. Житейские советы от афонского монаха.
М. Иосиф
— Любите друг друга, заботьтесь друг о друге, чтобы в вас укреплялась вера православная.
Л. Горская
— Как любить, отец Иосиф? Все на ноги наступают, подрезают на дорогах.
М. Иосиф
— Подрезали на дороге, сказать: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (смеется). А потом уже постепенно человек научается, смиряется. Я думаю, что русскому человеку любви не занимать.
Л. Горская
— Думаю, что на этих замечательных словах мы будем прощаться с нашими радиослушателями, я напоминаю, что в эфире программы «Светлый вечер», у нас сегодня был монах Иосиф со Святой Горы Афон. С вами в студии была Лиза Горская, до новых встреч, всего доброго!
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия