Если стоять спиной к Соборной площади Соликамска, то налево, на улице Всеобуча, расположен Крестовоздвиженский храм. Он является парным храмом Троицкого собора и рассчитан был на зимнее богослужение.
В конце XVII века, когда Соль Камская, играя ведущую роль в жизни Урала, достигла зенита своего развития, в ней развернулось большое каменное строительство. Пережив в течение двух с лишним веков несметное количество пожаров, жители города решили почти полностью отказаться от деревянных построек. В первую очередь, естественно, из камня и кирпича стали делать храмы.
Крестовоздвиженский собор возводили одиннадцать лет исключительно на средства соликамцев и освятили 25 июля 1709 года при стечении всех горожан. Престолы храма были освящены во имя Воздвижения Креста Господня, святителя Стефана, епископа Великопермского, и иконы Божией Матери «Знамение». Собор огромный - 60 на 26 метров. Поставлен он в низине, на самом берегу реки Усолки. Зодчие учли непрочность грунта и уложили фундамент на продольные лежни забитых в землю свай. Храм расположен на подклете, в котором был устроен винный подвал и «палатки для складки купеческих товаров». Выходы из них были прямо на Усолку, для удобства разгрузки судов, которыми эти товары доставлялись.
Собор одноэтажный и одноглавый. Декоративное оформление стен выполнено из лекального и фигурного кирпича и по свидетельствам специалистов, многие детали не имеют аналогов в древнерусском зодчестве.
Внутри собор был украшен стенной живописью с традиционными сюжетами – Рождество, Сретение, Богоявление, Тайная вечеря.
Иконостасов было три – по количеству приделов. Наиболее чтимые иконы переносили из зимнего собора в летний одновре́менно с переносом службы. На иконах этих были старинные венцы, предположительно греческой и венецианской работы, с камнями и финифтью. Один из них – с крупными жемчугами.
Отмечается, что Крестовоздвиженский собор был особенно богат, среди прочих соликамских храмов, напрестольными крестами. Была в нем и замечательная деревянная скульптура, часть которой вывезена в Пермь и хранится в художественной галерее. Всё остальное безвозвратно утрачено.
За свою историю Крестовоздвиженский собор много страдал от наводнений, пожаров и ураганов. Но самый страшный урон нанесла советская власть. Закрыли его в конце 20-х годов. В 39-м возник вопрос об аренде храма учреждением системы ГУЛага - «Усольлагом» под амбулаторию и больницу. Планировалось сделать внутреннее перекрытие и пробить окна для второго этажа. Был отправлен запрос в Москву. Но музейно-краеведческий отдел Наркомпроса не разрешил нарушений стен. Тогда Соликамский горисполком зашел с другой стороны. Здание собора выбрали для размещения пивзавода. 16 июня 40-го года проект был одобрен. Пивзавод располагался в соборе довольно долгое время – до середины 90-х. От его эксплуатации произошел размыв фундамента, здание получило четко выраженный наклон в сторону Усолки и на фасаде появились трещины.
Напомню, что Крестовоздвиженский храм Соликамска находится на улице Всеобуч, что означает «всеобщее обучение». Вот так и обучали относиться к истории своей страны и к вере своих отцов.
Но, всё хорошо, что хорошо кончается. В наше время началось восстановление храма. Укрепили фундамент, восстановили кровлю трапезной и главы храма. Есть надежда на дальнейшую реставрацию. Храм пока не действует, но работы продолжаются, а вместе с ними и православная жизнь.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница