В 862 году Ильменские славяне прогнали каких-то заморских пришельцев, наложивших на них три года тому назад дань. Затем они стали управляться сами, и сейчас же началась обычная славянская усобица, восстал род на род, «и начали они», — говорит летописец, «воевать сами между собой».
На этот раз, однако, они вскоре сознали, что так жить дальше нельзя, и, не видя конца распрям, решили обратиться к стороннему племени, чтобы оно дало им князя, который владел бы ими и судил по праву.
И вот пошли Ильменские славяне, кривичи и владевшие финским племенем чудь к варягам, к племени русь, с которым имели постоянные сношения, и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами».
И отправились три брата со всем родом своим и племенем, и сели: старший Рюрик — в Новгороде, другой Синеус — на Белоозере, а третий Трувор — в Изборске. Где именно сидело племя Русь до призвания на нашу Родину — решить невозможно. Некоторые полагают, что в Швеции, другие среди поселений Литвы, но более всего оснований предполагать, что предки наши призвали свое же славянское племя, сидевшее на побережье Варяжского моря, может быть на острове Ругии или Руссии, как племя хорошо знакомое, родное по духу, обычаям и языку.
Этим призванием князей и было положено начало Русскому Государству.
...в то же приблизительно время произошли и некоторые другие весьма важные события, имевшие впоследствии большое влияние на русскую жизнь.
Важнейшим из этих событий было изобретение славянской грамоты, благодаря святым равноапостольным братьям — Кириллу и Мефодию, славянам по происхождению. Они родились от знатных и богатых родителей в греческом городе Солуне и с юных лет были близки к семье византийских императоров, которые осыпали их своими милостями. Они хотели женить Кирилла на своей родственнице, а Мефодия назначить на высокую должность правителя обширного края, но святые братья добровольно отказались от всех почестей и земных благ, а приняли суровый монашеский чин и затем много потрудились и претерпели, проповедуя христианство придунайским и западным славянам. Во время этого служения ... святой Кирилл и изобрел славянскую грамоту, что имело величайшее значение для всех славянских народов, так как они получили возможность изучать Евангелие и установить богослужение на понятном для них языке. Благодаря общему письму славяне могли теснее чувствовать братскую связь, соединяющую их между собой, и вести летописи событий своей жизни на родном языке, а также постигать плоды книжного просвещения.
Во время жизни святых братьев произошло событие огромной важности: отделение католиков от бывшей до сих пор единой Православной церкви.
Произошло это вследствие того, что епископы Римской церкви, приобретя постепенно огромную власть над своей паствой, в числе которой были обращенные в христианство народы Испании, Англии, Франции, Германии и Италии, приобрели также значительные земельные владения в Римской области, возгордились и не пожелали в церковных делах подчиняться Соборным постановлениям всех епископов, как это было еще со времен апостольских. Римские епископы, называемые папами, мало-помалу стали тяготиться этим и начали доказывать, что они должны быть старшими над всеми остальными епископами. При этом они ввели некоторые самовольные изменения не только в обрядах, но и в Символе веры, в котором, вопреки постановлениям Вселенских соборов, прибавили, что Дух Святой исходит не от одного Отца, но также и от Сына. Все это привело к большим несогласиям в Церкви, особенно, когда защитником апостольских правил, свято хранимых православными, явился Царьградский патриарх Фотий, высокообразованный и твердый в делах веры, как камень, человек, а его противником гордый и властолюбивый римский папа Николай, который окончательно отделился от Православия и образовал самостоятельную Римскую или Католическую церковь, называемую также Латинской, так как богослужение у католиков происходит всегда на латинском, или древнеримском языке.
Отделение католиков от православных было делом весьма неблагоприятным для всех славян, так как при крещении часть из них принимала православие, а другая — католичество. Конечно, это сильно мешало, и мешает до сих пор, их взаимному соединению, и вызвало много кровопролитных войн.
Из остальных важных событий следует указать на образование к этому времени государств уже у многих славянских нардов. Первым славянским государством было княжество Болгарское, образовавшееся около 650 года; оно подчинило себе соседние славянские племена — сербов и хорватов и скоро стало грозным и для греков. Столицей Болгарского княжества была ПреслАва, а крепостью ДоростОл. Угнетая постоянно хорватов, болгары вызвали среди них восстание, после чего около 750 года хорваты образовали независимое княжество.
Затем Чехи, после долгой борьбы с авАрами, которые было их покорили, образовали около 700 года независимое государство с князем Кроком во главе. Преемницей его была славная дочь Крока — ЛЮбуша, основательница города Праги, которую народ прозвал за ум «вещею».
...в 960 году, ляшские, или польские, племена также образовали государство — Польшу, выбрав своим королем — ЗемовИта, ... сына простого крестьянина ПЯста. При наследнике ЗемовИта — МечислАве, поляки крестились и приняли от немцев и папы католичество.
Несколько раньше образования Польши почти все народы, жившие в нынешней Франции, Италии и Германии, были соединены в огромную империю под рукою Карла Великого. Карл Великий, образовав свою державу, начал ожесточенную борьбу с храбрыми славянскими племенами, сидевшими в западной части Балтийского побережья, которые, к сожалению, не соединились между собой для образования одного крепкого государства.
Хотя по смерти Карла Великого, империя его и была разделена между тремя его сыновьями, но, тем не менее, начатое им дело — уничтожение западных славян, сидевших по южному берегу Балтийского моря, усердно продолжалось немцами.
Таким образом, мы видим, что к середине десятого века почти везде уже в Европе жили не разрозненные племена, а были образованы государства.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.