Благотворительность, или как её называли на Руси - труды милосердия, была традицией царских домов. Обычай помогать бедным сохранялся на протяжении всей истории рода Романовых. Семья последнего русского императора Николая Второго – не исключение.
Ничто так не пробуждает сердце к состраданию, как увиденное своими глазами чужое несчастье. Эту науку Николай Романов усвоил ещё до своего вступления на престол. В России в конце 19 века разразился страшный голод. Александр Третий создал комитет по оказанию помощи голодающим и в его главе поставил сына Николая. Потрясённый картинами людского горя, 23-летний наследник престола работал без устали, чтобы спасти тех, кто выжил. По всей стране Русская Православная Церковь объявила сбор денег в пользу голодающих, были открыты бесплатные столовые и приюты для детей, чьи родители умерли. Семья Романовых пожертвовала голодающим огромную сумму – миллион рублей.
Император Николай Второй слыл бессребреником. У царской семьи в банке хранилось четыре миллиона рублей. Их Николай Александрович вложил в организацию госпиталей и разных благотворительных организаций. Управляющий кабинетом Его Величества даже хотел подать в отставку, когда понял, что не сможет убедить императора быть сдержаннее в тратах. «Он скоро всё раздаст, что имеет», - возмущался управляющий.
Супругу Николая Второго – Александру Фёдоровну называли настоящей подвижницей благотворительности. Она родила пятерых детей и хорошо знала, что такое материнские переживания и заботы. Сама окружённая лучшими врачами, императрица старалась помочь простым женщинам. Она основала «Общество охраны материнства и грудных детей». Под опекой государыни были родильные приюты, где врачи консультировали беременных женщин. Государыня открывала ясли для младенцев и детские сады. Первая в России школа нянь и гувернанток тоже была открыта стараниями Александры Фёдоровны. Обычно застенчивая, она становилась смелой и решительной, когда дело касалось улучшения жизни детей.
Императрица часто тратила на благотворительные цели личные деньги, которых у неё было не так много. Государыне порой приходилось сокращать семейные расходы, чтобы открыть новое училище сестёр милосердия, дом для солдат-инвалидов, учебные мастерские для бедных, приюты и больницы.
Николай Александрович и Александра Фёдоровна были строгими родителями. Великих княжон не задаривали драгоценностями, не окружали роскошью. «Дети не смогут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», - говорила императрица и показывала дочерям и сыну печальную сторону жизни. Царские дети участвовали в благотворительных базарах, собирая деньги для больных туберкулёзом. На эти средства в Крыму выстроили несколько санаториев. И вся царская семья, не боясь заразиться, навещала пациентов.
В годы Первой мировой войны императрица и Великие княжны окончили курсы сестёр милосердия и работали медсёстрами в госпитале Царского Села. Княжны выполняли самую тяжёлую и грязную работу. А Александра Фёдоровна трудилась в операционной, помогая при тяжёлых операциях. Она держалась мужественно, утешала раненых и в обмороки при виде ужасных ран не падала. Зато плакала навзрыд, провожая солдат на фронт.
Раненых поступало всё больше, и императрица стала превращать в госпитали дворцы. Она формировала санитарные поезда, закупала медикаменты. А Великие княжны работали в комитетах помощи семьям военнослужащих и беженцам, которых тогда много скиталось по стране.
Мало кто знал о благотворительной деятельности Романовых. Александра Фёдоровна считала нескромным распространяться об этом. Но люди всё равно узнавали и говорили о царской семье так: «Мы до сего времени, такого благородного, сострадательного, любящего, праведного Семейства не видели и, наверное, больше не увидим».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия