Вскоре после того, как полчища Тамерлана отхлынули от наших пределов, великому князю Московскому опять пришлось вступить в борьбу. Новгородцы … отказались разорвать свое соглашение с Ливонскими Немцами, когда этого потребовал Василий Димитриевич.
Это послужило поводом к открытию неприязненных действий со стороны Москвы, причем главное внимание Василия было обращено на богатую Новгородскую область — Двинскую Землю, откуда получалось, так называемое, «Закамское серебро» и дорогие меха, шедшие из Сибири...
Жители Двинской Земли и сами воеводы Новгородские, находившиеся в ней, весьма охотно объявили себя за Московского великого князя… Встревоженные этим, Новгородцы поспешили отправить в Москву посольство, чтобы умилостивить Василия Димитриевича. Но последний, оказав ласку посольству, не хотел и слышать о возвращении Двинской Земли. Этот отказ пробудил былой воинский дух Новгородцев. Они снарядили рать, вошли в Двинскую Землю и, произведя там великое опустошение, захватили бояр, передавшихся Москве... Вслед за тем, Новгородцы послали просить мира у великого князя, и Василий, несмотря на внутреннюю досаду, согласился на него, до времени отказавшись от мысли присоединить Двинскую Землю к Москве. Причиной этой уступчивости были дошедшие до него слухи о сношении Новгорода с … великим князем Литовским — Витовтом.
Витовт был могущественным князем … причем в состав его владений входило … вдвое больше чисто Русских Земель, собранных еще Гедимином и Ольгердом, чем Литовских. Будучи человеком громадного честолюбия, при этом чрезвычайно скрытным и весьма вероломным, «неверником правды», по выражению летописца, Витовт … направил все свои усилия к дальнейшему собиранию Русской Земли, причем в этом деле он необходимо должен был встретить соперника в лице … своего зятя — великого князя Московского.
Здесь будет уместно отметить большую разницу в собирании Русской Земли со стороны Московских князей и Литовских. Для Московских князей это было делом священного завета их предков и митрополита Петра Чудотворца — собрать воедино наследие Святого Владимира — Православный Русский народ, разбитый на множество отдельных частей ... Литовские же князья собирали то, что им никогда не принадлежало, то есть были простыми хищниками. Они были чужды как Русскому народу, так и Православию, и с необыкновенной легкостью меняли при надобности свою веру, и на язычество и на Латинство.
При этих условиях, принятие двоюродным братом Витовта, Ягайлой, Польской короны и католичества повлияло, конечно, самым неблагоприятным образом на Православных подданных Литовского князя, так как на него скоро возымело сильнейшее влияние Польское католическое духовенство. И вот, после казни двух своих придворных, не захотевших изменить Православию … Ягайло издал в 1387 году указ, предписывавший всем Литовцам знатного рода принимать католическую веру, причем в эту веру должны были непременно переходить и Русские, бывшие в браке с Литовцами; упорствующих же приказано было жестоко сечь розгами.
Вместе с тем, всем Литовским и Русским панам, принявшим Латинство, Ягайло даровал важные преимущества и льготы, против остававшихся в Православии. Таким образом, на Литве все льготы перешли к католикам ... Большим соблазном к переходу в Латинство служило для Литовских бояр и дворян то льготное и независимое положение, которым пользовалось в Польше как высшее дворянство — магнаты, так и мелкое — шляхта.
В Польше, вследствие слабости королевской власти, высшее сословие давно уже забрало в свои руки огромную власть в делах государства и владело большой земельной собственностью. В четырнадцатом же столетии, король Владислав Локетек, также по причине своей слабости, должен был дать большие права и мелкой шляхте. Вместе с тем, благодаря близости к западу, в высшем Польском сословии сильно развилось иноземное, преимущественно Немецкое влияние, которое оторвало по взглядам, воспитанию, привычкам и вкусам это сословие от простого сельского люда. При этом, иноземные заимствования и обычаи требовали более разнообразной и роскошной жизни, и поэтому в Польше стало быстро образовываться городское, промышленное население ... Скоро Польские города получили особое самостоятельное управление с большими вольностями и правами, по Немецкому или так называемому Магдебургскому праву. Самым же бесправным сословием в Польше было крестьянство.
Прочно утвердя свое положение в Литве, Витовт прежде всего устремил свой взор на город Смоленск, бывший предметом вожделений и его дяди Ольгерда. Скоро представился удобный случай попытаться овладеть им. В 1395 году, великий князь Московский, Василий Димитриевич, был озабочен страшным нашествием Тамерлана, а в Смоленске шла в это время сильная усобица между удельным князем Юрием Смоленским и его братьями, причем Юрий должен был временно уехать из города к своему тестю, престарелому Олегу Рязанскому, тому самому, который был противником Димитрия Донского в вечнопамятные дни Мамаева нашествия.
Этим воспользовался Витовт. Распустив слух о своем движении против Татар, он неожиданно подступил к Смоленску; затем, под видом родства (его вторая жена была дочерью одного Смоленского князя), он зазвал к себе в стан всех бывших в городе Смоленских князей, обещая им посредничество при дележе волостей, а когда те ничего не подозревая собрались к нему, то велел их заковать и отправить в Литву. Смоленск же он занял Литовским отрядом, захватившим и кремль. Олег Рязанский пытался было заступиться за своего зятя, но Витовт вторгся в его владения и «пролив кровь как воду и побив людей — сажая их улицами» по выражению летописца — с торжеством вернулся к себе на Литву.
Видя все происходящее, Василий Димитриевич. конечно, внутренне сильно досадовал на тестя; однако, он не признавал себя достаточно сильным, чтобы вступить с ним в борьбу за Смоленск. Витовт был в это время на вершине своей славы и считался одним из могущественных государей Европы. Скоро между ним и Ягайлой … возникли нелады. Ягайло, по настоянию своей жены Ядвиги, стал требовать от Литвы уплаты прежнему жениху своей жены, принцу Вильгельму Австрийскому — 200,000 червонцев, согласно данному ему обещанию … Это требование сильно оскорбило Витовта; он собрал в Луцке своих бояр и с негодованием объявил им о нем сказав: «Мы не рабы Польши, предки наши никому не платили дани. Мы люди свободные и наши предки кровью приобрели нашу Землю».
Все это, разумеется, было передано Ягайле и Ядвиге, которая так огорчилась поведением Витовта, что вскоре умерла, причем, ввиду своей бездетности, взяла с Ягайлы обещание вступить по ее смерти в брак с одной из внучек Казимира Великого.
Спасибо, Долли
Долли Партон, уроженку штата Теннесси, в Америке знают все. Не только потому, что она певица и автор популярной песни из фильма «Телохранитель» под названием «Я всегда буду тебя любить». Долли известная благотворительница, автор множества проектов помощи детям и взрослым. Я прочитала о ней на портале Милосердие.
Певица родилась в 1946 году, четвёртой из двенадцати братьев и сестёр Партонов. Они жили в хижине без водопровода и электричества, а питались тем, что приносил с охоты отец. Но материальные трудности не доставляли беспокойства: в многодетной семье царили радость и взаимопонимание, вера в Бога и сочувствие ближним.
Все Партоны любили музыку, пели дома и в церкви. Дедушка будущей звезды играл на скрипке, сочинял песни, а дядя подарил девочке гитару, когда ей исполнилось семь лет. Через три года она уже выступала на местном радио, а на первые гонорары купила телевизор. Такого чуда техники не было ни у кого из соседей, и по вечерам у Партонов собирались желающие его посмотреть.
По словам Долли, те годы стали для неё школой жизни, из которой она извлекла главный урок: чтобы не жить в бедности, надо получить образование и найти достойную работу. А ещё она решила: когда вырастет — будет помогать обездоленным!
В 18 лет девушка первой из родных окончила школу и уехала в столичный город Нэшвилл. Она сочиняла песни, выступала в дуэте с легендой кантри-музыки Портером Вагонером, записывала альбомы и постепенно обрела популярность! В 20 лет Долли вышла замуж и живёт с супругом в согласии уже больше полувека. Своих детей у пары нет, но они вырастили младших братьев и сестёр Партон.
А позже певица взяла на себя заботу о множестве чужих малышей! Она запустила в родном округе Севьер благотворительную программу под названием «Библиотека воображения», посвятив её отцу, который не умел ни читать, ни писать. По задумке Долли, каждый местный дошкольник, независимо от дохода родителей, раз в месяц бесплатно получает по почте детскую книгу. Благодаря этой долгосрочной программе, ставшей международной, дети уже получили около двухсот миллионов книг!
А ещё наша героиня учредила стипендию в 500 долларов для каждого выпускника средней школы, который решил продолжить образование в одном из колледжей штата Теннесси.
И это далеко не все успешные проекты Долли Партон — певицы из бедной семьи, ставшей известным филантропом!
Все выпуски программы Живут такие люди
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
В 1929 году советская власть стала массово арестовывать духовенство и прихожан. Священник Сергий Мечёв был взят осенью с несколькими прихожанами своего храма. Обвинение всем предъявили стандартное — активная церковная деятельность. Осуждённых приговорили к трём годам ссылки. Отец Сергий получил направление в Кадников — небольшой городок Вологодской области. В заключении он продолжил помогать свои прихожанам. Писал им письма, призывал не падать духом, двигаться по пути покаяния. В одном из посланий батюшки Сергия Мечёва есть такие слова:
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Благодарность. Наталья Сазонова
Как-то раз в проповеди священника услышала мысль о том, что Бог всегда присутствует в нашей жизни. И каждый по-своему ощущает присутствие Бога. Кто в радости, кто в утешении, кто в покаянном чувстве, кто-в молитве.
Мне хочется поделиться своим переживанием присутствия Бога.
Начало девяностых. Я — выпускница православного медицинского училища. Нас готовят как сестёр милосердия. Это значит — мы призваны оказывать не только медицинскую помощь. Но духовно поддерживать пациентов. Говорить с ними о вере, о Боге. Если просят, помочь подготовиться к исповеди, пригласить священника.
И вот, с полным осознанием своей миссии, я переступила порог реанимационного отделения, куда устроилась на работу.
Реанимация... Там как на фронте. Там два лагеря. В одном — тяжело больные, в другом мы — медики. Нет сил ни у тех ни у других. Все на пределе. Одних истощает страдание, другие выкладываются, спасая. Всем нужно помочь. Объём работы запредельный. Бессонные ночи выматывают. Все мысли в одном направлении; всё сделать правильно, вовремя, ничего не забыть.
Так проходили мои дежурства в реанимации. А дома я переживала, что снова ни с кем из пациентов не удалось поговорить о вере, о Христе. А как же моя миссия сестры милосердия?
И вот, прихожу в очередное дежурство на работу, а в палате — новый больной. Мужчина средних лет. Он был подключён к аппарату ИВЛ. Не мог самостоятельно дышать, но находился в сознании. Мне нужно было его помыть. Любое движение вызывало у мужчины сильный кашель от трубки в трахеи. Но он стал помогать мне менять под ним бельё, поворачивать его сбоку на бок. А ведь как тяжело ему это давалось!
Я закончила все процедуры и хотела отойти. Тут он аккуратно взял меня за руку и произнес одними губами, беззвучно: «Спасибо, спасибо. Дай Бог Вам здоровья».
Представляете! Такие страдания! Ни говорить не может, ни повернуться без посторонней помощи, а нашёл в себе силы меня поблагодарить.
Знаете, в этот самый момент, я почувствовала что Бог здесь, в этой реанимационной палате.
Потекли слезы. Пришлось опускать голову пониже, чтобы больной их не заметил. Мне больше не хотелось думать о своей высокой миссии спасения кого-то. Была просто благодарность Богу за то, что показал мне истинно христианский поступок.
Нет! Это не я помогаю им. Это они, болящие, помогают мне. Помогли теперь, когда во мне стала остывать любовь. Потому что моё безразличие к чужой просьбе, нежелание помочь и поддержать вытесняют из сердца Христа.
Теперь я спешу в больницу с молитвой: «Господи, разогрей во мне желание служить ближнему!» Я спешу к своим пациентам. Посмотреть им в глаза. А я смогла бы жить с такой болью?! И в их глазах я вижу Христа!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение