Светлый вечер с иеромонахом Фотием (Мочаловым) (11.05.2017) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Светлый вечер с иеромонахом Фотием (Мочаловым) (11.05.2017)

* Поделиться

У нас в гостях был победитель 4-го сезона телевизионного проекта "Голос", насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов).

Мы говорили о том, как складывается творческая деятельность отца Фотия после проекта «Голос» и как сочетаются концерты и поездки с монашеской жизнью.


А. Пичугин

– В студии светлого радио приветствую вас я, Алексей Пичугин, здравствуйте. Сегодня у нас в гостях этот час ближайший, эту часть «Светлого вечера» проведет иеромонах Фотий Мочалов, насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и победитель четвертого сезона проекта «Голос». Здравствуйте, отец Фотий.

Иеромонах Фотий

– Здравствуйте.

А. Пичугин

– Рады вас приветствовать снова в нашей студии. Последний раз мы с вами здесь встречались почти полтора года назад, это был Новый год, новый 2016 год. Не знаю, изменилось ли у вас с тех пор что-то, нет в вашей карьере, в вашем творчестве. Тогда это были первые месяцы или недели, я уже не помню, после того, как завершился проект «Голос», все было на эмоциях, все было, наверное, и вам и нам тоже в новинку, потому что священник в подобных проектах еще не побеждал, нам было очень интересно. А теперь вот прошло полтора года. Как складываются ваша творческая судьба за это время, потому что, думаю, первое время все очень внимательно следили за тем, что вы делаете. Сейчас, наверное, тоже следят, у вас появились поклонники. Но кто-то может не знать, кто-то тогда увидел в новостях, услышал, удивился, порадовался или наоборот, может быть. И вот прошло полтора года, и людям интересно, что произошло за это время.

Иеромонах Фотий

– Да. Сейчас, конечно, все поуспокоилось, волна ажиотажа в мою сторону спала. Но интерес, конечно, еще поддерживается и видно, что люди, и даже судя по соцсетям, я смотрю там статистику, сколько у меня сейчас подписчиков, они все растут и растут, хотя казалось бы, ну уже по телевизору меня не увидишь...

А. Пичугин

– Ну почему, где-то же...

Иеромонах Фотий

– Можно и забыть совсем.

А. Пичугин

– Ну почти 20 тысяч человек группа вКонтакте, я смотрю, на вас подписано. Это официальная группа, есть, наверное, еще какое-то количество альтернативных.

Иеромонах Фотий

– Да. Ну конечно же, поднабрался я опыта именно сценического исполнения. Уже за этот год полсотни концертов спето, за предыдущий год тоже сколько-то, не считал.

А. Пичугин

– За это полугодие только.

Иеромонах Фотий

– Да.

А. Пичугин

– Полсотни концертов. То есть я правильно понимаю, что у вас практически через день где-то выступление.

Иеромонах Фотий

– Примерно так, да. Есть, конечно, периоды небольшие, каникулы так называемые, когда нет концертов. В то время я возвращаюсь в монастырь, там отдыхаю. Ну конечно на клиросе там, на службах, но это такой передых.

А. Пичугин

– Это для вас отдых.

Иеромонах Фотий

– Да.

А. Пичугин

– А как вы воспринимаете, вы вообще могли себе представить, когда вы пришли в монастырь, сколько это лет назад было?

Иеромонах Фотий

– Это 11 лет.

А. Пичугин

– 11 лет назад. Ну для человека, который находится вне монашеской среды, наверное, жизнь монаха может показаться тяжелой. Это постоянные службы, клирос, у вас, соответственно, певческие истории, послушания, многочасовые богослужение. Это очень тяжело. Я думаю, мало кто даже из людей воцерковленых и верующих может назвать это отдыхом. А для вас это действительно отдых после напряженного там концертного графика, поездок, туров, гастролей?

Иеромонах Фотий

– Ну, так получается. Это относительный, конечно, отдых. Потому что на клиросе петь тоже не забалуешь там. Нужно постоянно петь на высоких позициях. Я поскольку тенор, то я нахожусь в одной тесситуре постоянно, и это тоже непросто.

А. Пичугин

– А это вы сейчас поясните, умное слово сказали – тесситура, я, например, не знаю что это такое.

Иеромонах Фотий

– Ну это вот часть диапазона, да, или наоборот, весь спектр, диапазон от какой ноты до какой. И в хоре я пою, получается, именно на верхних позициях, и это тяжеловато, потому что постоянное напряжение связок идет. То есть не так, как на сцене, да, просто пою какие-то песни. Там есть и низы, и серединка, и верха, а тут всегда наверху. И из-за этого, конечно, петь в хоре тоже сложно.

А. Пичугин

– А как вас встречают в монастыре? Вот насколько вы обычно уезжаете?

Иеромонах Фотий

– Ну неделя, может быть, побольше даже, две недели. Если очень большой тур и география такая далекая, то, конечно, бывает побольше.

А. Пичугин

– Самое дальнее, куда вы ездили?

Иеромонах Фотий

– По России это Иркутск.

А. Пичугин

– До Дальнего Востока не добирались?

Иеромонах Фотий

– Еще пока нет, но в планах.

А. Пичугин

– А не Россия, Соединенные Штаты, да?

Иеромонах Фотий

– Соединенные Штаты, вот недавно был там один концерт.

А. Пичугин

– И как вам США?

Иеромонах Фотий

– Очень...

А. Пичугин

– Как вас встречали, самое главное, как вас встречали?

Иеромонах Фотий

– Очень мило, знаете. Я даже настраивал себя на то, чтобы не очаровываться Америкой. Хотя я мечтал вообще туда попасть, но готовился ко всему, что может быть. Конечно, увидел какие-то маленькие минусы, какие-то и плюсы. Самый большой плюс был, то что там было тепло. В Северную Каролину приехал, и там погода была, как на Тунисе.

А. Пичугин

– А почему не очаровываться?

Иеромонах Фотий

– Ну, чтобы не разочаровываться.

А. Пичугин

– Потом, по возвращении? Смотрите, а на концерты кто, в основном, приходил, это русская публика или это американцы? И вообще, знают ли американцы о том, что в России есть «Голос», и насколько вы там известны, за океаном?

Иеромонах Фотий

– По-моему, малоизвестен. Конечно, в каждой стране есть этот проект. Но за ним мало кто смотрит, следит за всеми проектами по миру. И туда я приехал к больше русской аудитории, к нашим эмигрантам, еще с Советского Союза которые там.

А. Пичугин

– Ну они-то наверняка за вами следят.

Иеромонах Фотий

– Конечно.

А. Пичугин

– Я просто общаясь с людьми, которые там в разные годы уезжали в эмиграцию, просто покидали Россию, я обратил внимание, что они гораздо пристальнее следят за тем, что происходит здесь, в том числе и в ток-шоу, и в музыкальных шоу в России, нежели люди, которые живут непосредственно здесь. Для них это прям вот какой-то такой большой привет с родины.

Иеромонах Фотий

– Ну, конечно, были еще и американцы. Концерт вели два человека, женщина, которая как конферансье и переводчик.

А. Пичугин

– А акцент вы на чем делали, в первую очередь, на популярных, ну у вас репертуар большой, мы сегодня, я думаю, что разнообразие все сможем оценить. Вы акцент в Америке делали на церковные, богослужебные песнопения, на популярные или как раз на англоязычные? Все это у вас в репертуаре есть же.

Иеромонах Фотий

– Там были русские народные, там была классика. Конечно, все-таки акцент был именно на русской музыке.

А. Пичугин

– На русской. А когда вы в России выступаете, на чем акцент делается в первую очередь?

Иеромонах Фотий

– Здесь у меня такая селективная программа, эклектика, так сказать. Кому-то это нравится, кому-то это не очень нравится – не видят общей канвы, такой драматургии в концерте. То есть получается, что всего понемножку и на разных языках. Я как-то вот люблю все-таки разнообразие и стараюсь угодить вкусам большинства зрителей.

А. Пичугин

– Ну стоит, наверное, напомнить нашим слушателям, что вы знаете языки. По крайней мере, вы не один год жили в Германии до монастыря, если не ошибаюсь, правильно, в Германии жили.

Иеромонах Фотий

– Да.

А. Пичугин

– Соответственно, немецкий язык, английский, на котором поете. Это вам как-то помогает, знание языков?

Иеромонах Фотий

– Да конечно. Потому что, как говорится, кто не знает иностранного языка, тот не знает своего собственного.

А. Пичугин

– Даже так.

Иеромонах Фотий

– Потому что у каждого есть какая-то своя особенность и такая система корней, да, этимология. И наблюдать за этим, как исторически складывается тот или иной...

А. Пичугин

– Ну как развивается сама музыкальная культура, в том числе. И мы об этом концерте поговорим сразу после первой музыкальной композиции. Православная композиция, называется она «Ангел вопияше». Иеромонах Фотий, победитель четвертого сезона шоу «Голос» и насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Только буквально, отец Фотий, два слова о том, что мы сейчас услышим.

Иеромонах Фотий

– Это задостойник Пасхи на греческом языке.

А. Пичугин

– Это богослужебное песнопение.

Иеромонах Фотий

– Да.

А. Пичугин

– Напомню, дорогие слушатели, что здесь, в студии светлого радио иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и победитель четвертого сезона шоу «Голос». 7 июня, совсем скоро, в Крокус Сити Холл пройдет концерт отца Фотия и давайте об этом концерте чуть подробнее поговорим. Это сольная программа, правильно?

Иеромонах Фотий

– Сольный концерт, с приглашением гостей.

А. Пичугин

– А кто придет?

Иеромонах Фотий

– Ну будет Гела Гуралиа, Рената Волкиевич и Витольд Петровский – это люди, которые были, значит, Рента и Витольд были вместе со мной в четвертом сезоне, а Гела Гуралиа во втором.

А. Пичугин

– А вы общаетесь между собой, те кто прошли через «Голос»?

Иеромонах Фотий

– Ну, общением сложно назвать, но так как бы друг другу маячки какие-то посылаем.

А. Пичугин

– Ну следите, по крайней мере, за тем, как складывается судьба, в том числе творческая?

Иеромонах Фотий

– Конечно.

А. Пичугин

– Кстати, это интересно. Всегда мы знаем про победителей, следим за ними, понимаем, что у них все должно сложиться. А вот люди, которые на разных этапах выбывают, вы следите за тем, как их карьера складывается?

Иеромонах Фотий

– Ну, если это яркие исполнители.

А. Пичугин

– То есть вы для себя сами какими-то критериями отсекаете – яркий, не яркий.

Иеромонах Фотий

– Нет, это не субъективно. Это и так понятно, что человек с большим будущим, он обязательно будет популярным и востребованным, и будет успешно вести свою карьеру сольную.

А. Пичугин

– А чего ожидать в первую очередь людям, которые придут на концерт? Это акцент будет сделан как раз на православных песнопениях, одно из которых мы сейчас слышали, задостойник Пасхи, или это популярные какие-то песни? Может быть, это что-то ваше собственное, из вашего творчества? Вы же тоже пишете музыку, насколько я помню по нашей прошлой программе.

Иеромонах Фотий

– Да, не всегда удается заняться этим вплотную, но какие-то я сейчас обработки, вот как раз «Ангел вопияше», который был, это моя гармонизация, распев греческий. А я сейчас пытаюсь побольше таких вещей создавать, они очень свежо звучат, интересно.

А. Пичугин

– Это православные именно, да?

Иеромонах Фотий

– Да.

А. Пичугин

– Я помню, вы рассказывали, что вы в своей келье оборудовали студию, где пытались писать музыку, записывать, сочинять. Мы даже тогда, методом проб и ошибок, сумели выяснить, что вы любите электронную музыку и что-то в этом направлении пытаетесь или пытались, по крайней мере, создавать. А сейчас как?

Иеромонах Фотий

– Сейчас пока не сочиняю.

А. Пичугин

– Времени нет, да?

Иеромонах Фотий

– Ну опять же все это да, упирается во время.

А. Пичугин

– А на концерте в Крокус Сити Холл что-то ваше будет исполнении?

Иеромонах Фотий

– Мои произведения? Вот «На реках вавилонских», возможно, будет.

А. Пичугин

– Послушаем еще.

Иеромонах Фотий

– «Сколь краток век наш». Такие вот мои обработочки. «Сколь краток век» – это вот моя музыка на слова Виктора Шпайзера.

А. Пичугин

– Как вы думаете, большинство людей воспринимают вас, когда вы выходите на сцену, именно как священника или как популярного исполнителя?

Иеромонах Фотий

– Конечно же, как на священника на меня смотрят. То есть я как был в рясе в проекте «Голос», так я и появляюсь на сцене. То есть это такой вот симбиоз, наверное, я как гибрид певца и иеромонаха.

А. Пичугин

– А такого не бывает, если вы в храме, у вас служба, вы выходите на исповедь, подходит человек: «Отец Фотий!?» – и в обморок. Нет?

Иеромонах Фотий

– Не знаю.

А. Пичугин

– Хорошо. В свое время в разных средствам массой информации достаточно много говорили о том, что Патриарх Кирилл поддержал ваше музыкальное служение, называл его такой некой новой разновидностью миссионерской деятельности. А насколько для вас тогда была важна поддержка Патриарха?

Иеромонах Фотий

– Безусловно, нужна была. И для меня это очень приятно, что он не обошел вниманием мою персону и как-то разрешил недомолвки какие-то или неясности, которые были у людей непросвещенных и далеких от Церкви, которые не понимали, что это, настоящий ли это человек, настоящий ли иеромонах вышел. Потому что это, действительно, в диковинку, это никто раньше не видел. А сейчас уже люди даже копируют. То есть вот уже на Украине тоже священник выиграл.

А. Пичугин

– Я как раз хотел у вас спросить, общались ли вы с ним, нет, знакомы ли?

Иеромонах Фотий

– Нет, не общался.

А. Пичугин

– А как вы сами относитесь к тому, что вот уже вторая страна, где шоу «Голос» выигрывает священнослужитель? Некоторые могут в этом усмотреть пиар-ход, что, дескать, вот у нас Церковь, надо как-то поднимать популярность Церкви среди общества, вот у нас побеждают в России отец Фотий, на Украине отец...

Иеромонах Фотий

– Александр.

А. Пичугин

– На Украине отец Александр, фамилию не помню. И что-то в этом есть такое натянутое. Ну то есть вот победили они, потому что надо авторитет Церкви поднимать, надо показать, что священники это тоже люди.

Иеромонах Фотий

– Ну можно по-разному, с разных точки зрения...

А. Пичугин

– Или у нас такие таланты действительно среди духовенства?

Иеромонах Фотий

– Среди духовенства очень много талантливых людей, которые занимаются не только выступлениями, пением, они пишут книги, они сочиняют музыку, кто-то из них врачебную практику имеет. Я думаю, что тот, кто хочет узреть в этом явлении что-то негативное, какую-то спекуляцию на чувствах людей, то их не отговорить от этой версии. Но вот я вам честно могу сказать, что я сам, не чей-то проект, я сам пошел добровольно на эту площадку. И совершенно не думал о том, что я хотя бы пройду слепые прослушивания и не думал вообще о какой-то победе. Я думаю, что с отцом Александром примерно такая же ситуация. Он пел и до «Голоса» и достаточно неплохо.

А. Пичугин

– Я думаю, что рано или поздно вы познакомитесь.

Иеромонах Фотий

– Наверное.

А. Пичугин

– А со своим наставником общаетесь, с Лепсом?

Иеромонах Фотий

– Нет, как-то вот не удается, он все больше на концертах, занятый очень.

А. Пичугин

– Ну а я почему-то думал, что у вас сложились с ним какие-то такие, ну может быть, не дружеские, но довольно теплые отношения. Или все дело в том, что люди шоу-бизнесе очень сильно заняты, плотный гастрольный график, и встречаться можно только где-то на совместных выступлениях?

Иеромонах Фотий

– Нет, Григорий Викторович вообще очень такой гостеприимный человек. Просто вот реально у него не хватает на все время. А так он очень по-доброму обо мне отзывается.

А. Пичугин

– Напомню, что у нас в гостях иеромонах Фотий Мочалов. 7 июня состоится в Крокус Сити Холл сольный концерт, на который, думаю, кто-то из наших слушателей обязательно захочет пойти. О концерте мы сегодня еще поговорим в течение программы. А теперь предлагаю опять обратиться к музыке. У нас вторая композиция, она называется «На реках вавилонских». Опять же это православное песнопение. Буквально в двух словах, отец Фотий, что это за песнопение, это же псалом, насколько я помню.

Иеромонах Фотий

– Да, это псалом 136-й, валаамского распева, который я вот опять же гармонизовал в своем стиле и пою также на концертах.

А. Пичугин

– А я Алексей Пичугин, мы слушаем богослужебное песнопение «На реках вавилонских» и через несколько минут в эту студию возвращаемся.

А. Пичугин

– Мы возвращаемся в студию светлого радио. Я Алексей Пичугин, и здесь вместе со мной иеромонах Фотий Мочалов, насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, участник, победитель четвертого сезона шоу «Голос». Напомню еще раз, что 7 июня в Крокус Сити Холл пройдет концерт отца Фотия. Опять же, кто-то из слушателей наверняка захочет туда прийти. Билетов еще достаточно, я думаю, в продаже, и можно успеть их приобрети. 14 мая праздник в монастыре, память святого Пафнутия Боровского. Скажите, а насколько для вас важен этот святой? Ведь вы живете в монастыре, который освящен в его имя и небесный покровитель вашей обители. Что-нибудь про этого человека можете рассказать?

Иеромонах Фотий

– Так-то я приблизительно помню его биографию. Он общался с высокими людьми из правительства там, князья приезжали к нему за советом, человек был прозорливым...

А. Пичугин

– А как обычно в монастыре отмечается престольный праздник, даже не престольный, скорее, а день памяти этого святого, святого Пафнутия?

Иеромонах Фотий

– К нам приезжает архиерей, митрополит Климент, иногда не один, бывает, что еще гости.

А. Пичугин

– У вас же епархия, митрополия теперь разделена на епархии.

Иеромонах Фотий

– Да. И викарный архиерей тоже присоединяется на этот праздник. Бывает до пяти, даже до шести архиереев.

А. Пичугин

– А вам самому удается служить, возглавлять службу, предстоять на литургиях?

Иеромонах Фотий

– Да, я иногда служу.

А. Пичугин

– То есть у вас есть чреда, как обычно это бывает в больших храмах, монастырях, есть чреда, согласно который все обители насельники в священном сане – это я уже слушателям поясняю, – согласно расписанию, в свой день служат литургию, служат, если в тот день есть всенощное бдение, и так далее. Ну собственно говоря, вот это богослужебное послушание исполняют. Вы тоже в этой чреде состоите, несмотря на плотный график, несмотря на то, что вы много ездите по стране?

Иеромонах Фотий

– Ну сейчас, конечно, меня из расписания уже убрали. Потому что ну я не могу присутствовать, если я на концертах и служить, конечно. А люди же тоже наблюдают за этим расписанием, прихожане. Это же опубликовывается в интернете и вывешивается на информационной стойке. И, конечно, если там написано, иеромонах Фотий, то люди приходят, а получается, обманываются – отец Фотий не служит. Поэтому как-то больше в таком свободном режиме нахожусь сейчас.

А. Пичугин

– А удается где-то служить, когда вы ездите в тех городах, куда с концертами приезжаете?

Иеромонах Фотий

– Я вот не люблю соединять то и то. Лучше послужить, и чтобы это...

А. Пичугин

– Ну что бы это было не на бегу, не в суете, а спокойно.

Иеромонах Фотий

– Да.

А. Пичугин

– А на ваши концерты, вы, может быть, наблюдали, приходят люди из храмов тех городов, куда вы приезжаете? А, может быть, настоятели, священники приводят своих прихожан на ваши концерты?

Иеромонах Фотий

– Частенько бывает так, что приходят священники, приходят семинаристы. Бывает, что епархиальные какие-то средства информации у меня берут интервью. Так понемножку, да, есть контакт.

А. Пичугин

– А вам самим приходится выступать в семинариях, духовных училищах, может быть, вас приглашают на приходы?

Иеромонах Фотий

– Нет, такого нет.

А. Пичугин

– Нету? А казалось бы... А если бы пригласили, вы бы поехали или это опять же все завязано на этом графике концертном?

Иеромонах Фотий

– Ну если это не помешает, да, то конечно.

А. Пичугин

– Но вам интересно вот так ездить? Я вот, основываясь на своих личных каких-то восприятиях постоянных поездок, разъездов, командировок, что у меня тоже периодически случается, могу сказать, что я таким образом стараюсь узнавать, по крайней мере, Россию, страну, где я живу и те места, куда бы, например, просто так никогда не добрался. Были у меня несколько городов довольно закрытых, куда просто так не попадешь, если тебя туда не в командировку отправляют или ты по каким-то рабочим надобностям туда едешь. А у вас же наверняка тоже что-то подобное было?

Иеромонах Фотий

– Ну надо сказать, что я вообще мечтал о том, чтобы посмотреть нашу матушку родину, Россию во всех ее уголках, со всех сторон. Каждый город самобытен, особенно если он находится очень далеко. Там и люди говорят по-другому уже.

А. Пичугин

– А вам удается с людьми пообщаться или вы выходите на сцену и все, и на этом ваше общение с жителями этого конкретного города ограничивается? Или, может быть, потом вы где-то на вопросы отвечаете, может остаться, с кем-то поговорить?

Иеромонах Фотий

– На общение, конечно, времени мало. В основном это где-то на периферии там, пока добираешься до площадки, куда-нибудь съездишь в городе на рынок, еще куда-нибудь. А на каждом концерте стараюсь приходить на сцену, уже когда все закончилось, все спели, цветы получил, и я еще раз возвращаюсь, чтобы людям раздать автографы.

А. Пичугин

– А как свою популярность воспринимаете сами? Много людей вообще приходят?

Иеромонах Фотий

– Думаю, что как бы она не давит на меня, эта популярность.

А. Пичугин

– Не давит? А больше людей стало приходить с момента ваших первых гастролей, когда вот популярность была действительно на пике после победы? Или вот где-то ровно примерно одинаковое количество, всем интересно посмотреть на поющего иеромонаха.

Иеромонах Фотий

– Думаю, не только по этой причине люди приходят на концерт, они возвращаются.

А. Пичугин

– Естественно, нет, конечно. Вопрос таланта даже я сейчас не поднимаю, потому что мы слушаем ваши песни, и я думаю, что эта сторона медали всем понятная. Понятно, что талант здесь на первом месте.

Иеромонах Фотий

– Да, самое главное, что люди всегда просят приезжать еще. И когда мы повторяем город, то примерно столько же людей и опять набирается в зале.

А. Пичугин

– А как вы воспринимаете свои выступления с точки зрения миссии? Вы выходите всегда в подряснике на сцену.

Иеромонах Фотий

– Это сложная тема, миссия. Хотя я, наверное, об этом чуть-чуть заикнулся на проекте «Голос».

А. Пичугин

– Ну я поэтому и спрашиваю, вы там действительно об этом говорили.

Иеромонах Фотий

– Я думаю, что я нахожусь в каком-то особом таком измерении, и моя миссия это через пение, через музыку доносить до людей что-то прекрасное. Думаю, именно моя миссия в этом состоит, не в слове. Хотя я, в принципе, могу людям доносить какие-то истины вербально, так это, какие-то свои размышления о духовной жизни, богословие. Но все это не нужно. Точнее, оно нужно, но моя задача вот немножко другая.

А. Пичугин

– Ну а тем не менее, вы все равно выходите на сцену в подряснике, поэтому я из этого делаю вывод, что для вас это что-то значит.

Иеромонах Фотий

– Это моя форма, в принципе.

А. Пичугин

– Форма. Хорошо. Я напомню, что у нас в гостях иеромонах Фотий Мочалов, насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, участник, победитель проекта четвертого сезона шоу «Голос». Мы слушаем песню, она называется «Maybe I, maybe you». Пару слов, это же Scorpions?

Иеромонах Фотий

– Да, это вот я замахнулся на своего любимого Шекспира.

А. Пичугин

– Да.

Иеромонах Фотий

– Конечно, я мало пою что-то такого, рокового. Можно там назвать роком «Спокойной ночи, господа» Лепса, там еще какие-то вещи. Есть у меня еще одна песня Фреди Меркьюри «Love of my life». Ну это тоже такая балладная вещь. И, в частности, «Maybe I, maybe you» я взял именно за ее мелодику, за ее такую романсовость, сели можно так выразиться.

А. Пичугин

– Давайте слушать. «Maybe I, maybe you» в исполнении иеромонаха Фотия, песня Scorpions звучит на волнах светлого радио. Мы вернемся после этой композиции.

А. Пичугин

– Напомню, что иеромонах Фотий Мочалов, победитель четвертого сезона шоу «Голос» и насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, здесь в гостях у светлого радио. 7 июня концерт, сольный концерт отца Фотия в Крокус Сити Холл. Еще раз давайте напомним слушателям, на что они могут рассчитывать, когда придут туда, какие в первую очередь песни прозвучат.

Иеромонах Фотий

– Прозвучат, конечно, композиции, которые уже я пел на проекте «Голос». Возможно, они будут несколько в ином исполнении, иной аранжировке. Какие-то будут вещи под фортепиано. У нас сейчас появился новый аккомпаниатор Александр Тевелев, он также будет исполнять и сольные вещи вместе с оркестром «Финист Балалайка». Какие-то вещи я буду петь под оркестр живой вот этот вот, «Финист». И что-то будет с минусом.

А. Пичугин

– А вы сами отбираете те произведения, которые будете исполнять или у вас есть команда, которая вам помогает? Насколько вы свободны в подборе?

Иеромонах Фотий

– Конечно же, сам подбираю программу.

А. Пичугин

– А вам лично больше всего нравится исполнять, какие произведения? Ну если бы у вас была абсолютно свобода. Все равно, в рамках таких концертов существует понятие формата. Оно существует везде – на телевидении, на радио, и понятно, что в концертной деятельности. Но если бы у вас была абсолютная свобода, вот что бы вы пели?

А. Пичугин

– Мне кажется, я пел бы как раз то же самое, что пою. Потому что сейчас как раз я вот себя чувствую неограниченным и свободным. И у меня нет желания петь там рэп, или рок, или попсу какую-нибудь. То есть то что я люблю, то что мне понравилось, я сразу это включаю в свой репертуар.

А. Пичугин

– А какие самые необычные вот за эти полтора года, что прошло, чуть больше уже, что прошло с момента финала шоку «Голос», проектов, в которых вам доводилось участвовать?

Иеромонах Фотий

– Не, я больше ни в каких проектах...

А. Пичугин

– Нет, я не про шоу, не про конкурсы, а именно, ну у вас же не только сольные концерты проходят, вам приходится участвовать, наверное, и в сборных и в разных проектах.

Иеромонах Фотий

– Ну их на пальцах можно пересчитать. Это вот недавно было пятилетие проекта «Голос» в Кремле, там вот я выступал. И ну еще бывает, кто-нибудь приглашает. Ольга Кормухина на свой концерт приглашала с песней.

А. Пичугин

– А я правильно понимаю, что ваши близкие живут в Германии до сих пор?

Иеромонах Фотий

– Да.

А. Пичугин

– Вам удается туда ездить? Были вы в Германии с концертами?

Иеромонах Фотий

– С концертами еще нет, но так, к маме приезжаю иногда.

А. Пичугин

– А в Европе, ну помимо Соединенных Штатов, где вам еще пришлось выступать?

Иеромонах Фотий

– Именно выступать? Ну я был, конечно, в Германии, у нас был такой тур, еще до «Голоса», вместе с хором монастырским. И также была программа моя сольная, и я также пел в хоре. Проехали несколько городов. Но это вот было связано с русскими приходами на местах.

А. Пичугин

– А еще интересно, я вспоминаю из нашего прошлого разговора, из каких-то ваших интервью такой эпизод вашей биографии, когда вы в Германии играли на органе. Вы когда в прошлый раз к нам приходили, говорили, что очень скучаете по этому инструменту, если бы была такая возможность где-то в России на нем играть, хотя бы изредка, вы были бы счастливы. А как теперь с этим дело обстоит?

Иеромонах Фотий

– Пока никак. Вот были в Калининграде, удалось прийти на органный концерт. Это второй, наверное, раз после того, как я уехал из Германии, я услышал вживую орган. Один раз это в Москве было и вот в Калининграде. Ну органист там не дал сыграть после концерта.

А. Пичугин

– Чем он вас так привлекает, орган?

Иеромонах Фотий

– Своей такой какой-то грандиозностью, величие такое. Он действительно король инструментов, наряду с фортепиано. Но все-таки по мощности звучания орган еще ни один инструмент не переплюнул.

А. Пичугин

– У вас же наверняка синтезатор, который может ну как-то хотя бы синтезировать орган.

Иеромонах Фотий

– Ну да, ну я не пользуюсь такими суррогатными средствами.

А. Пичугин

– А, то есть у вас величие именно в том, что вы сидите за пультом, огромное количество трубок идет и да, ощущает величие органа. Я просто ни разу ни сидел за пультом органа. Но когда я со стороны наблюдаю, представляю, что человек, который в этот момент сидит за инструментом, с одной стороны, может ощутить величие органа и какую-то свою скромность что ли перед ним. Но при этом, когда он извлекает из него звуки вот эти чудесные – я сам очень люблю орган просто, – наверное, есть какой-то подвод для гордости, в таком хорошем смысле слова.

Иеромонах Фотий

– Ну это вообще огромное удовольствие не только слышать орган, но и за ним музицировать, что-то играть там, Баха играть.

А. Пичугин

– Может быть так, что вам не хватает органа на православном богослужении? Насколько я помню, исторически орган пришел в католическую службу как раз из восточного христианства. Когда его впервые услышали папские легаты в соборе Святой Софии, где на органе играли во время императорских церемониалов, им было сложно отличить, видимо, в какой-то момент богослужение непосредственно православное от восточно-христианское, вернее, тогда, от императорских церемониалов, где использовался орган. И таким образом орган перекочевал в католическую культуру. Ну это одна из версий его там появления. Вы считаете, что православное именно пение, оно в полной мере передает всю торжественность, весь молитвенный настрой службы, или вот если бы орган добавить, то было бы вообще здорово?

Иеромонах Фотий

– Мне сложно представить православное богослужение с органом. Потому что я все-таки воспринимаю этот инструмент, в первую очередь, как...

А. Пичугин

– Музыку.

Иеромонах Фотий

– Концертный инструмент, да. Конечно, если ты приходишь куда-нибудь на экскурсию в костел и садишься рядом с молящимися, ты понимаешь, что орган и храм неотделимы друг от друга, и там он органично вписывается в эту атмосферу. У нас все-таки исторически так сложилось, что только а капельное пение и больше никак. И именно такое пение, оно приближено к пению ангелов, наверное, символизирует его.

А. Пичугин

– Программа наша потихоньку подходит к концу. Я напомню, что в гостях у нас отец Фотий Мочалов, иеромонах, победитель четвертого сезона шоу «Голос». Мы послушаем композицию напоследок. Но я еще раз напомню, что 7 июня в Крокус Сити Холл, совсем скоро, пройдет сольный концерт отца Фотия. Буквально два слова, пригласите наших слушателей на свое выступление.

Иеромонах Фотий

– Приглашаю всех желающих посетить мой концерт 7 июня в Крокус Сити Холл, который не оставит равнодушным никого. В том числе люди, которые уважают Гела Гуралиа, Ренату Волкиевич, Витольда Петровского, которые также примут участие в этом концерте, они тоже могут их услышать.

А. Пичугин

– Спасибо, спасибо большое. Мы присоединяемся к этому приглашению 7 июня в Крокус Сити Холл иеромонах Фотий Мочалов, насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, победитель проекта четвертого сезона шоу «Голос». А мы слушаем последнюю композицию, она называется «Сколь краток век». Я Алексей Пичугин, отец Фотий Мочалов прощаемся с вами. Всего доброго и до новых встреч.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем