«…Его образ жизни, ставший привычным, походил на треснувшую плотину, через которую просачивается забвение и смывает то одно, то другое. Пять лет назад он открыл путь непростительному греху – отчаянию, но теперь возвращался туда, где родилось его отчаяние, со странно легким сердцем, ибо перешел за рубеж самого отчаяния.
Он знал, что был плохим священником. Для таких, как он, у людей было прозвище: «запойный поп». Но все падения улетучивались у него из головы. Втайне груз его проступков где-то накапливался. Когда-нибудь думал он, они окончательно заглушат источник благодати. Пока же он продолжал нести его с приступами страха и усталости, с беспечным легкомыслием.
Разбрызгивая грязь, мул перешел поляну, и они снова углубились в лес. То, что священник больше не отчаивался, конечно, не означало, что проклятие с него снято. Просто тайна постепенно становилась слишком непостижимой».
Это была архивная запись: голос священника, отца Александра Меня, запечатлевшего в авторском чтении свой перевод знаменитого романа «Сила и слава», – пера английского писателя Грэма Грина, – писателя, пережившего своего русского переводчика и благодарного читателя всего на один год.
Грэм Грин выпустил свою книгу в годы второй мировой войны, в 1940-м, а в нашей стране если не считать «самиздата», – её выпустили по-русски в середине 1990-х.
Роман рассказывает о жестоких событиях в далекой Мексике, когда в начале прошлого века к власти в стране пришли непримиримые враги христианства, когда открытая духовная жизнь контролировалась столь жестоко, что за нее нередко приходилось платить жизнью физической. Губернатор того южного штата, в границах которого развивается сюжет романа, решил пойти дальше других, искоренить христианство полностью и как можно быстрее. Конечно, он знал, что многие крестьяне и горожане тайно исповедываются и причащаются, на священников была объявлена настоящая охота – с хорошим вознаграждением для доносчиков. Те же из духовных лиц, кто был временно «узаконен» (в кавычках) властью – были унижены беспредельно, например, насильственным браком.
У героя, о котором вы слышали, в романе нет даже имени, – да оно и не нужно. Он бежит внутрь страны, все дальше и дальше, бежит к людям, но не в силах бежать от своего греха – памяти о мимолетной связи с женщиной в минуту отчаяния, от пристрастия к запрещенному алкоголю, от бесконечных, наползающих друг на друга минут и часов уныния. Конечно, он мог бы вступить в брак, потерять свое священство, но обрести спокойную жизнь. Но он еще верит в Бога, еще верит в своё служение, в свой долг, и он бежит к людям.
Оказываясь на краю гибели, он с изумлением видит, как крепка вера у его соотечественников, – ведь крестьяне не выдают своего «запойного попа» даже под страхом смерти. Он не видит себя проповедником, но он видит свою слабость, осознает свой грех и, когда Господь подводит его к тому, чтобы омыть его грехи кровью, окончательно прозревает в торжестве Христовой Истины.
Пусть и в тюремной камере, пусть и в утро своей казни.
«Когда он проснулся, светало. Он очнулся, полный безграничного чувства надежды, которое мгновенно и полностью покинуло его, едва только он увидел тюремный двор. Это утро его смерти. Он скорчился на полу с пустой фляжкой из-под бренди в руке, пытаясь вспомнить покаянную молитву…
Слёзы текли по его лицу в этот момент он не страшился даже вечного осуждения. Даже страх боли отступил на задний план. Он чувствовал только безмерное разочарование из-за того, что предстанет перед Богом с пустыми руками, что он ничего не сделал. В этот миг ему казалось, что стать святым было так просто – нужно лишь немного самообуздания, немного мужества. Он чувствовал себя как человек, упустивший свое счастье лишь потому, что опоздал на несколько секунд прийти к назначенному месту.
Теперь, в конце, он знал, что важней всего – только одно: быть святым».
Нередко, признаюсь вам, когда отчаяние овладевает мною, я вспоминаю этого бесконечно запутавшегося и бесконечно счастливого героя. И лучшей частью своей души понемногу открываю понимание того, почему третья, самая важная часть Божественной Литургии называется Литургией верных.
И о том, конечно, как это трудно, но и как очистительно – сознавать свой грех
18 апреля. О важности исторической памяти
Сегодня 18 апреля. Международный день памятников и исторических мест.
О важности исторической памяти, — протоиерей Максим Горожанкин.
«Молитва — вот всё, что дано как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию»
Сергий Мечёв, сын протоиерея Алексия Мечёва, принял священный сан в 1919 году. А годом раньше женился на сестре милосердия Евфросинии Шафоростовой. Сергий и Евфросиния познакомились во время Первой мировой войны. Они служили в одном прифронтовом лазарете. Венчал их протоиерей Алексий Мечёв. Свёкр рассказал невестке, что он очень хотел, чтобы сын женился и стал священником. И об этом молился Богу, не заводя разговоров с сыном. Отец Алексий терпеливо ожидал, когда сын сам примет судьбоносные решения. Протоиерей Алексий Мечёв, почитаемый ныне Церковью в лике праведных, говорил так:
«Молитва — вот всё, что дано как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию».
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе»
Щедрая благотворительность снискала игумену римского монастыря Григорию Двоеслову народную любовь. И когда в 590 году по Рождестве Христовом папа Римский Пелагий скончался, народ пожелал поставить Первосвятителем Григория Двоеслова. Однако монах, считая себя недостойным, бежал от высокой чести. Семь месяцев скрывался игумен Григорий в окрестностях Рима. Всё это время Церковь была без архипастыря. Наконец, римляне собрались в одном из храмов города и попросили Бога явить Своего угодника. После соборной молитвы столп света указал место укрытия отца Григория. Клир и народ нашли игумена и возвели на Римскую кафедру. Став Папой Римским, святитель Григорий остался смиренным и кротким. Он неустанно заботился о нуждающихся. Всех сирот, вдов, калек, неимущих людей Рима переписал по именам в особую книгу и ежедневно давал им средства на пропитание. Святитель Григорий Двоеслов так говорил своей пастве:
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе».
Все выпуски программы Слова Святых