Если стоять спиной к Соборной площади Соликамска, то налево, на улице Всеобуча, расположен Крестовоздвиженский храм. Он является парным храмом Троицкого собора и рассчитан был на зимнее богослужение.
В конце XVII века, когда Соль Камская, играя ведущую роль в жизни Урала, достигла зенита своего развития, в ней развернулось большое каменное строительство. Пережив в течение двух с лишним веков несметное количество пожаров, жители города решили почти полностью отказаться от деревянных построек. В первую очередь, естественно, из камня и кирпича стали делать храмы.
Крестовоздвиженский собор возводили одиннадцать лет исключительно на средства соликамцев и освятили 25 июля 1709 года при стечении всех горожан. Престолы храма были освящены во имя Воздвижения Креста Господня, святителя Стефана, епископа Великопермского, и иконы Божией Матери «Знамение». Собор огромный - 60 на 26 метров. Поставлен он в низине, на самом берегу реки Усолки. Зодчие учли непрочность грунта и уложили фундамент на продольные лежни забитых в землю свай. Храм расположен на подклете, в котором был устроен винный подвал и «палатки для складки купеческих товаров». Выходы из них были прямо на Усолку, для удобства разгрузки судов, которыми эти товары доставлялись.
Собор одноэтажный и одноглавый. Декоративное оформление стен выполнено из лекального и фигурного кирпича и по свидетельствам специалистов, многие детали не имеют аналогов в древнерусском зодчестве.
Внутри собор был украшен стенной живописью с традиционными сюжетами – Рождество, Сретение, Богоявление, Тайная вечеря.
Иконостасов было три – по количеству приделов. Наиболее чтимые иконы переносили из зимнего собора в летний одновре́менно с переносом службы. На иконах этих были старинные венцы, предположительно греческой и венецианской работы, с камнями и финифтью. Один из них – с крупными жемчугами.
Отмечается, что Крестовоздвиженский собор был особенно богат, среди прочих соликамских храмов, напрестольными крестами. Была в нем и замечательная деревянная скульптура, часть которой вывезена в Пермь и хранится в художественной галерее. Всё остальное безвозвратно утрачено.
За свою историю Крестовоздвиженский собор много страдал от наводнений, пожаров и ураганов. Но самый страшный урон нанесла советская власть. Закрыли его в конце 20-х годов. В 39-м возник вопрос об аренде храма учреждением системы ГУЛага - «Усольлагом» под амбулаторию и больницу. Планировалось сделать внутреннее перекрытие и пробить окна для второго этажа. Был отправлен запрос в Москву. Но музейно-краеведческий отдел Наркомпроса не разрешил нарушений стен. Тогда Соликамский горисполком зашел с другой стороны. Здание собора выбрали для размещения пивзавода. 16 июня 40-го года проект был одобрен. Пивзавод располагался в соборе довольно долгое время – до середины 90-х. От его эксплуатации произошел размыв фундамента, здание получило четко выраженный наклон в сторону Усолки и на фасаде появились трещины.
Напомню, что Крестовоздвиженский храм Соликамска находится на улице Всеобуч, что означает «всеобщее обучение». Вот так и обучали относиться к истории своей страны и к вере своих отцов.
Но, всё хорошо, что хорошо кончается. В наше время началось восстановление храма. Укрепили фундамент, восстановили кровлю трапезной и главы храма. Есть надежда на дальнейшую реставрацию. Храм пока не действует, но работы продолжаются, а вместе с ними и православная жизнь.
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе