Во время своего земного служения Иисус Христос немало странствовал по Галилее, проповедуя в синагогах. Бывал они в пределах Магдалинских – то есть, в городке, называемом Магдала, и в его окрестностях. Именно в этом галилейском селении, по свидетельству Евангелия, родилась Мария, именуемая Магдалиной.
Ученые долгое время не могли обнаружить в Магдале никаких артефактов евангельских времен. Однако, в 2009 году группа археологов Израильского управления древностей под руководством доктора Дины Авешалом-Горный во время научных раскопок обнаружили на территории Магдалы синагогу первого века от Рождества Христова – то есть, времени жизни Спасителя.
Комментарий эксперта:
Ученым удалось воссоздать облик древней синагоги по ее уцелевшим остаткам. Они выяснили, что стены здания были сложены из базальта. Площадь главного зала составляла больше ста двадцати квадратных метров. Вдоль стен стояли скамьи для прихожан. Пол украшала мозаика, а стены – фрески. Шесть столбов поддерживали крышу из дерева, крытую белым цементом.
Самым ценным артефактом, обнаруженным на развалинах синагоги, стал обломок известняка, верхняя и боковые грани которого украшены рельефными рисунками. На одном из них запечатлён храмовый светильник с семью лампадами – менора, на треугольным основании, с амфорами по бокам. Изображение меноры выполнено подробно и точно – это позволило ученым предположить, что автором рисунка был человек, своими глазами видевший светильник в Иерусалимском храме.
Обломок известняка был частью подставки, на которой иудейские знатоки Писания разворачивали свитки Ветхого Завета. И вполне вероятно, что среди учителей и толкователей библейских книг в Магдалинской синагоге был Сам Христос.
По свидетельству иудейского писателя первого века Иосифа Флавия, Магдала в первом веке была одним из крупнейших центров рыболовства на берегах Генисаретского озера. Особого расцвета город достиг в период римского владычества, совпадающего со временем земной жизни Спасителя. О том, насколько хороша была Магдала в те годы, свидетельствуют результаты археологических изысканий.
Комментарий эксперта:
Синагога была обнаружена в северной части городища, где, по всей видимости, в первом веке располагался еврейский квартал. Центр Магдалы, судя по обилию языческих символов на камнях руин, населяли римляне. Центральную площадь украшал фонтан, к которому от пристани вела каменная мостовая. Неподалеку располагался источник, посвященный языческому божеству, вода из него поступала по специальным каналам в богатые дома. Имелись в Магдале и бани-термы. Саркофаги на кладбище, обнаруженном в непосредственной близости от города, богато украшены резьбой – такие захоронения принадлежали состоятельным гражданам Рима.
Результаты научных исследований говорят о том, что Магдала в первом веке была крупным небедным городом. Неудивительно, что иудеи, занимавшие его северную часть, могли себе позволить строительство великолепной синагоги.
Евангелие, сообщая о том, что Иисус Христос проповедовал в синагогах Галилеи, не дает точных координат многих из них. Благодаря археологическим находкам теперь известно, что один из таких иудейских религиозных центров находился в Магдале.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!