София Палеолг – невеста Иоанна III

Сказания о Русской земле. София Палеолг – невеста Иоанна III
Поделиться

Skazanie_logoИоанн был деятельно занят также и многими другими важными делами. В числе их было и заключение нового брака.

В 1467 году скончалась его первая жена — великая княгиня Мария Борисовна, с коей он был обручен в Твери отцом своим Василием Темным, будучи еще маленьким мальчиком. От этой первой жены остался сын — Иван Молодой…

Вдовый двадцатисемилетний Иоанн Московский был, конечно, для всех — весьма завидным женихом. Но особенные виды питались на него в Риме папою Павлом II. Дело в том, что в это время жила в Риме родная племянница последнего царьградского царя Константина Палеолога, убитого при взятии Турками Константинополя, дочь его брата Фомы — София. София Фоминична была воспитана в правилах Флорентийской унии и папа, уверенный что она благоприятствует Латинству, решил посватать ее за Иоанна Васильевича…

Вдохновителем папы в этом деле был бывший Православный Никейский патриарх Виссарион… В феврале 1469 года в Москву прибыл грек Юрий с письмом от Виссариона, в котором последний предлагал Иоанну руку царевны… Великий князь отнесся к этому предложению с обычной своей обстоятельностью; он советовался с матерью, митрополитом и боярами, а затем отправил в Рим своего посла: монетного мастера, итальянца Ивана Фрязина… Иван Фрязин не замедлил вернуться…, восхваляя Софию, и привез ее живописное изображение — портрет, или как в то время говорили на Руси — парсуну. Тогда Иоанн отправил вновь того же Фрязина в Рим, чтобы представить его лицо при обручении…

Папа дал Софии богатое приданое и 29 июня 1472 года она выехала в Россию в сопровождении многих Греков и нарочитого папского посла — кардинала Антония Бонумбре..

В Юрьеве София была торжественно встречена Московским послом, который почтительно приветствовал ее от имени жениха. Высоконареченную всюду приветствовали, разумеется, самым сердечным образом, но с особенной любовью отнеслись к ней Псковичи … в сопровождении множества лодок, они поплыли по своему озеру к Немецкому берегу, вышли из судов и, наполнив кубки и позлащенные рога, били ей челом — вином и медом. София Фоминична ласково их приняла и объявила, что сейчас же хочет ехать с ними дальше, чтобы скорее покинуть Немцев.

Впереди Пскова ее встретило все духовенство с крестами и хоругвями и все посадники.

Вступив на Русскую Землю, будущая великая княгиня сразу показала себя строгой ревнительницей Православия: она тотчас же подошла к благословению священников, а затем прямо отправилась со спутниками в Троицкий Собор…

Когда до Москвы дошли сведения, что везде, где останавливается София, пред папским послом носят серебряное распятие — «Латинский крыж», то великий князь стал думать с боярами, можно ли допустить такое шествие по Москве и наконец послал спросить митрополита Филиппа.
Тот отвечал: «Нельзя послу не только войти в город с крестом, но и подъехать близко; если же ты позволишь ему это сделать, желая почтить его, то он в одни ворота в городе, а я, отец твой, другими воротами из города…»

Получив этот ответ, Иоанн послал боярина отобрать крыж у Антония и спрятать его в сани; тот было воспротивился, но делать было нечего.

София въехала в Москву 12 ноября 1472 года и тотчас же была обвенчана с Иоанном. На другой день кардинал Антоний, как посол папы, был торжественно принят великим князем. Он сейчас же поднял вопрос о соединении церквей на основании Флорентийского собора; но митрополит выставил против него на спор Русского книжника Никиту Поповича, который своими вопросами и ответами поставил папского посла в полный тупик; кардинал не нашелся что отвечать и поспешил кончить спор, с досадой промолвивши: «Нет книг со мной».

Таким образом, папская попытка привлечь Русскую церковь к Латинству, при посредстве брака Иоанна с царевной Софией, сразу окончилась полной неудачей: София оказалась вполне преданной Православию, а папский кардинал был посрамлен в споре нашим книжником…
Брак Иоанна с Софией Фоминичной имел совершенно иные последствия, чем рассчитывал папа. Новая Русская великая княгиня принесла с собой все заветы и предания Византийского царства, столько столетий славного своей крепкой Православной верой и своим мудрым государственным устройством. Вместе с тем, она принесла с собой в глазах всех Православных людей и передачу всех прав Византийских государей, после покорения их державы Турками, как своему Православному супругу — Московскому великому князю, так и будущим своим от него Православным потомкам.

А это наследие Византии в деле собирания Москвою Православных Русских Земель, имело, конечно, огромное нравственное значение.

После брака с Софией, по отзыву всех современников, в Иоанне заметно произошла перемена. Он стал как бы выше, чем прежние великие князья, держал себя с большим величием, требовал к себе больших знаков внешнего почитания и безусловного повиновения от всех. Перемена эта, конечно, была совершенно необходима, когда Москва из небольшого Московского княжества стала развиваться в могущественное государство, причем общее стремление всей Земли и духовенства было, чтобы во главе его стоял неограниченный и самодержавный Государь, Божией Милостию всем своим подданным в отцов и праотца место поставленный.

Нет сомнения, что прибывшие с Софией Фоминичной из Италии Греки также во многом способствовали установлению взглядов на сущность верховной власти в Государстве.
Первым видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие Государственным гербом двуглавого орла, бывшего гербом Греческих царей. Со времени брака Иоанна с Софией Фоминичной, двуглавый орел вместе со всадником, поражающим копьем змея, делается … Государственным гербом, причем всадник изображает как Святого Великомученика и Победоносца Георгия, так также и Государя, поражающего своим копьем всех врагов Отечества и всякое противугосударственное зло.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, в среднем: 4,00 из 5)
Загрузка...