Светлый вечер с архимандритом Саввой Тутуновым и Евгенией Жуковской (эф. от 21.01.15) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Светлый вечер с архимандритом Саввой Тутуновым и Евгенией Жуковской (эф. от 21.01.15)

* Поделиться

о. Савва Тутунов, Евгения Жуковская 1Гостями программы "Светлый вечер" были заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва Тутунов и главный редактор портала prichod.ru Евгения Жуковская.
Речь в программе шла о портале prichod.ru, о том, что составляет основу информации на сайте, о современной приходской жизни и о роли настоятеля на приходе.

Ведущая: Лиза Горская

Л. Горская

— Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире программа «Светлый вечер». С вами в студии Лиза Горская. Сегодня у нас в гостях архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии... Здравствуйте, отец Савва!

Архим. Савва (Тутунов)

— Здравствуйте!

Л. Горская

— И редактор сайта «Приходы» Евгения Жуковская.

Наше досье

Архимандрит Савва. В миру Сергей Андреевич Тутунов. Родился 1978 году во Франции в семье русских эмигрантов, изучал математику в Парижском университете, а затем учился в Московских духовных семинарии и академии. В 2001 году пострижен в мантию, в 2006 году был рукоположен в иеродиакона и вскоре стал священником. Участвовал в подготовке Собора Русской Церкви 2009 года. Архимандрит Савва входит в состав Межсоборного присутствия, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель столичного храма Илии пророка в Черкизове.

Евгения Жуковская. Родилась в Москве, окончила журфак Российского православного института. Работала в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, участвовала в подготовке нескольких мероприятий, проводимых ОВЦС, корреспондент патриаршего пула журналистов, работает в Управлении делами Московской Патриархии, преподает в Российском православном университете. Главный редактор информационно-просветительского портала «Приходы». Член Союза журналистов России.

Л. Горская

— Давайте для начала определимся, что такое приходская жизнь, для чего нужен портал, почему это актуально.

Архим. Савва (Тутунов)

— Приходская жизнь — это основа жизни Церкви. Жизнь Церкви строится вокруг, в первую очередь, Таинства Причащения, Таинства Евхаристии. Вокруг Чаши Христовой община собирается, совершает богослужение вместе, вместе причащается. Это издревле так было. Это началось в Тайной Вечере, когда Спаситель собрал своих учеников, и была основана Церковь. И до сего дня это основа жизни Церкви. Сейчас это вылилось в более... Не просто собрались на вечерю, то есть на ужин, это выливается в целые социальные структуры, которые мы называем приходами, внутри которых собираются те христиане, которые ходят в конкретный храм.

Л. Горская

— А Интернет тут причем?

Архим. Савва (Тутунов)

— Это ситуация времени, когда мы проработали с Евгенией Евгеньевной и рядом других сотрудников в Управлении делами несколько лет. Мы с общим сожалением констатировали, что базовая приходская жизнь довольно слабо отражена в электронных средствах массовой информации. У нас в церковных порталах, официальных сайтах говорится об официальных мероприятиях, о том, как архиереи послужили, о том, что батюшка освятил какое-нибудь здание прекрасное, какой-нибудь театр, что-нибудь такое, но мало отражена ежедневная приходская жизнь.

Л. Горская

— А есть что отражать?

Архим. Савва (Тутунов)

— Есть, конечно. Мы опыт начали с сайта того прихода, на который меня Святейший назначил в конце 2011 года, в храм Илии Пророка в Черкизове. Стали регулярно размещать новости. Но не просто новости — отец настоятель пошел освятил соседнее ДК. А какие-то интересные, содержательные новости о жизни прихода. Об этом, думаю, Евгения Евгеньевна подробнее расскажет.

Е. Жуковская

— У меня был опыт еще на официальном сайте Русской Православной Церкви несколько лет назад. И мы там вели такую рубрику, как новости с мест. Мы старались собирать новости епархиальной жизни, приходской из разных регионов России и разных стран канонической ответственности Русской Церкви. Потом, когда официальный сайт был переформатирован, на официальном сайте осталась информация только о служении Патриарха, членов Священного Синода или самых известных архипастырей, общецерковных делах. Контекст приходской жизни, епархиальной был вынесен за скобки. Была создана Летопись епархиальной жизни при официальном сайте, но опять же, как сказал архимандрит Савва, самой приходской жизни не было видно. А примеров очень много. От того, что делает молодежь, общаясь между собой, от того, как социальные службы приходов работают с людьми, как они ведут свою миссию, этого большого облака информационного контента приходской жизни практически нигде не было. Поэтому в Интернете мы решили его собирать на одном портале. И там размещать информацию.

Л. Горская

— А их чего в итоге состоит этот контент? Я поясню свой вопрос, что происходит на приходе. Пришли, помолились, причастились, разошлись. В распространенном понимании. В чем новости заключаются?

Е. Жуковская

— Новости заключаются в том, как люди воспринимают свою христианскую жизнь. У нас часто так складывается впечатление, что пришли, помолились и ушли. Но, как оказывается, люди на приходе остаются общаться, существуют евангельские кружки, а что это за евангельские кружки? Как они проходят, в каком формате? Мы собираем такого рода информацию. Молодежь наиболее активная, действенная часть общества. Поэтому, конечно, проектов, связанных с молодежью, много на приходе. Куда ходит молодежь, как она общается, кто такая православная молодежь? Помимо новостей, которые мы собираем с епархиальных и региональных сайтов, основной акцент мы делаем на методическую помощь в развитии приходской жизни. Мы собираем опыты приходского служения. Как организовать оглашение на приходе, то есть, как подготовить людей к Крещению, допустим, каким оно бывает? Вот у нас есть постановление Архиерейского собора, что должно быть не меньше двух бесед. А как проводить их? А кто такие катехизаторы, а где они работают, а откуда они берут информацию, какую литературу? Об этих людей, об этой литературе, об этом всем спектре, не очень открытой информации для внешних глаз жизни приходов мы рассказываем. Другая тема выросла из, если можно так сказать, столкновений реальных на приходе — дети и богослужение. Кому-то они мешают, кого-то они раздражают, кто-то на приходе ставит детей в эпицентр богослужебной жизни. А как вести ребенка в храм, как оставить его за богослужением, чтобы он и себя органично чувствовал, и чтобы другие люди не раздражались. У нас появилась лейтмотивом тема «Дети в Церкви», и мы ее стали разрабатывать. У нас появилось очень много материалов, причем люди откликаются, сами пишут, не только по заказу редакции, колонки, сами обращаются.

Л. Горская

— У вас там блоги какие-то есть?

Е. Жуковская

— Не блоги. У нас портал построен по жесткой редакционной системе, когда есть выпускающий редактор, есть главный редактор и все тексты у нас, конечно, проходят редактуру. Мы не блог-площадка, кто написал, что написал, под своим именем выпускает. У нас, если мы размещаем на портале, то, конечно, по всем редакционным правилам мы отрабатываем тексты. Но люди присылают на адрес редакции свои размышления, мы смотрим и, в принципе, как правило, даем всем слово, если это необходимо.

Л. Горская

— Отец Савва, а как вы новости выбираете, отбираете, что публиковать, что не публиковать, что интересно, что не интересно.

Архим. Савва (Тутунов)

— Слава Богу, я этим практически не занимаюсь. Портал «Приходы» — это отдельная редакция, я только инициировал первоначальное создание этого сайта. Сейчас курирую его от Управления делами, мы тогда этот сайт представили владыке Варсонофию, управляющему делами, он поддержал его деятельность. Портал не является официальным сайтом Управления делами, но проходит под эгидой нашей структуры.

Л. Горская

— Он уникальный, я так поняла, подобных ему нет?

Архим. Савва (Тутунов)

— Хотелось бы верить, конечно. Многое из того, что на нем размещается было и раньше в Интернете. Это было на приходских сайтах, на епархиальных лентах, но мне было важно собрать все это в одном месте, чтобы показать... Скажем так, что меня всегда огорчало, что люди думали, обсуждали это со многими коллегами, в том числе с руководителем Синодального информационного отдела Владимиром Романовичем Легойдой. Люди думают, что жизнь Церкви безжизненная, в каком-то смысле. Послужили, окропили, свечку поставили и все. А на самом деле, жизнь Церкви она очень многолика, многообразна. Что мы видим, в основном, в Интернете про Церковь, либо это, официальную часть, либо скандалы, скандалы всегда интересно, приятно. А то, что составляет реальную жизнь Церкви... Есть часть, крупные мероприятия, в которых участвует Святейший Патриарх и епархиальные архиереи, это тоже важно, но есть каждодневное, жизнь приходов. Не было такого места, где все это агрегировалось. Хотя все это существовало, не то, что мы придумали что-то новое. Просто мы попытались это вместе, моя задумка была, я поддерживал когда создание этого сайта, чтобы показать эту жизнь Церкви как таковую, жизнь приходов. Если говорить о сайте, то это к нашему главному редактору. А если говорить о жизни приходов, что является одной из тех тем, которые меня лично волнуют, и одной из тех тем, которую Святейший Патриарх сейчас ставит в начало нынешней повестки дня Церкви. Он говорил это на Епархиальном собрании Москвы, в скором времени будет архиерейское совещание, почти все приедут архиереи Русской Православной Церкви, тоже эта тема будет звучать. Это тема – приходской жизни, общинной жизни, которая составляет жизнь Церкви. Кто-то говорит, что нет общинной жизни. Не правда. Есть общинная жизнь. Приходы живут. Конечно, очень много зависит от священника, очень много зависит от священника, от его желания включаться, готовности давать инициативу прихожанам. Обо всем этом Святейший говорил на Епархиальном собрании. И взять ту же Москву, Москва громадная, приходов много, много разных. Но есть приходы, да, там только служба, служба закончилась, и вроде все закончилось. Может быть, такие приходы есть. Но множество приходов очень живы, очень интересны. Иногда, не так часто, как хотелось бы, листаю ленту того же сайта «Приходы», ну интересно просто читать. Чем живут разные приходы, что у них происходит, какие события, что они придумывают, жизнь есть.

Л. Горская

— А приходы, общины как-то между собой коммуницируют, общаются? Делятся опытом. Между собой.

Е. Жуковская

— Собственно говоря, для того, чтобы общались приходы между собой и перенимали опыт друг друга, мы наш портал и создавали.

Л. Горская

— Чтобы велосипед не изобретать...

Е. Жуковская

— Да, не надо изобретать, многое есть! Просто пытаться выйти за рамки своей церковной ограды и увидеть, что делается у соседей. Интернет нам дает такую возможность.

Архим. Савва (Тутунов)

— Это что касается информационной поддержки. А в жизни, конечно, все зависит от священников, как они построят. Я возьму пример нашего района, не района, административного округа города Москвы Восточного. Сейчас у нас очень активно взаимодействует молодежь всех наших приходов. Они то на одном приходе устроят какое-то мероприятие, как раз ехал к вам, читал свою переписку, почту, потому что часто не успеваешь в другое время. И мой помощник по молодежной работе мне пишет: «Вот, батюшка, мы хотим устроить брейн ринг». Они это организовывают — три прихода и привлекут другие. У них было уже несколько мероприятий, причем то на одном приходе, то на другом. Но не только молодежь. У нас сейчас активно собираются, проводят свои семинары, делятся опытом, как раз те катехизаторы, которых упомянула Евгения Евгеньевна, люди, которые ответственны за работу с теми, кто в первый раз пришел в храм. В первую очередь с ними. Поскольку у меня два основных фронта работы — это приход и Управление делами, я порой не знаю, что у меня происходит на приходе, мне говорят, вот у нас на этой неделе был такой-то семинар, собрание. Много работают вместе, обмениваются листовками, наработками, лекциями. Я имею в виду катехизаторов.

Потом одно из направлений, это тоже не совсем просто, но иногда работает. Владыка Пантелеимон, управляющий приходами в Восточном округе, в Восточном административном округе Москвы по поручению Святейшего, он его викарий, Владыка Пантелеимон всегда призывает, когда происходит приходской праздник в строящихся храмах 200, чтобы прихожане приезжали с других приходов. Конечно, всех не соберешь, потому что хочется все-таки в свой приход пойти, кому-то тяжело уехать (Восточный округ огромный). Но прихожане ездят, туда, сюда, общаются. Все живо происходит, жизнь жительствует.

Л. Горская

— Отец Савва, у меня к вам будет такой вопрос, который возможно появился у некоторых наших радиослушателей. А как стать прихожанином? Человек пришел в храм, он там чужой, ну второй раз пришел, он там может остаться чужим. Приход живет своей жизнью, часть людей оказывается за бортом. Да?

Архим. Савва (Тутунов)

— Это одна из проблем, о которых Святейший Патриарх говорил сейчас на Епархиальном собрании Москвы. Его доклад на Епархиальном собрании всегда многочастен, но это была основная тема. И об этом он говорил и на Синоде летом, на Высшем церковном совете говорил очень живо, конкретный случай, который его, в хорошем смысле, задел. И это проблема, это не полностью решенная проблема. Новый человек пришел, как он будет вливаться в уже состоявшуюся общину. Это проблема в любом сообществе. В сообществе людей, которые увлекаются шахматами, когда новичок приходит, это тоже не всегда просто. Но в шахматах у них свой интерес общий есть, сел за один стол, сыграл одну партию, другую, третью и влился. На приходе совсем по-другому. Почему? Потому что, когда человек приходит, да это касается и тех, кто давно в храм ходит, многие воспринимают храм, где можно... Вот ты дома молишься, а здесь ты тоже пришел помолиться сам, но просто в присутствии других людей. И еще батюшка какие-то возгласы дает, и дьякон, и хор хорошо поет. Но это все равно твоя личная молитва, просто в присутствии других индивидуумов.

Л. Горская

— А на самом деле?

Архим. Савва (Тутунов)

— Изначально, когда Церковь создавалась, когда апостолы проповедовали, общая молитва — это была именно молитва совместная. Когда вместе, какие-то части богослужения вместе пелись, не все части богослужения вместе пелись, клиросы, хоры возникли достаточно рано в Церкви, но какие-то части богослужения, до сих пор, собственно, что-то поется всем храмом. Как такой рудимент, но Святейший говорил, что хорошо бы эту практику расширить. Эта молитва, по идее, должна проистекать из чувства общности с другими христианами. Как Спаситель сказал, что если будете иметь любовь между собой, тогда вы мои ученики. Если мы не имеем любовь, значит, мы не его ученики. Поэтому, это задача, которая стоит перед Церковью. Не все, конечно, но, я полагаю, очень много зависит от настоятеля, это не значит, что настоятель все должен делать, он просто не справится. Но от того, насколько он будет призывать людей общаться друг с другом, у меня один из знакомых моих настоятелей, я не слышал, мне рассказывали. Его назначили в новый храм, он не был настоятелем до этого, назначили настоятелем в храме, и через некоторое время он с амвона сказал: «Вот вы, дорогие мои, в этом храме дома, проявляйте инициативу, любые инициативы, вы мне приходите и говорите». Что поддерживают, что-то нет, но храм изменился на глазах, люди стали вовлекаться, причем эти инициативы могли от уборки совместной храма до похода к бабушкам, которым нужно помочь, квартиру отремонтировать безвозмездно Христа ради, до мыловарения совместного. Честно скажу, я это дословно почти этот опыт воспроизвел и это работает. Люди начинают включаться. Когда объявляешь о чем-то с амвона, многие люди приходят, которые раньше не приходили. У нас, как во многом храме, в нашем Черкизовском храме собирают подарки для социальных учреждений, которые с нами связаны, для интернатов, в основном, конфеты, печенье, нужно разобрать, собрать в один пакет и в подарочную упаковку. Мы просто не успевали своими штатными силами это сделать. И Евгения Евгеньевна, которая занимается у нас, в том числе, сайтом прихода, разместила, что такого-то числа во столько-то приходите, давайте поможем, все дружно соберем подарки. Пришли люди, которых мы не то чтобы никогда не видели, они ходили в наш храм, но мы с ними до этого не общались. Вот пример. И таких примеров, на самом деле, много. Нужно просто давать людям возможность, открывать им эту дверь, говорить «включайтесь».

Это может быть от уборки храма... У нас каждый год перед Пасхой, Рождеством капитальная уборка храма, я объявляю об этом за пару недель, приходят люди, которые видишь в храме, но они не общаются. Хорошо не раз в год, раз в неделю, ежевоскресно по окончании Литургии на выходе мы разливаем чай, люди остаются, не сразу выходят на улицу, а остаются, выпивают чашку чая, беседуют друг с другом, я обязательно там присутствую. Раньше я сам разливал чай, но сейчас я этого не делаю, потому что людям хочется со мной пообщаться, а если я там стою с половником, то не получается. Эта практика была, я видел в храме Святой Троицы в Хорошеве, владыка Марк этим занимался много лет. Замечательная практика, люди стали общаться, люди стали знакомиться. Кто-то понятно общается с теми, кто уже знаком, а кто-то новые знакомства заводит. Все, на самом деле, очень не сложно.

Л. Горская

— Новостные информационные поводы для вашего сайта, их источник, в основном, Москва и Московская область или по России тоже что-то происходит?

Е. Жуковская

— Наоборот, у нас, в основном, источники по России, регионы и не только по России, вообще все епархии РПЦ. И более того, если что-то попадает в наше поле, опыт Поместных Церквей мы тоже стараемся у себя освещать. Но в силу того, что нужны люди переводчики, у нас в штате нет переводчиков, эта часть у нас уже. Но что касается русскоязычного церковного контента, мы стараемся охватить. В Москве как раз не так много новостей. Так как раз получилось, что в епархиях намного динамичнее освящают свою жизнь и намного интереснее.

Л. Горская

— Жизнь динамичнее или освещают её динамичнее.

Е. Жуковская

— Я думаю, что жизнь в Москве динамичнее, но освещают в епархиях ее интереснее. Такой казус.

Л. Горская

— В Москве, наверное, не успевают.

Е. Жуковская

— Да, я думаю, не успевают, потому что много очень приходов в Москве, обработать все это невозможно, все сайты очень разные. Конечно, есть сайт московской городской епархии, но он опять же такой, очень много там о служении самих викарных владык. У викариатств очень много официоза, а приходская жизнь, её очень тяжело выцеплять в Москве, хотя, конечно, мы что-то публикуем. Но что касается Ильинского прихода, у меня установка для редакции портала Приходы, мы не пишем ничего об Ильинском приходе в Черкизове. У нам много чего делается, мы хорошо освещаем свою деятельность, иначе мы просто забьем все. И будет казаться, что во всей Церкви работает только наш приход.

Л. Горская

— Радиослушатели не видят, но при словах Ильинский приход Евгения Евгеньевна и отец Савва начинают с такой любовью улыбаться.

Архим. Савва (Тутунов)

— Наш приход не то чтобы такой исключительный, там больше других делается. Но когда Святейший назначил меня на приход, я привел с собой несколько сотрудников из Управления делами, в том числе Евгению Евгеньевну, других, которые занялись другими делами на приходе... А Евгения Евгеньевна профессиональный медийщик...

Л. Горская

— Что это значит?

Архим. Савва (Тутунов)

— У нее образование, журналист. И она работала очень долго в медийных структурах, в том числе, церковных. И она просто поставила информацию о жизни прихода на очень высокий уровень. Во многих приходах делается не меньше, но у них немножко слабее это иллюстрируется. Не хотелось бы делать из своего прихода что-то выдающееся. Это с одной стороны. А с другой стороны, когда меня Святейший назначил, было немного боязно, потому что опыта такого не было. И потом как-то за эти три года мы сроднились и с прихожанами, и с жизнью прихода, с духовенством. Конечно, это такое любимое место.

Е. Жуковская

— Мне кажется, что почему у нас такая улыбка и все, мы очень много вкладываемся в приходскую жизнь. Почему? Потому что работаем в Управлении делами, через нас проходят все общецерковные решения по развитию епархиальной, приходской жизни, мы так или иначе косвенно работаем над их продвижением, созданием. Мы часто, когда еще не было у отца Саввы прихода, общались с епархиальными коллегами. И говорим: Высший церковный совет, архиерейский собор рекомендовал проводить такую-то работу в социальных, допустим, учреждениям, так-то окормлять людей из домов престарелых. И нам епархия часто говорили: «Все это замечательно, но это не работает. У вас завышенные требования...»

Л. Горская

— Получается, спускается некая бюрократическая инструкция, а практики говорят: она не работает.

Е. Жуковская

— Не то чтобы практики говорят...

Архим. Савва (Тутунов)

— Давайте я по этому поводу скажу. Первый фронт работы, на который меня Святейший призвал. Бюрократическое в России воспринимается как нечто не жизненное, как некий сухой документ, который не имеет жизни за собой. Такие документы есть, написанные сухим юридическим языком, учебные планы, скажем, но они и должны быть таким языком написаны, это требования Минобразования. Но большинство церковных документов создавались не на пустом месте, оно создавались, исходя из опыта епархий. Я помню, как создавался документ о социальном обеспечении клириков. Были запрошены все епархии, они прислали свои примеры, как у них это работает. И дальше уже создавался документ. Поэтому когда высшая церковная власть в лице Собора, Синода, еще кого-то принимает какой-то документ, рекомендации, пожелания, положения, обязательные документы, они растут снизу. Понятно, что никто не считает, что во всех епархиях это будет работать одинаково. Нижегородская и Чукотская епархия — это разные вещи. Понятно, что будет работать все по-разному. Но никто же не требует, чтобы все было выполнено до буквы, конечно, всякие нюансы могут быть. Но всегда огорчало, когда нам говорили, что это не будет работать, в принципе.

Л. Горская

— Это просто отторжение на уровне отторжения без анализа?

Архим. Савва (Тутунов)

— Разные ситуации бывали, бывали люди, архиереи в том числе, ответственные люди в епархиях, просто коллеги, священники, которые приходили и объясняли, что у нас это не будет работать, потому что потому что. А мы говорили: «А что у вас из этого будет работать?» «Вот это». Ну и прекрасно, документ это же не правила дорожного движения, которые нужно буквально соблюдать, это некий импульс, чтобы работать в этом направлении, в направлении социальной деятельности Церкви. Видите, что за истекшие 5 лет социальная благотворительная деятельность Церкви выросла очень сильно. Это связано, в том числе, с опорой на те документы, которые принимались.

Л. Горская

— То есть в итоге, получается, что работает.

Архим. Савва (Тутунов)

— Что-то работает, что-то где-то работает...

Л. Горская

— Примеры приведите, пожалуйста.

Архим. Савва (Тутунов)

— Именно в социальной деятельности?

Л. Горская

— Я так понимаю, что из Управления делами в епархии приходит некая директива, рекомендация.

Архим. Савва (Тутунов)

— Рекомендация скорее, иногда директива, иногда рекомендация, по-разному бывает. Например. Сейчас это один из вызовов, в 2011 году осенью был принят документ, который касался религиозного образования и катехизации. В этом документе было заложено, что перед Крещением те, которые собираются креститься, если они взрослые, или их крестные и родители, если крестят детей, должны пройти две катехизические беседы, это не выдуманный велосипед, это уже практиковалось в некоторых епархиях, скажем, в Екатеринбургской, у них даже на более серьезном уровне было.

Л. Горская

— А почему 2? Почему не одна, не три?

Архим. Савва (Тутунов)

— В Екатеринбурге у них 12 было, сейчас — не знаю. 2, там в документе заложено содержание, первая беседа, посвященная Символу веры, вторая — раскрытию других вещей, заповедей блаженства. Там оговорено почему. Еще третья, если речь идет о взрослом крещаемом, чтобы он прошел беседу исповедального характера. Исповеди еще нет, потому что он еще не участвует в Таинствах Церкви, но исповедального характера с покаянием в своих грехах со священником. А эти две беседы первых, они более просветительского характера, предполагают, что их может проводить мирянин, у меня на приходе этим миряне занимаются. Был принят этот документ, он был разослан, и постепенно это стало вводиться. С большим скрипом, потому что это требует трудозатрат больших человеческих. Это требует от некоторых священников принципиального изменения подхода к Крещению. Они привыкли, что крестили и все хорошо, душа — христианка, поэтому он станет христианином. Где-то это восприняли на ура, Москва не сразу включилась, через год Святейший отдельным своим распоряжением, он же епархиальный архиерей Москвы, дал указание, чтобы в каждом приходе Москвы было то-то. Чтобы это распоряжение было вывешено в храмах. И постепенно это начинает работать. У нас на приходе и во многих приходах Москвы, везде это обязательно, люди приходят, кто-то не доволен, а мне зачем это нужно, я сюда пришел креститься. А эта вера мне не нужна. Святейший даже цитировал, один из катехизаторов об этом в соцсетях написал.

Л. Горская

— А зачем креститься, если это не нужно?

Архим. Савва (Тутунов)

— А это не ко мне явно вопрос. Есть определенные суеверия. И кто-то отказывается от Крещения. А делать из Крещения магический акт, это неправильно. Но, насколько мне наша катехизатор говорила, очень многие приходят на первую беседу, потому что это обязательно, а потом приходят на вторую уже с охотой, потому что интересно. Не потому что она такая интересная, а потому что людям рассказывают о Символе веры, рассказывают о чинопоследовании Крещения, что оно означает. Ух ты, интересно. Это пример того, как принималось решение на неком церковном уровне, оно постепенно воплощается. Медленно, не вся Россия включилась.

Л. Горская

— Наверное, не везде есть катехизаторы.

Архим. Савва (Тутунов)

— Да, это тоже проблема.

Л. Горская

— Откуда они берутся?

Архим. Савва (Тутунов)

— Приход, настоятелем которого я являюсь, никогда не закрывавшийся, у него довольно сильная община и мне было не очень трудно найти человека. В целом, по Москве есть система образования, были курсы при РПУ, по-моему, до сих пор существуют, где готовят людей, которые занимаются просветительской деятельностью. Но вообще это проблема, которую поставил Святейший, катехизаторов надо обучать. Сейчас создается образовательная система внутрицерковная, как есть семинария для семинаристов, чтобы батюшками становиться, сейчас специальные курсы покороче по длительности, для тех, кто готовится заниматься такими вещами. Это было перспективное решение, но которое еще полностью не реализовано.

Л. Горская

— Я так понимаю, что портал «Приходы», в частности, это такой плацдарм для обмена опытом по обучению катехизаторов.

Е. Жуковская

— Да, как раз мы собираем опыт разных епархий, приходов. Известно, что в Крещенский сочельник и на само Богоявление приходит очень много людей в храмы. Как правило, за святой водой. И я знаю, что во многих приходах создают просветительскую литературу, выходят активные прихожане, скажем так, «в поле» работать, работать в очереди, рассказывать людям о том, что такое крещенская вода, зачем она нужна, в чем истинный смысл праздника. Конечно, им всем нужны методические буклеты, какая-то литература. Мы, например, в преддверии праздника Крещения по настоятельному благословению отца Саввы, мы создали специальный раздел на портале Приходы, в котором разместили просветительские буклеты, их можно скачивать, можно распечатывать в типографии, можно распечатывать на просто цветном или черно-белом принтере...

Л. Горская

— Можно сфотографировать.

Е. Жуковская

— Можно или что. Но главное, что все это можно скачать и с этим уже работать. Всем катехизаторам, прихожанам работать с теми людьми, которые, может быть, один раз в год приходят в храм только за святой водой. А им рассказать, что такое Церковь, что такое святая вода, зачем она нужна. У вас был один из вопросов, как людей сделать прихожанами. Работать в очереди нужно. Если просто подойдешь и скажешь: «Давайте я вам что-то расскажу», - человек, может быть, не раскроется. Я знаю, что у нас в Черкизове выходят до 10 человек, может быть, и больше людей привлекаются к работе в очереди, люди подходят: «Пожалуйста, возьмите буклет, возьмите листовку, если есть вопросы, я вам отвечу, если что, обращайтесь сюда». Пытаются вовлечь, чтобы завязался диалог. Буклеты, листовки, если есть книжечки. На Пасху, допустим, раздаются книжечки о Пасхе небольшие. Если есть зацепки вещественные, человеку, может быть, будет легче помочь прийти в храм, сделать для него храм открытой территорией. Это не закрытая община, не закрытое сообщество людей, которые молятся, не едят, не спят, только молятся. Как-то помочь им войти, я думаю, что литература очень пригождается. В том числе и бумажная. И мы размещаем все эти методические материалы, собираем. Мы только открыли этот раздел, а уже со всех сторон, с разных епархий стали ко мне обращаться: разместите нашу листовку, а разместите еще наш буклет. Главное, что все мы не закрытые, мы хотим делиться.

Л. Горская

— Сколько скачиваний?

Е. Жуковская

— Мы еще только открыли раздел, не подсчитывали, но я вижу по репостам в социальных сетях этого раздела, там за сутки, как он действовал, было уже более 20 репостов. Я смотрю, очень активно берут клирики, потом миряне подключаются, это даже не за сутки, за несколько часов.

Л. Горская

— А этот хвост, который за крещенской водой в сочельник и на сам праздник Богоявления, в вашем Ильинском храме, если взять эту очередь как социальный срез за последние годы изменилась? Состав вопросов изменился, который       люди задают.

Е. Жуковская

— К сожалению, нет. Вопросы не меняются, я так понимаю, не очень повторяются люди. Мы раздаем листовки в очереди уже три года, откуда я сужу, что люди меняются. По работе наших катехизаторов, консультантов. В первый год мы напечатали 1000 экземпляров листовок. И они все разошлись. Во второй год напечатали 5000 экземпляров, они тоже все разошлись, причем люди не отказывались, не говорили: «спасибо, мы в прошлом году брали». Третий год мы напечатали 8000 листовок, они все разошлись, то есть я так понимаю, что люди все-таки меняются. Кому-то удобно набрать воду рядом с работой, с домом, кто-то переехал, третий, может быть, заехал к родителям. По очереди, что на Крещение, что на Пасху служить о количестве потенциальных прихожан очень сложно. Храм стоит в спальном районе Москвы вокруг очень много домов. Мы с сотрудниками приходскими общаемся: «Вот, если бы к нам один дом ходил, полностью, весь многоквартирный дом, мы бы уже не справились». Храм древний, небольшой, и мы бы не справились со всем этим наплывом. Если судить по тем домам, которые находятся вокруг Черкизовского храма, то рядом с каждым домом нужно было бы поставить по небольшой церкви. Но, сами понимаете, в храм ходят не все. Причины разные. Мне тут рассказали, что некоторые люди боятся подходить к священнику.

Л. Горская

— Почему?

Е. Жуковская

— Не знаю, оказывается, есть боязнь духовенства, что-то спросить. Видимо, нет у людей понимания, что священник — часть народа, часть общества, человек.

Л. Горская

— Отец Савва, как вы думаете, почему вас боятся?

Архим. Савва (Тутунов)

— Я не знаю, я вообще не страшный.

Л. Горская

— Не страшный совершенно.

Архим. Савва (Тутунов)

— Я с этим не сталкивался, потому что ко мне подходят, то уже общаются. Может быть, есть какие-то суеверия, может быть, есть непонимание, что это за человек такой.

Л. Горская

— Может быть, боятся, что вы тут же начнете осуждать за грехи?

Архим. Савва (Тутунов)

— Может быть. Хотя... Одна из задач, которая перед нами стоит, возвращаясь к текущей жизни наших приходов... Евгения Евгеньевна упомянула так называемых консультантов. Помимо людей, которые занимаются катехизацией, проводят беседы перед Крещением, у нас есть целая группа людей, из них два человека на ставке, они занимаются еще кой-какими вещами на приходе. Человек 10 добровольцев, они по субботам, воскресеньям и в праздники дежурят просто в храме. Либо в притворе, это во время службы, либо... Сейчас мы с ними посоветовались, и я принял решение, что у них столик будет в самом храме.

Л. Горская

— Мы посоветовались, и я принял решение...

Архим. Савва (Тутунов)

— Конечно. Я же настоятель, принимаю решение я. Я советования очень люблю, но от иерархического начала в Церкви тоже отказываться не буду. Возвращаясь к теме... У них столик в храме стоит, во время служб в притворе. У них бейджи с именами. Листовки всегда под рукой. И они людей встречают и общаются с ними. Мы впервые этот столик поставили то ли в канун, то ли в сам день Рождества. Поставили в храм. И когда они перенеслись в храм, люди стали к ним подходить. И, наверное, легче спросить у человека, который одет так же, как ты, у которого нет длинной бороды, он такой же, как я. У него легче что-то спросить. А потом если вопрос сложный или касается духовной жизни конкретного человека, наши волонтеры будут переориентировать его на священника. У нас всегда есть дежурный священник, который дежурит при храме ежедневно. Почему боятся? Вы правы, боятся, что поругает за грехи. Но священник не только ругает.

Е. Жуковская

— На портале «Приходы» мы стараемся раскрыть образ священника, может быть, священнических семей. О том, что они обычные люди, у них интересный какой-то, может быть, быт, а, может быть, ничем не отличающийся быт. И знакомим наших читателей с жизнью церковной и священнослужителей.

Л. Горская

— Спрошу про конкурс необычный, который проходил у вас на сайте. Он назывался «Матушка года», если не ошибаюсь. Что за конкурс, кто победил, как проводили, какие критерии отбора?

Е. Жуковская

— Конкурс придумала реакция портала «Приходы». Мы решили оживить нашу церковную ответственность...

Л. Горская

— Взбодрить.

Е. Жуковская

— Да. И показать, не просто словами рассказать о том, как живут наши священнические семьи, но показать. А что такое священническая семья? Её тыл — это матушка священника. И мы попросили в социальных сетях размещать фотографии матушек, тех матушек, которых люди считают, что они матушки. Сначала мы думали, что люди будут сами размещать, но, оказалось, что все матушки очень скромные, и сама себя матушка номинировать не будет. Когда мы объявили конкурс, прошло дней 10, и я смотрю фотографии, есть только от тех людей, которые за кого-то ходатайствуют. Я приняла решение, если матушки не могут, я призвала, и, прежде всего, батюшки, давайте матушек своих вы будете нам представлять, рассказывать о них и как-то знакомить. И мы будем выбирать, какая же из матушек станет матушкой года. В итоге, очень много поступило фотографий.

Л. Горская

— По внешности матушек выбирали?

Е. Жуковская

— По внешности, в том числе. Там были требования к фотографии. Фотография должна была быть хорошего качества с интересной задумкой, через фотографию нужно было раскрыть образ женщины. Это не просто — фотография, портрет женщины и вот она матушка года. Это, конечно, уже немного избитый жанр. Мы живем в 21 веке и часто живем визуально, глазами, многие из нас активно пользуются Инстаграмм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)ом, в том числе, понятно, что мы хотели именно через красивую фотографию раскрыть образ матушки. И да, нужно было показать красивую фотографию. Чтобы она была, может быть, в красивом платье, в окружении своей семьи, может быть, что-то еще интересное будет на этой фотографии. Больше всего лайков по совокупности через одну социальную сеть, вторую социальную сеть завоевала фотография, где было представлено два поколения матушек: бабушка и внучка. Причем они из Днепропетровска, из Украины, бабушка со своим мужем священнослужителем и внучка со своим мужем священнослужителем. Вот они на одной фотографии. Причем фотография визуально — домашняя, на кухне, просто приятные веселые лица, но настолько эта преемственность, потомственность этого служения Церкви, так тронула людей, что эта фотография получила наибольшее количество лайков. А главный приз у нас ушел в Новосибирск, там есть матушка Анна Ромашко. Помимо того, что она матушка и мама многих детей 7 или 8, она еще и журналист, она иконописец.

Л. Горская

— То есть своим приз отдали? Журналистам.

Е. Жуковская

— Ну нет, выбрала аудитория, она больше всего получила такой поддержки — и перепостов, помимо лайков было много высказано комментариев людей в её поддержку. Мы учитывали все, отлайкать могут многие, но если есть еще вовлеченность аудитории, борьба аудитории за свою героиню, то она у нас завоевала главный приз. Второе место ушло в Братск Ирине Чесноковой, она жена секретаря Братской епархии, он мне был известен только по работе, а потом оказалось, что в сети у него есть матушка, я с ней познакомилась. А потом батюшка откликнулся на мой призыв и выдвинул свою матушку. И у нее были очень оригинальные фотографии, выводок гусей, она с ними, колоритные фотографии, это было попадание в одну из задач, поставленных редакцией, стопроцентное. Третий приз ушел в Днепропетровск. Но нам же пришлось делить, мы поняли, что мы не справляемся. Количество призов было ограничено и, в итоге, мы добавили помимо лайков еще от редакции свои призы. Гран-при ушел на Камчатку. Там матушка москвичка, вышла замуж.

Л. Горская

— Все регионы охватили.

Е. Жуковская

— Ну не все, призов не хватило. Но мы решили...

Л. Горская

— Может, в новом году появятся.

Е. Жуковская

— Мы надеемся! Что придут новые спонсоры, и нам дадут побольше подарков, и мы всех матушек нашей Церкви наградим. И ушел на Камчатку. Там матушка сама москвичка, я так не поняла, в общем, они уехали в командировку служить на три года на Камчатку, потом продлили свою командировку, они уже 6 лет на Камчатке, там все прекрасно, фотографии интересные, за подвиг, на самом деле, последовать за мужем, мы не могли не отметить. И пятое место ушло московской матушке Наталье Бобровой, у них были очень интересные фотографии. Батюшка откликнулся и красиво её представил.

Л. Горская

— Кроме внешности, какие качества?

Е. Жуковская

— Кроме внешности трудно судить, все занимаются семьей, кроме внешности у нас первое место ушло. Активная социальная деятельность. Таким матушкам, которые успевают... Матушка Анна Ромашко, 7 или 8 детей, журналист, еще занимается какой-то другой деятельностью...

Л. Горская

— Как они все успевают?

Е. Жуковская

— Не знаю, это надо матушек к вам на эфир приглашать. Они расскажут.

Л. Горская

— Им некогда, они не придут.

Е. Жуковская

— Они очень скромные. Наш конкурс позволил, как выяснилось, этим матушкам подружиться друг с другом, они сейчас в той ветке под победительницами, они уже говорят: «Давайте дружить друг с другом, давайте общаться, если бы не этот конкурс, мы бы не познакомились...» Наверное, для редакции это самая большая награда. Это не просто поучаствовали, спасибо за призы, они сразу начинают общаться. Идея нашего портала, чтобы мы все общались друг с другом. Пусть мы в Интернете, пусть мы в разных странах, чтобы мы все общались.

Л. Горская

— Отец Савва, какой у нас с вами будет вывод, от кого зависит общинная и приходская жизнь? От настоятеля или от прихожан, их активности, инициативности?

Архим. Савва (Тутунов)

— Главенствующая роль у Христа. Если прихожане и настоятель об этом забывают, превращаются в какую-то социальную группу религиозного характера. Все становится плохо, община не реализуется. Таких примеров, чтобы прямо забыли Христа, конечно, нет, но бывают примеры, когда священник слишком увлекается требоисполнением или только богослужением, не достаточно проповедует среди прихожан их взаимосвязь друг с другом как сопричастников Чаши Христовой. Это плохо. И это отрывает от реальности общины евангельской. Бог был и Бог, и человек, поэтому и Церковь одновременно небесна и свята, и является сообществом, социумом. Что касается приходов как социумов, играет роль и то, и другое. Если не будет священника динамичного, желающего дать общину людям, то те люди, у которых будет желание, инициатива, они не смогут себя реализовать. Или реализуют в замкнутой группе приходского совета, собрания, мирянской группы, у которых, я такие примеры знаю по своей работу Управления делами, которых я не пожелаю никому из священников, потому что они очень инициативны, они решили, что они главные, и им не встретился тот священник, который с одной стороны дал бы им эту инициативу проявить, а, с другой стороны, взял бы дело в свои руки. Бывают такие ситуации, что пока не встретился, но, я думаю, что бывают случаи, когда такая мирянская группа была и, в итоге, встретила нужного священника. В Управлении делами — одна из сторон моей работы, это конфликтные ситуации в епархиях, поэтому я привел именно конфликтный пример. Нужно, чтобы был священник инициативный, чтобы дать людям проявить инициативу, а, с другой стороны, мог взять это в свои руки. С другой стороны, если не будет активных прихожан, если люди будут жить так, как они привыкли жить в нашем обществе. А как живут в нашем обществе? Дом, многоэтажка, люди друг с другом не знакомы, не то, что когда они живут на разных этажах, на одном этаже живут и то не знакомы. Ну или здрасте, добрый вечер — все. Такое совершенно атомизированное сообщество. Если так воспринимать приход, то приход не состоится. Но тут многое зависит от священника. Он может проявить себя так, чтобы прихожане, которые хотят и могут проявить себя активно, чтобы они себя проявили. И такие люди в больших городах, областных центрах есть всегда. Совершенно другая проблема — это сельский приход, это ситуация, о которой можно много говорить, именно умирающий сельский приход в глубинке. Умирающая глубинка — это большая проблема. Например, я недавно был на приходе в Иркутской области, несколько часов езды к северу от Иркутска, это районный центр, такой центр, где до сих пор школу топят дровами. И там сейчас строится храм, там есть много людей, которые этого хотят, работают, объединяются вокруг этого. То есть глубинка не мешает строить общину. Хотя бывают разные, конечно, истории.

Л. Горская

— К сожалению, нам пора заканчивать нашу программу, напоминаю радиослушателям, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер», в студии была Лиза Горская, архимандрит Савва Тутунов и Евгения Жуковская, главный редактор портала «Приходы». Всего доброго!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем