Служба Двенадцати Евангелий

Встречаем Пасху - Служба Двенадцати Евангелий
Поделиться
Христос в Гефсиманском саду

«В Гефсиманском саду». Николай Ге (1869)

Вечером в Великий Четверг в православных храмах начинается одно из самых драматичных богослужений – служба Двенадцати Евангелий. Оно посвящено благоговейному воспоминанию последних часов земной жизни Христа.

По своей форме это утреня Великой Пятницы. На ней читаются двенадцать отрывков из Евангелий, посвящённых беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательству Иуды, суду первосвященников и Пилата, пыткам и распятию Сына Божия.

В первые века в ночь на Страстную пятницу иерусалимские христиане читали Евангелие прямо на месте событий: на Елеонской горе, где Христос учил учеников, в Гефсимании, где был взят под стражу, на Голгофе, где состоялась казнь. Освещая путь светильниками, верующие с молитвой шли по стопам Господа.

В православных храмах на этой службе тоже царит полумрак, горят только свечи в руках верующих. Всех словно окутывает тьма Гефсиманской ночи, которая, кажется, не рассеется никогда. После каждого отрывка из Евангелия гулко и траурно бьёт колокол. Под эти неумолимые удары мы следуем за Господом на его “вольное страдание”.

Муки Спасителя начались раньше его ареста. Сын Божий знал о том, что ему предстоит, и Его человеческая природа трепетала и замирала от страха. После Тайной вечери Он направился в глубину Гефсиманского сада. Трое ближайших учеников, Пётр, Иоанн и Иаков, остались ждать неподалёку. Спаситель не хотел оставаться в полном в одиночестве, ему важно было ощущать рядом друзей, на кого можно опереться, с кем можно разделить тяжесть этой ноши. “Побудьте здесь и бодрствуйте со мною!”, – обратился к ученикам Иисус. Но апостолов быстро сморил сон.

Здесь, в весеннем саду, наполненном ароматами цветущих деревьев, Спаситель пережил труднейшие часы. Это была не физическая боль, но внутренняя, духовная борьба. “Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта; впрочем, не как Я хочу, но как Ты”, – молился Христос.

Нам трудно прочувствовать всю меру этого страдания, потому что это не только терзания выбора или страх смерти. Это глубокая скорбь об отпадении человеческого рода от Бога, о том, что люди попали в плен греха и смерти. Они запутались и осквернились настолько, что готовы обречь на смерть своего Творца.

Тяжесть этой скорби была так велика, что на лбу у Сына Божия выступил кровавый пот. Ангел с неба укреплял Спасителя в эти часы.

“Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя”, – так изменилась молитва Христа, когда он покидал Гефсиманию..

Он шёл навстречу трём дремавшим ученикам, навстречу страже, суду первосвященников и римского прокуратора. Навстречу разьярённой толпе, и римским палачам с бичами и плётками. Навстречу кресту. И навстречу миру, который ещё не предполагал, как ему предстоит измениться.

“Слава долготерпению Твоему, Господи!”, – с благодарностью повторяем мы вслед за певчими на службе Двенадцати Евангелий.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (24 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...