По правде говоря, я очень боюсь смерти. И даже не из-за неизбежной физической боли и нежелания расставаться с этим прекрасным и удивительным миром, который так люблю. Скорее это такой же страх, какой испытывает студент перед экзаменом. Я боюсь того, что не буду подготовлена должным образом к сдаче этого важнейшего экзамена, не успею или не смогу достойно покаяться перед смертью. Господь говорит, что в чем застанет, в том и будет судить, вот я и страшусь, что Он застанет меня в совершенно неподходящий момент.
Святые отцы говорят, что смерть не свойственна человеческой природе, он стал смертным лишь после грехопадения, поэтому человеку так свойственно бояться смерти, возмущаться ею. Может поэтому у нас существует негласное табу на эту тему. В современном обществе потребления, где главный лозунг "живем один раз", запрещено говорить о таких неудобных темах, как кончина, или о том, что нас ждет после смерти. Мы словно бы идем спиной к смерти, не желая взглянуть ей прямо в лицо, признать ее существование и неотвратимость. При этом все прекрасно понимают, что есть две объективные истины: первая, что мы все умрем. И вторая - нам неизвестно, когда именно.
Для неверующего человека эта аксиома является настоящим камнем преткновения. Он задается вопросом: зачем жить, страдать и радоваться, к чему вся эта суета, если все в конце концов станет прахом, если меня самого не станет на белом свете? Достаток, семья, любимая работа, слава, все земные блага - ничто не в состоянии радовать человека, которого смерть заставила задаться страшным вопросом: зачем все это? Так и произошло с одним из величайших русских писателей и мыслителей, Львом Николаевичем Толстым.
От смертного страха человека может спасти живая вера, упование на милость Божью. Но, к сожалению, Толстой был далек от Церкви, как пишет он в одной из повестей про своего страдающего героя (цитата): “между этими свечами и молебнами и его бедственным теперешним положением нет и не может быть никакой связи». В поисках ответов на эти мучительные вопросы Толстой построил свою религиозно-философскую систему, написал свое евангелие. Но это искусственное, надуманное учение не принесло никому счастья и спасения, и прежде всего - его создателю.
Как можно побороть страх смерти? Парадоксально, но это возможно, лишь постоянно думая о ней. Память смертная - одна из христианских добродетелей. Как сказано в книге Иисуса, сына Сирахова, цитата: "Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь". Если бы неизбежная смерть стала главным ориентиром в нашей жизни, мы бы очень многое делали по-другому. Ведь первые христиане даже жаждали смерти, как желанной встречи со Христом. Если мы будем осознавать ответственность за свою жизнь после смерти и будем готовы всецело положиться на Божье милосердие, тогда смертный страх будет нам неведом.
Для христианской смерти есть прекрасное слово - успение. Оно созвучно со словами "спелость", "успех". Мне же всегда слышится в нём слово "успеть". Человек успел на встречу с Богом, он как евангельская разумная дева, приобрёл за свою жизнь достаточное количество масла -- милосердия и любви -- для свечения своей души. У каждого из нас есть возможность обрести, как говорится в молитве, "христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну», и «добрый ответ на Страшнем Судищи Христове».
Помощь для православной службы «Милосердие-на-Дону»
77-летняя Валентина Антоновна вместе с мужем Александром Петровичем приехала в Ростов-на-Дону из села Красный Лиман, что в Донецкой области. Супруги еле спаслись от обстрелов. Пенсионеры долго прятались в разных домах и подвалах. А когда наступило временное затишье, быстро собрали самое необходимое, взяли своих четвероногих любимцев — собаку и кота — и на старенькой машине отправились искать безопасное место и новый дом. Беженцы сменили семь адресов, прежде чем добрались до пункта временного размещения в Ростовской области. Здесь они и живут по сей день, скромно, но главное — мирно. Если пенсионерам что-нибудь нужно — лекарства, продукты или вещи, на помощь им приходят сотрудники службы «Милосердие-на-Дону».
Под их патронажем сегодня находятся сотни людей, тех, кто попал в беду. Это жители Ростовской области, люди из других регионов, а также беженцы из Донбасса. Ежедневно в православной службе принимают заявки на помощь. Просьбы самые разные — кому лекарства нужны, кому продукты, одежда, и многое другое.
Поддерживать всех нуждающихся удаётся только благодаря участию отзывчивых людей и добрых партнёров. Московский благотворительный фонд «Мои друзья» уже неоднократно приходил на выручку проекту «Милосердие-на-Дону» и его подопечным — закупал и передавал необходимую помощь. В ближайшее время фонд отправит в Ростов-на-Дону большую партию средств гигиены. Узнать об этом больше и поучаствовать в важном деле можно на сайте: Моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Таинства Крещения». Священник Григорий Геронимус
У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о смыслах и значении Таинства Крещения, а также о том, какие вопросы и недоумения могут возникать у желающих креститься и у крёстных — и как можно на них ответить.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.