Подчас мы используем некоторые слова и выражения и не подозреваем, что они имеют славянские корни. Например, всем знакомо выражение «снедаемый сомнениями», «снедаемый злобой», но не все знают, что слово снедаемый образовано от церковнославянского понятия «снедь». О нем мы сегодня и поговорим.
Здравствуйте! В эфире программа «Ларец слов» и ее ведущий священник Антоний Борисов. Сегодня в нашем ларце церковнославянских слов и выражений оказалось слово «снедь».
До революции слово «снедь» не считалось исключительно церковным. Например, до нас дошла поговорка. «Без снеди в путь не ходи». В 19 веке слово «снедь» употреблялось в художественных произведениях высокого стиля. Например, «Орды пришельца - снедь мечей», - написал Жуковский. Державин также в своих произведениях употреблял слово «снедь» - «Монарх и узник - снедь червей». Церковнославянское слово «снедь» было образовано от старославянского «снед» (то есть еда), а то, в свою очередь, произошло от древнегреческого глагола ἔδω («Эдо», по-русски есть. Вслед за «снедом» «снедь» также получила значение «еда», «пища». В Евангелии от Иоанна говорится, что «снедью (едой) пророка Иоанна Крестителя был дикий мед. Образованное от «снеди» прилагательное «снедомый» стало обозначать «съедобный». Используемые нами сегодня выражение «снедаемый» имеет скорее негативный оттенок и обозначает то, что человек как бы съедается, истощается какой-то эмоцией – например, сомнением.
Итак, запомним, что церковнославянское слово «снедь»переводится на русский язык «еда».
23 апреля. О творчестве Уильяма Шекспира
Сегодня 23 апреля. В этот день в 1564 году родился английский поэт и драматург Уильям Шекспир.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
Испанская икона Божией Матери в Суздале
Испанский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Панахранта, что переводится с греческого языка как Всемилостивая. Богоматерь изображена восседающей на престоле. Она царствует во Вселенной, подавая милость всем, кто на Неё уповает. Икона прославилась в восьмом веке. Помолившись перед ней, испанцы победили арабов в битве при деревне Ковадонга на севере Пиренейского полуострова. Так было положено начало реконкисты — возвращения христианами земель, которые захватили мусульмане.
Первообраз Испанской иконы не сохранился, но его многочисленные списки распространились далеко за пределы Пиринеев. Они появились в Византии, а затем и в России. Одна из копий была выполнена в Суздале в конце семнадцатого века. У неё есть одно существенное отличие от оригинала. У ног Царицы Небесной изображён коленопреклонённый человек в простой одежде. Персонаж держит в руках башмачок Пречистой Девы.
Сюжет иконы разъясняется в тексте, который помещён на полях, в фигурной рамке в левом нижнем углу. Там описано одно из чудес, явленных Богородицей от Испанской иконы. По преданию, оно произошло в те времена, когда образ хранился в храме в деревне Ковадонга. В церковь зашёл нищий. Он опустился на колени перед образом Небесной Заступницы и со слезами рассказал Ей о своей горькой участи. И Божия Матерь откликнулась. Она сбросила на руки страждущему свой золотой башмачок.
Бедняк поспешил на ярмарку, чтобы продать подарок Царицы Небесной и купить себе еду. А торговцы решили, что он украл драгоценность! Нищего арестовали и приговорили к казни. Перед смертью несчастный попросил разрешения в последний раз помолиться в церкви у Испанской иконы. Ему позволили. И как только он вознёс молитвы, Божия Матерь сбросила с ноги свой второй башмачок. Так люди убедились, что нищий ни в чём не виноват!
Русские иконописцы отобразили это предание на Испанской иконе Богородицы в 1686 году по заказу Суздальского митрополита Илариона. Образ поместили в Покровском соборе одноимённого монастыря в Суздале. Святыня украшала иконостас слева от Царских врат. После революции 1917 года Испанская икона стала экспонатом музея-заповедника. Сегодня она хранится в Крестовой палате Архиерейского дома, на территории Суздальского кремля.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Знамение в Софийском соборе Великого Новгорода
Двенадцатый век в истории России был омрачён чередой междоусобных противостояний. В 1170 году к стенам Великого Новгорода подступили объединённые войска владимирского, смоленского, рязанского и полоцкого князей. Командовал мощной армией суздальский княжич Мстислав, сын Андрея Боголюбского. Силы были неравными, и новгородцам оставалось уповать на помощь Божию. Все храмы в городе были открыты, и молитвенное пение в них смешивалось с народным плачем.
В третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн повелел вынести из церкви Преображения икону Богородицы. Это был образ, написанный в древней иконографической традиции Оранта, что означает Молящаяся. Пречистая Дева представлена на нём с молитвенно воздетыми руками. Сын Божий изображён у Неё на груди на фоне сияющей сферы. В левой руке Он держит свиток, символизирующий Благую весть, а правой благословляет верующих.
По указанию владыки Иоанна новгородцы укрепили икону Божией Матери на крепостной стене. Одна из вражеских стрел вонзилась в лик Царицы Небесной, и из Её глаз потекли слёзы. В это время нападавшие словно лишились разума — они обратились в бегство.
Так открылось участие Царицы Небесной в жизни тех, кто с надеждой и упованием обращается к Ней за помощью. В память о чуде архиепископ Иоанн установил праздник Знамения Божией Матери. Икону Богородицы, источавшую слёзы на крепостной стене Новгорода, так и стали называть — Знамение. В середине четырнадцатого века в честь неё в городе освятили церковь. В конце семнадцатого столетия этот храм обветшал, и на его месте возвели Знаменский собор. Туда приезжали паломники со всей Руси, чтобы почтить образ Небесной Заступницы.
После революции 1917 года древняя икона Знамение оставалась в новгородском соборе, ей посвящённом. Вот только богослужений там уже не совершалось. Храм стал музеем. В этом статусе он пребывает и сейчас.
А чудотворную реликвию вернули Православной церкви в 1991 году. Сегодня помолиться перед ней можно в новгородском соборе Святой Софии.
Все выпуски программы Небесная Заступница