Личность митрополита Антония Сурожского ни при жизни, ни после кончины не оставляет людей равнодушными. Одни его бесконечно любят, другие не считают его особым явлением в жизни Церкви. У каждого свой взгляд. И, наверное, это хорошо. Непререкаемой жизнью и абсолютной истиной в Церкви обладает только Ее основатель. А все остальное узнаем на Страшном Суде. Я же хотел обратить внимание не на богословское наследие митрополита Антония или его церковную деятельность, а качество, которое, на мой взгляд, одинаково важно как для его почитателей, так и для критиков. Владыка Антоний не обижен вниманием авторов и читателей. Огромное количество книг, аудиозаписей и видеофильмов запечатлели нам его образ, его голос и его слова. И все же, при всём обилии литературы мне не доводилось читать внятного объяснения, как четырнадцатилетний атеист Андрей Блум стал одним из самых известных церковных деятелей минувшего века. Нет, конечно, рассказ о чудесном прочтении Евангелия, после которого четырнадцатилетний мальчик пережил мистический опыт встречи со Христом мне знаком. Но ведь и он мало что объясняет. Сколько таких таинственных встреч, слов, знаков и явлений происходит в жизни каждого человека, но не всем это меняет жизнь. Ведь об этом же и притча о сеятеле и зернах, падающих на различную почву. Что это за феномен, действительно?
Для тех, кто не знаком с историей обращения Андрея Блума вкратце расскажу ее. Это истории из 20-х годов, о юноше-эмигранте, живущем в Париже, постоянно полуголодном, постоянно получающим затрещины от своих сверстников, во всем сомневающемся, живущим в состоянии постоянного конфликта с миром, очень обостренно переживающим участь русских эмигрантов и неустроенность своей жизни… который видит неимоверную усталость своей бедной матери и быстро стареющей больной бабушки… И вот этот абсолютно одинокий, загнанный в угол жизнью и обстоятельствами юноша решил раз и навсегда покончить с последним мучившим его вопросом, вопросом который отделял его от черты, когда жизнь уже не жизнь, «а пустая и глупая шутка» - как сказал Лермонтов. Он решает прочесть самое короткое из четырех евангелий, чтобы убедиться в том, что «нет правды на земле, но нет ее и выше». И вот тут произошло чудо. По ходу чтения Андрей почувствовал присутствие Того, о Ком читал... Реальное, вещественное, осязаемое, плотное как сама реальность ощущение того, что Христос здесь, буквально по ту сторону стола. Вот так, желая закончить для себя тему Бога, он Бога встречает. Мне всегда казалось, что в этом эпизоде есть нечто от борьбы Иакова с ангелом. Ведь нередко борьба честно поставленных вопросов и Правды Божией открывает человеку и Бога, и Правду. При всей радости о тех, кто впитал веру с молоком матери, немало и тех, для кого вера и неверие – мучительная борьба, большой интеллектуальный и нравственный труд. И что-то мне подсказывает, что в этой борьбе есть какой-то тайный замысел. Мы же знаем, что в случае с Иаковом Бог легко мог победить его, но Он намеренно этого не делает! Рано или поздно все «алчущие и жаждущие правды» наконец ее обретают. Боровшиеся с Богом Иаковы побеждают самих себя, и меняется вся их жизнь, даже само имя: Иаков стал Израилем, Савл стал Павлом, а Андрей Блум - Антонием Сурожским. Это удивительные истории, как вот такие пылкие Савлы в искренних порывах гонят от себя Бога, потом слепнут от того что Он им открывается, и потом становятся самыми верными апостолами. Но самое поразительное - не момент встречи человека с Богом, а способность человека сохранить реальность этой встречи и пронести ее через всю жизнь. Мне кажется, именно в такой способности заключается подлинный феномен владыки митрополита Антония.
Встретить любимого человека, увлечься каким-то делом, почувствовать радость первого пасхального дня – это многим знакомо. И многим знакомо, как это ненадолго. Любовным чувствам свойственно вянуть, увлекательное дело превращается в рутину, пасхальная радость уже ближе к концу Светлой Седмицы становится чем-то обыденным. Радость и свежесть чувств – все время улетучивается, и мы снова превращаем свою жизнь в рутину, в привычный и безрадостный быт, забываем о радости первой встречи, первого прикосновения. Величие духовных гениев может в том и состоит, что они умеют сохранять единожды явленное чудо на всю жизнь. Это уже не просто эпизод биографии, а, собственно говоря, сама биография.
Можно сколько угодно спорить о наследии митрополита Антония, но одно остается бесспорным - однажды повстречав живого Бога, он остался Ему верен навсегда. Встреча и верность – вот те два качества, которым бесспорно нас учит вся жизнь владыки Антония. И мне показалось важным об этом сегодня сказать на радио Вера.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.