Воломы - это страница истории Русского Севера. Местечко в глухих вологодских лесах, в шестидесяти километрах южнее Великого Устюга. Воломы стали известны благодаря процветавшей здесь когда-то Симоновой Крестовоздвиженской пустыни.
Обитель получила своё имя в честь основателя преподобномученика Симона чудотворца. Он родился в конце XVI столетия в семье монастырского крестьянина в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря. И при рождении был наречён Симеоном. В то время в государстве было неспокойно - то поляки нападут, то литовцы. Больше всего от набегов страдали крестьяне. И в 11 лет мальчик в поисках пропитания перебрался в Москву, где стал учеником портного. Выучившись, он отправился подальше от крупных городов и прибыл в Соловецкий монастырь. Ему так понравилась тихая и спокойная жизнь в обители, что он решил остаться и был определён для работы в мастерскую. Симеон усердно выполнял все поручения и при этом не пропускал ни одной церковной службы. Здесь он научился грамоте и всё чаще стал задумываться о том, чтобы постричься в монахи. Однако юноша недолго пробыл в обители на Соловках и через три года ушёл искать себе более уединенного места. Как-то он путешествовал по Двине и услышал рассказы о Красногорском Богородицком монастыре на реке Пинеге (это территория современной Архангельской области). Узнал он также, что настоятелем монастыря был преподобный Макарий, праведный и опытный в духовной жизни старец. Симеон тотчас отправился туда и просил игумена принять его. В этой обители в возрасте 24 лет он принял монашеский постриг с именем Симон.
Молодой инок безропотно выполнял все тяжёлые монастырские работы, спал на голой земле и носил под одеждой жёсткую власяницу. Спустя некоторое время Симон стал задумываться о том, чтобы поселиться в совершенно безмолвном месте. И, получив благословение игумена Макария, покинул монастырь. Инок Симон нашел прибежище в непроходимых воломских лесных чащах. На тридцать километров вокруг не было ни живой души. Прошло пять лет, прежде чем о благочестивом монахе стало известно в соседних селах. Жители стали приходить к старцу за советом. А ещё через некоторое время в Воломах построили церковь в честь Воздвижения Креста Господня. И вскоре вокруг храма выросла небольшая обитель. Чтобы благоустроить её, преподобный Симон получил царскую грамоту. Документ разрешал использовать ненаселенную землю для монастырских нужд. Однако нашлись среди местных крестьян и те, кто позавидовали старцу, владевшему царской грамотой. И когда злодеи поняли, что угрозами выгнать старца из Воломов не получится, они схватили его, жестоко пытали и отсекли голову. Мученик был похоронен в построенной им церкви. И впоследствии у гроба преподобного стали совершаться чудеса.
По преданию, листья березы, под которой был убит старец, покраснели. И местные жители считали это дерево целебным. Со временем от березы остался только пенёк, а недавно на том месте посадили молодую берёзку.
Крестовоздвиженская Воломская обитель просуществовала вплоть до середины XVIII века и была упразднена по приказу Екатерины II. Монастырский храм продолжил действовать как приходской. Спустя два столетия, в 1970-ых годах, деревни вокруг бывшего монастыря опустели, а церковь закрыли. Однако, память о Симоно-Воломской пустыни и её основателе сохранилась. И, начиная с 90-х годов, каждое лето к бывшему монастырю приезжают паломники. Силами верующих удалось расчистить Воздвиженскую церковь. Теперь на её стенах можно разглядеть фрески с сюжетами из жития преподобного Симона. Внутри храма под спудом покоятся его мощи.
Местечко Воломы находится среди густых лесов в тридцати километрах от поселка Полдарса в Великоустюгском районе Вологодской области. Чтобы добраться туда, вам понадобится проводник из местных жителей.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.