В день славянской письменности и культуры мы прославляем двух героев - греческих монахов Кирилла и Мефодия, которые совершили подвиг, изменивший все лицо мира.
Народы часто почитают как героев императоров или воинов, тех, кто перекраивал карту мира острием меча, взирая на мир с высоты боевых коней, выступая во главе могучих армий.
Кирилл и Мефодий не были могущественными правителями или великими полководцами; в их распоряжении не было огромных богатств или закаленных в боях воинов. Все что у них было - это решимость усердно послужить Богу и ближним. Они не пролили ни капли крови - но покорили целые народы. Они действовали не принуждением, но проповедью.
Что же они сделали? Братья происходили из греческого города Фессалоники, где было значительное славянское население, и с детства владели славянским языком как родным. Другое дело, что этот язык - как и некоторые современные языки - был лишен того, что нам сегодня кажется необходимым атрибутом любого языка - письменности.
В наши дни это кажется настолько странным, что многие отказываются верить - должна же быть хотя какая-то письменность? Но так бывает - еще сейчас на земле есть племена, которые получают письменность из рук миссионеров, и грамотность приходит к ним вместо со словом Божиим. Впрочем, в те годы и среди народов, у которых давно был письменный язык, например, в Западной Европе, грамотными была только очень небольшая часть населения, почти исключительно - служители Церкви. Слово "клирик" настолько часто употреблялось в значении "грамотный", что в какой-то старофранцузской летописи упоминается некий Епископ, который был "не клирик", то есть не умел читать и писать.
Нам трудно представить себе жизнь без букв, без возможности читать книги, писать письма, делать заметки - но множество людей жило именно так; их голоса рассеялись в воздухе, и мы не знаем, о чем они говорили, во что верили, о чем мечтали, чему учили своих детей.
Но главное, для чего была необходима грамотность - это проповедь слова Божия, Литургия, Церковь. Римская Церковь в итоге выбрала путь сохранения латыни как языка Церкви, языка богослужения, и, следовательно, языка культуры. С одной стороны, это создавало единое культурное пространство, в котором все образованные люди понимали один и тот же язык; с другой - воздвигало преграду между прихожанами и словом Божиим, так что то, что они слышали в церкви превращалось для них в бессмысленные заклинания. Солунские братья пошли по другому пути - они перевили книги Священного Писания на славянский, и дали людям Библию и богослужение, которое они могли понимать. Это привело к появлению целых культурных миров - в том числе, мира Древней Руси, наследниками которой являемся все мы. Сейчас мы пишем их буквами - но что важнее, мы исповедуем их веру.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.