Митридат Великий научил славянские племена ходить на Римские границы; после Рождества Христова как отдельные племена славян, так и соединенные по несколько вместе, начинают часто тревожить эти границы. Тем более что одно время они очень близко подходили к нашим южнорусским степям, так как Римские владения в первом веке после Рождества Христова, захватывали уже и греческий город Ольвию близ нынешнего Николаева.
Укротить славян римлянам было очень трудно, по той причине, что государств у них не было; жили они особыми племенами и дружинами, каждый сам по себе; ни союзов, ни договоров заключать было не с кем; никто за другого не отвечал, а всякий, выждав случай и собравшись с силами, действовал по своему разумению и без малейшего повода напал на римские владения.
Поэтому римляне сочли нужным откупаться от славян и в 69 году после Рождества Христова уже содержали на жалованье старшин некоторых славянских племен, обитавших в Русской земле, то есть попросту платили этим старшинам дань.
Особенно неприятны были для римлян пограничные славянские племена, когда они предварительно объединялись вместе и совершали свои нашествия. Из таких нашествий самым грозным было нашествие при императоре Марке АврЕлии, продолжавшееся целых четырнадцать лет, от 166 до 180 года по Рождестве Христове. В нашествии принимали участие не только соединенные славянские племена, но также и германские народы. Причем после усмирения германцев римляне долго еще продолжали войну со славянами; среди которых особенно прославились два племени, жившие в России: роксолАны и ЯзЫги.
Война с ними велась римлянами с большим ожесточением, и очень много народу погибло с обеих сторон. Спустя много лет после войны, язЫги возвратили Риму сто тысяч римских пленных.
Римляне же такого количества пленных возвратить не могли, так как они поступали обыкновенно со своими военнопленными бесчеловечно. В Риме вокруг большой площади было построено огромное круглое здание, в нем могло помещаться сразу до ста тысяч человек. Сюда постоянно собирались обитатели Рима для своих развлечений, которые заключались в том, что христианских мучеников травили на площади дикими зверями или заставляли пленников сражаться друг против друга, по одиночке или целыми отрядами, каждого по обычаям своей страны, до тех пор, пока они не уничтожали друг друга.
В Риме до настоящих дней сохранились развалины этого огромного здания, называвшегося Колизеем. Сохранилось также и высеченное в те времена из дорогого камня изображение пленника, умирающего после боя, веденного им для потехи развратной и жадной до крови римской толпы. Взглянув на это изображение, мы легко можем узнать в нем своего брата славянина: у умирающего совершенно те же черты лица, какие мы постоянно встречаем у русских людей; на шее надета гривна, которую так любили носить наши предки.
Описанная четырнадцатилетняя война Рима со славянами, прозванная СармАтской, послужила как бы военной школой для всех пограничных с Римом народов. Она научила эти народы подниматься на римские области не в одиночку, а целыми союзами. Славяне производили при этом свои нападения как сухим путем, так и водою. Собираясь на своих ладьях у устьев Днепра и Дона, они смело пускались на них в море и доходили не только до Византии и Малой Азии, но достигли и даже Афин и Рима.
Все эти походы не могли не беспокоить сильный Рим, и, чтобы избавиться от этих постоянных нашествий, римские императоры старались поссорить между собою различные племена и этим отвлечь их от своей столицы. Этот принцип действий у римлян назывался: «разделять и властвовать». Особенно подобное разделение своих противников удалось императору ДиоклетиАну, царствовавшему в начале четвертого века после Рождества Христова и оставившему по себе память как о жестоком гонителе христиан. ДиоклетиАн сумел натравить германские племена, которые носили общее имя готов, на славян, после чего и те и другие оставили Рим в покое и в течение долгих лет ожесточенно истребляли друг друга.
Эта вражда готов и славян продолжалась и во время царствования святого Константина Равноапостольного, первого из императоров, принявшего Святое крещение и со своей супругой, равноапостольной царицей Еленой, много способствовавшего к распространению Христовой веры. При нем в 321 году готы стали чаще нападать на Славян, живущих в Русской земле. Славяне обратились к святому Константину с просьбой помочь им, и император укротил готов, приказав противникам помириться. Однако мир этот не понравился славянам, и они стали опустошать земли святого Константина, теперешние Сербию и Болгарию. Тогда император усмирил их и принудил к миру.
После кончины святого Константина вражда между готами и славянами вспыхнула с новой силой, и готы стали брать верх, особенно когда их объединил герой-завоеватель Германрих. Германрих начал сильно теснить своих противников: он перешел Днепр, подчиняя себе встречающиеся на пути славянские племена, и дошел даже до Дона.
Но гнет чужестранцев был не по нраву нашим свободолюбивым предкам, и все тогдашние обитатели Русской земли стали поднялись на общего врага.
Первыми поднялись храбрые обитатели низовьев Дона и Днепра; они, под именем гуннов, двинулись против Германриха, подчиняя себе по мере движения вперед и все подвластные готам славянские племена.
Когда до Германриха дошла весть о движении гуннов, то на готов напал страх, и они стали держать совет, что делать. В это время роксалАны, которые перед тем были покорены готами, заслышав о приближении гуннов, перешли на их сторону. При этом и один из вождей роксалАнов, бывший при Германрихе, также покинул его, оставив, однако, во власти короля свою жену СонИльду. Рассвирепевший Германрих приказал за бегство мужа казнить несчастную СонИльду. Её привязали к диким лошадям, и она была растерзана на части. Двое из её родственников, мстя за смерть неповинной женщины, поразили Германриха мечом в бок. После этого он едва выжил, но однажды был захвачен врасплох гуннами и после долгой битвы, видя всю безуспешность её, в отчаянии и страхе от неминуемой гибели, сам лишил себя жизни, кинувшись на свой меч. Он умер ста десяти лет от роду.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди