На первый взгляд, это выглядит как обычная латиноамериканская часовня, посвященная Марии - свечи, цветы, гирлянды, все ярко, пышно, и на северный взгляд, несколько аляповато. Но женская фигура в богатом облачении, стоящая на алтаре, не имеет к Марии никакого отношения - вы сразу поймете это, взглянув ей в лицо. Под венцом скалит зубы голый череп. Это “святая смерть” - божество, культ которого все больше распространяется в Мексике и среди мексиканских иммигрантов в США. Почитание “святой смерти” как полагают, возникло несколько десятилетий назад, но еще до Колумба местные индейцы поклонялись какой-то богине с похожим костяным лицом.
Мексиканская Католическая Церковь выступает против почитания “святой смерти” - но без особого успеха. Люди собираются у самодельных “алтарей”, подносят скелету в платье спиртное, табак, свечи, цветы, и просят о своих нуждах - кому-то надо найти хорошего адвоката, кто-то страдает от ран или болезней, кто-то просит о наказании обидчикам, кто-то - об успешной контрабанде. Культ особенно распространен среди обитателей социального дна, и его часто связывают с наркомафией, что не совсем верно - среди почитателей “святой смерти” есть и вполне обычные люди. Что же их привлекает? Как поясняет один мексиканский священник, Церковь требует от людей перемены жизни, покаяния, отказа от преступного заработка - культ “святой смерти” не требует ничего. Вы можете просить ее помощи в аморальных и преступных делах. И - как уверяют многочисленные поклонники - она реально помогает.
Это - типичное язычество, попытки получить сверхъестественную помощь, ничего не меняя в своей жизни. Истинный Бог, в отличие от местного мафиозного босса, не предоставляет “покровительство в обмен на приношения”. Он предлагает новую жизнь - полную, радикальную перемену. У Него есть весьма определенные требования к тому, как мы должны себя вести - именно потому, что он нас любит и ищет нашего спасения.
Для нас, в России, «культ святой смерти» может показаться не больше чем жутковатой экзотикой - но увы, люди везде одинаковы. Людям кажется, что они могут что-то исправить в своей жизни обращаясь к разного рода колдунам, чародеям и мутным оккультным целителям.
Но на самом деле наша жизнь идет наперекосяк потому, что мы сошли с рельс, сбились с пути.
И если какая-то сила берется помочь нам идти неверной дорогой, не стоит удивляться тому, что, как бы она сама себя не называла, сила эта — смерть. С ее пугающей костлявой усмешкой.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.