Когда в семье растёт несколько детей, взрослые редко удерживаются от сравнения, кто же из наследников одарённее. Чаще всего лавры достаются младшему ребёнку. Так было и с братьями Чапеками. Но пока родители с учителями навешивали ярлыки, Йозеф и Карел формировали свой братско-творческий союз. А, повзрослев, ворвались в чешское искусство. Вместе.
Их отец работал врачом на текстильной фабрике, а мама занималась фольклором. Йозеф был старше Карела на три года. И всё равно их часто принимали за близнецов, настолько крепко они были привязаны друг к другу. Маленький Карел во всём подражал брату. Йозеф хорошо рисовал и Карел тоже брался за краски. Вдвоём они выходили на улицу, устанавливали табличку с надписью «Не глазеть» и рисовали. Став школьником, Йозеф решил написать роман. За перо взялся и младший брат. Карел был хрупким, болезненным ребёнком. Родители жалели и баловали своё, как они говорили, «воскресное дитя». Мама поручала присматривать за ним озорному Йозефу: «Ты, Йозеф, второй его папа, его воспитатель!». «Второй папа» усердно присматривал, но Карел любил убегать и прятаться. Его находили, а он снова убегал и снова прятался. Детские игры братьев – это тысячи маленьких радостей, о которых Чапеки вспоминали потом всю жизнь.
Удивительно, но Йозеф, ставший знаменитым художником, в детстве получал по рисованию плохие отметки. Учёба вообще давалась ему с трудом. Не потому, что способностей не было. В школе царила скука. Йозеф мечтал стать шарманщиком, пожарным, капитаном и путешественником. Где уж тут усидеть за партой! Но родители решили, что толку из сына не будет, в университет он не поступит, а потому после школы отдали Йозефа в текстильное училище, а потом и на текстильную фабрику. Но стоять у станка Йозеф решительно отказался. Родители сдались под его натиском и отпустили парня в Прагу «учиться на художника».
Младшему сыну отец прочил карьеру врача. Но, так же как любимый старший брат, Карел решил идти своим путём и поступил в университет на философский факультет. Йозеф решил пожить немного в Париже и уехал. Карел помчался за братом. Вдвоём они бродили по музеям. Листали старые книги в букинистических лавках, наблюдали за богемной толпой на Монмартре. Однажды вечером, соскучившись по Чехии, братья стали петь старинные чешские песенки, услышанные в детстве от бабушки. Йозеф пел басом, Карел – тенором. Такого двухголосия Париж никогда ещё не слышал, и братья шутя говорили, что если услышит ещё раз, то точно не переживёт.
Путешествуя по Франции, Чапеки обдумывали замыслы своих будущих литературных произведений. Много позже, исследователи так и не смогут определить, кому из братьев принадлежат те или иные идеи, приёмы и слова. Зато подлинно известно, что слову «робот» мир обязан Йозефу Чапеку. Он придумал его и подарил брату. А уж Карел вставил «робота» в свою знаменитую драму «R.U.R.». («Р.У.Р.»)
Какое-то время братья сочиняли только вместе, потом работали порознь, потом снова воссоединились. Мир хорошо знает романы, рассказы, сказки и пьесы Карела Чапека. И так же хорошо знает иллюстрации к ним – их, как и обложки книг брата, делал художник Йозеф Чапек.
Братья построили в Праге дом, поселились в нём. Сюда Карел привёл свою избранницу - молодую актрису Ольгу. Женился и Йозеф, у него родилась дочь Алёнка. Он писал для девочки изумительные сказки, делал к ним смешные иллюстрации. На мультфильме по одной из этих сказок выросло пять поколений российских детей. Он назывался «Как кошечка и собачка мыли пол». Всего этих трогательных историй про кошечку и пёсика у Йозефа было девять. Как говорили современники, такие сказки мог написать только взрослый с душой ребёнка. Карел и в этом походил на старшего брата. Ведь и его сказки для взрослых очень любят дети.
Сегодня никто уже не сравнивает творчество братьев и не выясняет, кто же из них был талантливее. Оба талантливее, считают критики. И даже не пытаются разгадать секрет творческого союза Чапеков. А может и не надо ничего разгадывать. Потому что секрет прост: они любили, понимали и сострадали друг другу. С самых первых детских шажков.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди