Я люблю ходить в театр. Конечно, в силу загруженности – дом, семья, работа – выбраться получается нечасто. Но, наверное, от этого я и репертуар изучаю очень долго и придирчиво. А выбираю в основном постановки классических сюжетов, заранее мне известных. Так меньше шансов быть разочарованной и уйти с досадным чувством зря потраченного времени. Сюжет в памяти освежил: и то – польза. Однако есть момент, который мне в любом театре интересен. Ещё до «вешалки» и мягкого кресла. Это наличие в спектакле сквозного персонажа. Некого героя, который… Ну, как бы, и не участвует в основном действии. Который, как бы, и ни при чём. Однако я всегда внимательно слежу за ним. За его репликами, жестами. И всегда получаю дополнительный повод для анализа – типичного послевкусия от театра.
Сквозные персонажи бывают очень разные. Положительные, отрицательные. Или вообще нейтральные. Автор, например. Нейтральный персонаж? Нейтральный. Он просто последовательно рассказывает сюжет. И всё-таки мне все интересны. Вот, герой попадает в неприятную ситуацию. Он совершенно разбит: не знает, что ему делать. И тут, неожиданно. Но всегда вовремя. Появляется сквозной персонаж. И он точно знает, как помочь бедолаге-герою. Он знает, куда пойти, кого позвать, о чём спросить. Но ведь никогда об этом прямо не скажет. Сквозной персонаж может посмеяться над героем. Загадать ему загадку. Рассказать притчу…
Иногда главный герой раздражается, мол, я и так в калоше крепко засел, а ещё ты тут со своими разговорами! Даже может прогнать своего случайного встречного. Но зритель, который смотрит на всё это со стороны, уже догадывается, что каждое слово сквозного персонажа – не просто так. Оно что-то значит. Оно показывает выход, или, наоборот… гонит в яму. Но ясно одно: появление сквозного персонажа обязательно сыграет в жизни героя свою роль. Если не ключевую, то одну из таковых.
Так происходит и в театре нашей жизни. По ней то и дело ходят разные сквозные персонажи, которые всё время как бы запаивают звенья цепочки происходящих событий.
Как и на сцене, реальные сквозные персонажи могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Шагнул ты в сторону. А нейтральный персонаж говорит: «Итак, ты шагнул в сторону». Повторение – тоже серьёзный повод для анализа. Правда ведь? Они также могут подсказывать нам выход или загонять в яму.
А часто мы сами ищем этих сквозных персонажей. Сколько раз нам приходилось сталкиваться с громким «не могу молчать»? И тогда мы бежали к другу, брату, к родителям. Чтобы поделиться, поплакаться. Спросить совета. И, как ни странно, если даже не получали ожидаемой реакции, нам становилось легче. Просто от того, что удалось выговориться. Сбросить с себя часть дум. Которые мучили или наоборот радостно переполняли так, что вот-вот лопнешь.
Но ещё чаще сквозной персонаж приходит в нашу жизнь сам. Он появляется не только в образе человека. Сквозным может стать событие. Или природное явление. Или неожиданная мысль в голове. И вот тут главное правильно определить: от кого эти звоночки? Кто подсказывает выход, давит на интуитивное принятие или непринятие.
Православие – это свобода. Я всё время об этом говорю. Поэтому, порой, очень сложно оценить значение подсказок со стороны. Бывает, кажется, вот же оно: Господь явно мне указывает дорогу вперёд. А идёшь по ней – тупик. Болото. Непроходимый лес, из которого, не наломав дров, уже не выберешься.
Но в свободной жизни православного человека, по законам которой, оказывается, очень непросто жить, есть совершенно особые сквозные персонажи. Они всегда ждут нас в одном и том же месте. И принимают, с каким бы вопросом не пришли, с какой бы бедой не плакались. Это наши духовники.
Счастлив тот, кто нашёл в своём жизненном спектакле этого сквозного персонажа. Который как бы и не участвует в основном действии. Который как бы и не при чём. Но который всегда следует рядом. Чтобы шепнуть на ухо, когда ямку обойти, когда на кочке не споткнуться. А споткнёшься, упадёшь… Что ж. Будет лечить синяки и прописывать невкусные лекарства. Залечит раны и дальше пойдёт с тобой. До самого часа икс пойдёт. Так же: аккуратно и ненавязчиво. Потому что он сквозной персонаж. По сценарию земной жизни ему не положено быть заметной фигурой.
Исидор и Ида Штраус
Исидор и Ида Штраус родились и умерли в один день. Американский бизнесмен и благотворитель прожил вместе со своей верной и преданной супругой больше сорока лет. Они вели скромный образ жизни, не стремясь к публичности и славе. Мир узнал о них и их любви, после трагедии на корабле «Титаник», с которой имена супругов Штраус навсегда остались связаны.
Молодые люди встретились в 1861 году в городке Талбот американского штата Джорджия, куда их семьи иммигрировали из Германии. У юноши и девушки оказалось много общего. Оба любили лошадей, увлекались литературой. Оказалось, что даже дни рождения они отмечают вместе — 6 февраля. Правда, с разницей в 4 года. Разделяло их лишь положение в обществе. Семья Иды была очень состоятельной, в то время как Исидор был всего-навсего сыном мелкого небогатого лавочника. Он даже на наследство не мог претендовать, поскольку был младшим братом в семье. Молодые люди очень быстро поняли, что любят друг друга. И вскоре Штраус попросил у родителей Иды её руки. Как и следовало ожидать, жених без капитала не вызвал у них одобрения. Исидор получил отказ. Ида со слезами умоляла отца и мать изменить решение. И они, наконец, смягчились. Жениху поставили условие: помолвка должна длиться три года. За это время станет ясно, серьёзные ли у юноши намерения, действительно ли он любит свою избранницу и не за богатством ли её гонится. Исидор и Ида согласились — они были готовы ждать друг друга.
И дождались. Обвенчались. Со временем у Штраусов родился первенец — сын Джесси. А когда Ида ждала второго ребёнка, Исидор решил уехать из Талбота. Супруги мечтали о большой семье, им хотелось иметь много детей. А их нужно обеспечивать. У Исидора была задумка открыть большой собственный магазин. Провинциальный городок не подходил для реализации такого плана. Родным и друзьям Штраусов идея отъезда показалась безрассудной. Но Ида поддержала супруга. В 1876 году семья отправилась в Нью-Йорк.
Поначалу на новом месте пришлось нелегко. На свет появился второй малыш. Исидор устроился продавцом в крупный универмаг. Ровно половину каждой его зарплаты супруги откладывали на будущий магазин. За несколько лет семья Штраусов выросла — Ида родила ещё пятерых детей. Такая большая семья жила в маленькой съёмной квартирке. Но бытовые тяжести не огорчали супругов. Позже Штраусы будут вспоминать эти годы как самые счастливые в их жизни.
В 1896 году Штраус стал владельцем огромного универмага «Мэйсис» на 34-й улице. «Всё это смогло осуществиться только благодаря тебе. Твоё терпение, доброта и поддержка сотворили чудо», — писал Исидор своей жене.
Шли годы. Штраусы уже нянчили внуков. Занимались благотворительностью, путешествовали. Зиму 1912 года Исидор и Ида провели в Европе. Вернуться в Америку супруги решили на чудо-корабле, который все называли непотопляемым. Новейший трансатлантический лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс...
Есть фотография, на которой счастливые, улыбающиеся супруги Штраус запечатлены на палубе «Титаника» пред отплытием. А через несколько дней случится катастрофа, которая войдёт в историю. А вместе с нею войдут в историю Исидор и Ида Штраус, и их безграничная любовь друг к другу. Например, в знаменитой картине Джеймса Кэмерона «Титаник» Штраусы показаны утешающими друг друга в момент гибели лайнера, когда их каюта заполняется водой.
Как только стало очевидно, что корабль пойдёт ко дну, пассажиров стали эвакуировать. Однако шлюпок на борту оказалось гораздо меньше, чем требовалось. Капитан принял решение: сажать в них только женщин и детей. Нос «Титаника» уже наполовину погрузился в океан, когда Исидор, наконец, уговорил жену занять место в спасательной лодке. Но когда был отдан приказ спускать шлюпку на воду, Ида не выдержала. Она попросила матросов помочь ей снова сойти на палубу. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда он, туда и я», — сказала она. Последний раз супругов видели стоящими на верхней палубе тонущего корабля. Они крепко обнимали друг друга и слушали, как музыканты «Титаника» играют христианский гимн «Ближе к Тебе, Господь».
На кладбище Вудлон в пригороде Нью-Йорка устроен мемориал в честь Исидора и Иды Штраус. Памятник выполнен в виде корабля. «Даже глубоким водам не под силу ни погасить любовь, ни утопить», — написано на нём.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.