Собор Святой Троицы в Хайнувке - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Собор Святой Троицы в Хайнувке

* Поделиться
Собор Святой Троицы в Хайнувке

Фото: Maciej Podstolski
Источник: ru.wikipedia.org

Были времена, когда храмы являлись средоточием архитектурного искусства своей эпохи. Лучшие зодчие и мастера, самые дорогие материалы и самые передовые технологии – именно так создавались шедевры древнего и средневекового храмостроительства. Затем, несколько веков подряд, в церковном зодчестве воплощались все актуальные архитектурные стили: барокко, рококо, классицизм, ампир…

А как сейчас обстоят дела с церковной архитектурой? Как относится Церковь к современным направлениям? Обязательно ли храмы двадцать первого века должны строиться по подобию древних?

Споры по этим вопросам среди богословов и архитекторов не прекращаются до сих пор. И только практика расставляет всё по своим местам. Бывают проекты неудачные, несмотря на то, что архитектор обращался к тысячелетней традиции. А бывает, что храм, построенный с использованием самых смелых приёмов, становится любимым домом молитвы для верующих. Собор Святой Троицы в польском городе Хайнувка самый известный пример современной православной храмовой архитектуры.

Хайнувка находится неподалёку от границы с Беларусью на западном краю Беловежской Пущи. Большинство населения города – православные христиане белорусского происхождения. Благодаря развитию промышленности после Второй Мировой войны город стал быстро расти. Старая деревянная церковь Николая Чудотворца уже не могла вместить всех молящихся. Поскольку в социалистической Польше давление на верующих не принимало таких крайних форм как в СССР, удалось получить разрешение на постройку нового храма.

Строительство началось в тысяча девятьсот семьдесят третьем году и продолжалось почти двадцать лет. В девяносто втором году главный престол собора был освящён во имя Святой Троицы.

С момента закладки первого камня стало ясно, что это будет не рядовой храм. Познаньский архитектор Александр Григорович, занимавшийся подготовкой проекта, был последователем идей знаменитого архитектора-новатора Ле Корбюзье. Интересно, что сам Ле Корбюзье неоднократно бывал в России и находил вдохновение в псковском церковном зодчестве.

Троицкий собор Григоровича ассиметричен и не похож ни на один из существующих храмов. Внешние стены выполнены из светлого бетона и обошлись без украшений. Только в нескольких местах под сводами видны изображения рублёвской Троицы, иконы «Нечаянная Радость» и святых. Высоту придаёт собору сорокаметровый конус зелёного цвета, увенчанный куполом-луковкой и отдалённо напоминающий шахматного слона. Еще один конус (чуть меньше) расположен рядом. Колокольня сделана в форме полуцилиндра. Свет проникает внутрь через небольшие окна различных размеров и форм. Не имея прямых архитектурных заимствований и поражая необычностью форм, собор в Хайнувке, тем не менее, выглядит как логичное развитие архитектуры Древней Руси.

Внутреннее убранство также представляет собой синтез традиции и новаторства. Яркие росписи выполнены в византийском стиле. Главный иконостас сделан как мозаика, выложенная из керамических частей. Паникадило с витражными иконами, спроектировано так, что при осмотре с любого ракурса виден четырёхконечный греческий крест. Посвящено оно Тысячелетию крещения Руси.

Троицкий собор очень вместителен. В нём одновременно может находиться до пяти тысяч человек. Это качество, вместе с великолепной акустикой, сделало храм в Хайнувке местом проведения большого фестиваля церковной музыки. На фестивале выступают десятки хоров не только из Польши и Беларуси, но и практически из всех православных стран.

Благодаря православному храму небольшой городок на востоке Польши попал в туристические путеводители и архитектурные энциклопедии. Собор в Хайнувке – отличное выражение живой православной традиции, которая переосмысляет и вбирает в себя передовые достижения архитектурной мысли.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем