«Семейный архив». Юрий Васнецов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Семейный архив». Юрий Васнецов

* Поделиться

Семейный архив. Юрий Васнецов«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается….» Как же это «не скоро»? Пять быстрых лет ушло на выпуск пяти основательных книг, наполненных письмами, фотографиями, воспоминаниями, картинами и картинками. И каждая – родная друг другу, как пальцы на руке.

И на каждой – это волшебное слово: Васнецов.

Который из них? – спросит слушатель.

А – тот, что ближе всех к нам: сказочный, пряничный, лубочный. Тот, что «Ладушки» и «Теремок», «Радуга-дуга» и «Краденое солнце», «Кошкин дом» и «Гуси-лебеди». Великий иллюстратор детского чтения. Даже так: чтения – детям.

Завершительная книга этой уникальной серии 2011–2015 годов – передо мною. На обложке – медведь с балалайкой глядит себе на солнышко.

«Семейный архив. Юрий Васнецов. Материалы к биографии великого художника». Рядом с фотографией семьи Васнецовых (Вятка, 1930-е) – статья писателя и журналиста Дмитрия Шеварова «Ладушкины дети». В эпиграфе – строка из акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Умиление»: «Радуйся, милости море безбрежное…» Послушаем автора предисловия.

«…Кажется неслу­чайным, что именно Юрий Алексеевич Васнецов (заботливый сын своих роди­телей и нежный отец двух дочек) нашел изобразительный язык для общения с самыми маленькими читателями. Его звери, его ладушки и чикалочки не при­торны и не забавны, они – простодуш­но-таинственны.

Васнецов говорил: “Нельзя все страш­но досказывать, прорисовывать...” Он счи­тал, что малышам, чья душа еще открыта небесному, ангельскому, не очень важны подробности плоти и детали пейзажа. Малыши тянутся к идеальным образам, круглым и бесплотным. Вот почему васнецовскому зайцу или васнецовскому медведю не нужны имена. Это просто Заяц и Медведь…»

Моя «Закладка» – всегда какой-то вопрос или сигнал самому себе. И таких прямых сигналов-размышлений нынче два. Первый: изумление перед усилиями дочерей художника – Елизаветы Юрьевны и Натальи Юрьевны – по хранению и сохранению семейного архива отца. То, что они сделали и делают – увы, не переносится на наследие многих других иллюстраторов детских книг. Издатели семейного архива Юрия Васнецова (проект псковичан Биговчих, московско-питерское издательство «Красный пароход») пишут верно: и рукописи горят и дело это – семейные архивы – сложное.

А вот Васнецовы – смогли, сохранили такое чудо.

…Кажется, именно эти книги и станут для меня напутствием к поиску захоронения моей прабабушки, у затерянной ныне могилы которой я бывал когда-то в младенчестве. Помню, помню засыпанный желтыми листьями холмик, помню березы над ним. Надо ехать. И ведь примерно знаю – куда.

И второе размышление. Сама тайна драматической судьбы великого художника, прикоснувшись к которой, помимо прочего, сознаёшь: детство никогда не кончалось. Память о нём жива, она дремала где-то там, в глубине, растворившись в твоём личном советском прошлом, а эти книги и картинки помогли ей воскреснуть и срифмоваться с памятью многих, и твоих родителей, и дедушек-бабушек.

«Кар­тинки Васнецова стали событием души прежде всего для взрослых. Они были первой вестью о самоценности мира домашнего, духовного, сокровенного. “Наивный” Васнецов вдруг отразил сложность народного мироощущения, огромное стремление к созиданию не только заводов, плотин и космодромов, а своего дома, родного гнезда…»

Как хорошо, что писатель Дмитрий Шеваров, чей голос звучит сегодня в нашей «Закладке», поселил в своем предисловии к завершительному тому книг о Юрии Алексеевиче Васнецове – свою маленькую внучку Лизоньку. Ведь как и её дед когда-то, она возрастает сейчас с васнецовскими «Ладушками» в обнимку…

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем