Сергея Дурылина исследователи называют одной из самых загадочных фигур в русской литературе. Он был видным советским театроведом и культурологом, знатоком живописи и… православным священником. В непростые для Церкви тридцатые годы прошлого века ему удавалось совмещать должность профессора ГИТИСа и священный сан. И это - почти всё, что о нём известно. Поэтому многолетнюю сосредоточенность литературоведов именно на биографии автора вполне можно понять. И всё же, сами того не желая, исследователи весьма надолго отодвинули на задний план тот факт, что Сергей Дурылин был ещё и прекрасным писателем. По крайней мере, нынешнему читателю его литературное творчество мало знакомо. Напомнить о Сергее Дурылине как об авторе тонких, мудрых и бесконечно добрых повестей и рассказов решили в издательстве «Никея». Именно там, в серии «Забытая русская проза» вышел сборник произведений писателя под названием «Тихие яблони».
Литературные критики сразу заговорили о лесковских, тургеневских, и в особенности шмелёвских мотивах в текстах Дурылина. Столь лестные сравнения, безусловно, интригуют, но всё же не должны ввести внимательного читателя в заблуждение. Уже с первых страниц книги понятно, что перед нами – абсолютно самобытный автор, обладающий поразительной способностью быть в своих произведениях очень разным: то весело шутить, то погружаться в светлую грусть; то без умолку говорить, то замирать, и в тишине прислушиваться к собственному сердцу.
Именно так написано, пожалуй, одно из наиболее известных произведений Сергея Дурылина - повесть «Сударь кот», которая вошла в сборник «Тихие яблони». В ней есть, над чем улыбнуться и над чем крепко призадуматься. Любовь купеческой дочки Ариши и молодого приказчика Петра из обыкновенного земного чувства вдруг перерастает в Любовь Евангельскую – ту, которая, как писал апостол Павел, не ищет своего и никогда не перестаёт. И даже самый обыкновенный рыжий кот Васька это понимает и чувствует.
Автору удалось сохранить и передать читателям через свои произведения чистую, искреннюю, какую-то почти детскую радость жизни. Её испытывают герои рассказа «Сладость ангелов» - архиерей и архимандрит, которых одна-единственная строчка из молитвы Пресвятой Богородице заставила глубже заглянуть в свои сердца и пробудила самые светлые воспоминания.
Именно такие воспоминания будит проза Сергея Дурылина и в сердцах читателей. «Тихие яблони» навевают покой, дают возможность неспешно поразмышлять о смысле жизни и учат просто радоваться ей.
С вами была программа «Литературный навигатор» и её ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.