По правде говоря, я очень боюсь смерти. И даже не из-за неизбежной физической боли и нежелания расставаться с этим прекрасным и удивительным миром, который так люблю. Скорее это такой же страх, какой испытывает студент перед экзаменом. Я боюсь того, что не буду подготовлена должным образом к сдаче этого важнейшего экзамена, не успею или не смогу достойно покаяться перед смертью. Господь говорит, что в чем застанет, в том и будет судить, вот я и страшусь, что Он застанет меня в совершенно неподходящий момент.
Святые отцы говорят, что смерть не свойственна человеческой природе, он стал смертным лишь после грехопадения, поэтому человеку так свойственно бояться смерти, возмущаться ею. Может поэтому у нас существует негласное табу на эту тему. В современном обществе потребления, где главный лозунг "живем один раз", запрещено говорить о таких неудобных темах, как кончина, или о том, что нас ждет после смерти. Мы словно бы идем спиной к смерти, не желая взглянуть ей прямо в лицо, признать ее существование и неотвратимость. При этом все прекрасно понимают, что есть две объективные истины: первая, что мы все умрем. И вторая - нам неизвестно, когда именно.
Для неверующего человека эта аксиома является настоящим камнем преткновения. Он задается вопросом: зачем жить, страдать и радоваться, к чему вся эта суета, если все в конце концов станет прахом, если меня самого не станет на белом свете? Достаток, семья, любимая работа, слава, все земные блага - ничто не в состоянии радовать человека, которого смерть заставила задаться страшным вопросом: зачем все это? Так и произошло с одним из величайших русских писателей и мыслителей, Львом Николаевичем Толстым.
От смертного страха человека может спасти живая вера, упование на милость Божью. Но, к сожалению, Толстой был далек от Церкви, как пишет он в одной из повестей про своего страдающего героя (цитата): “между этими свечами и молебнами и его бедственным теперешним положением нет и не может быть никакой связи». В поисках ответов на эти мучительные вопросы Толстой построил свою религиозно-философскую систему, написал свое евангелие. Но это искусственное, надуманное учение не принесло никому счастья и спасения, и прежде всего - его создателю.
Как можно побороть страх смерти? Парадоксально, но это возможно, лишь постоянно думая о ней. Память смертная - одна из христианских добродетелей. Как сказано в книге Иисуса, сына Сирахова, цитата: "Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь". Если бы неизбежная смерть стала главным ориентиром в нашей жизни, мы бы очень многое делали по-другому. Ведь первые христиане даже жаждали смерти, как желанной встречи со Христом. Если мы будем осознавать ответственность за свою жизнь после смерти и будем готовы всецело положиться на Божье милосердие, тогда смертный страх будет нам неведом.
Для христианской смерти есть прекрасное слово - успение. Оно созвучно со словами "спелость", "успех". Мне же всегда слышится в нём слово "успеть". Человек успел на встречу с Богом, он как евангельская разумная дева, приобрёл за свою жизнь достаточное количество масла -- милосердия и любви -- для свечения своей души. У каждого из нас есть возможность обрести, как говорится в молитве, "христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну», и «добрый ответ на Страшнем Судищи Христове».
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.