Иисус Христос, покинув город своего детства, Назарет, поселился в Капернауме. Из Евангелия известно, что здесь Спаситель совершил много чудес и не раз произносил притчи и поучения. Именно в Капернаумской синагоге прозвучало откровение, предрекающее совершение главного Таинство Церкви – Причастия верующих Тела и Крови Христа. «Я - Хлеб жизни, сошедший с Небес, и тот, кто Его ест, будет жить вовек», -приводит евангелист Иоанн слова Иисуса.
Но жители Капернаума остались безучастными к Благой вести. Довольство земной жизнью помешало им сосредоточить сердечные устремления на вечности. И тогда Христос вынес городу грозный приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Наверное, когда эти слова прозвучали, то люди, которым они были адресованы, не приняли их всерьез. Однако, прошло семь столетий, и богатое поселение, через которое пролегали торговые пути от побережья Средиземного моря до Малой Азии, было полностью разрушено, и само его местонахождение стало предметом спора между исследователями.
Так было до первой волны археологических изысканий на Святой земле – то есть, до девятнадцатого века. В 1838 году американский исследователь Эдвард Робинсон первым предположил, что древние руины на берегу Галилейского моря – не что иное, как остатки Капернаума. Двадцать восемь лет спустя археологическая экспедиция под руководством англичанина Чарльза Уилсона не только подтвердила это предположение, но и идентифицировала в развалинах некого общественного здания, расположенного в центре поселения, иудейскую синагогу.
Территорию, которая требовала тщательного изучения ученых, выкупили и оградили, чтобы уберечь древние артефакты от разграбления, католические монахи-францисканцы. Они и продолжили изыскания в начале двадцатого столетия. Доктор археологии, монах Гауденцио Орфали посвятил изучению древней Капернаумской синагоги всю свою жизнь. Он был уверен, что это - то самое здание, в котором звучала проповедь из уст самого Христа.
Комментарий (арабский, мужской голос):
Археологам под руководством Гауденцио Орфали удалось восстановить из руин часть древнего фасада. В процессе реставрации выяснилось, что стены синагоги были сложены из белого известняка, а с трех сторон ее окружали ряды высоких колонн. Интерьер был украшен скульптурами, изображавшими пальмы, виноградные лозы, львов и кентавров. Из большого окна открывался вид на юг, на просторную гладь озера и на дальние очертания голубоватых холмов, далеко за которыми лежал Иерусалим. На западной стене синагоги сохранились каменные сиденья, на которых восседали книжники и фарисеи. Кафедра находилась в северной части здания. Именно отсюда, по мнению доктора Орфали, прозвучали слова Христа: «Я – хлеб жизни, сошедший с Небес».
Гауденцио Орфали приложил немало усилий для восстановления капернаумской синагоги. Жизнь и деятельность монаха-археолога внезапно прервала автокатастрофа в 1926 году. Однако, основной объем реставрационных мероприятий на этом историческом объекте был проведен именно им, а после его смерти работа на много лет замерла. И датировка здания, принятая доктором Орфали, долгое время не оспаривалась.
Лишь в 1968 году ученые из Францисканской школы библейских исследований в Иерусалиме вернулись к археологическим изысканиям в Капернауме. Иобнаружили под одним из камней, которыми вымощен пол древней синагоги, монеты второй половины пятого века! Получается, что Гауденцио Орфали ошибался, и здание было построено не в первом веке, а на четыре столетия позже?
Комментарий (арабский, мужской голос):
Дальнейшие исследования показали, что в здании синагоги различимы два строительных уровня. Верхняя часть возведена из известняковых блоков, каждый весом до четырех тонн. Камень, вероятно, добывался из карьера, находящегося недалеко от этого места. Эти руины получили название «Белая синагога». Она и была, по мнению исследователей, возведена Капернаумской еврейской общиной в пятом веке от Рождества Христова.
А вот фундамент здания, обнаруженный благодаря проложенным рядом с руинами траншеям, существенно отличался по своим характеристикам от надстройки.Он выполнен из черного вулканического камня – и за это археологи нарекли свою находку «Черной синагогой». Этот фундамент исследователи датировали первым веком. Здание, которое посещал Христос, по всей видимости, было разрушено в конце первого, или в начале второго века во время Иудейской войны. А спустя время на его фундаменте было возведено новое – из белого известняка.
Версию, что более позднее здание «белой синагоги» было построено на древнем фундаменте, подтверждает и тот факт, что в 439 году византийский император Феодосий Второй издал запрет на строительство новых синагог. Поскольку монеты, найденные в основании пола «белой синагоги», датируются пятидесятыми и семидесятыми годами пятого века, то есть, они были выпущены после принятия этого закона, то напрашивается вывод, что строительство велось иудеями под предлогом реконструкции старого, утраченного здания.
Чаяния доктора Орфали оправдались, и его усилия оказались оправданы – синагога, в которой проповедовал Христос, действительно, стояла на том самом месте, которое указал этот увлеченный археолог. Вот только находились камни, на которых стояли стопы Спасителя, несколько глубже – и этот факт стал открытием науки.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение