В XVIII веке в аристократической среде при заключении брака важны были только титул и знатность рода, поэтому искренне любящие друг друга муж и жена выглядели «белыми воронами». Однако прусский король Фридрих Вильгельм III и Луиза Прусская показали своему народу прекрасный пример крепкого семейного союза, основанного на настоящей любви.
Невесту для Фридриха выбирал его отец. Встретившись с юной Луизой, пожилой король был поражён её красотой, общительностью и непосредственностью. Он желал для сына самого лучшего и решил, что эта девушка станет ему хорошей женой. Фридрих не перечил отцу, но сомневался в правильности его выбора, ведь он никогда не видел Луизу. Юноша обладал замкнутым характером и предпочитал бурным балам покой библиотеки. Он заранее расстроился, ожидая встретить суетливого ребёнка, в голове у которого только платья и украшения. Однако встреча с избранницей его приятно удивила и осталась в его сердце на всю жизнь.
Луиза оказалась совсем не такой, какой её представлял себе Фридрих. Стремительная, как солнечный луч, и яркая, как летний день, она дарила окружающим столько же тепла. Фридрих чувствовал себя рядом с ней легко и естественно. Поражённый этим небесным созданием, он был готов признаться в любви сразу же, однако ради соблюдения всех церемоний должен был потерпеть несколько дней.
19 марта 1793 года принц на негнущихся от волнения ногах поднимался в комнату, где его ждала Луиза. Как только он увидел свою избранницу, специально подготовленная речь вылетела у него из головы. Поэтому признание было простым – всего несколько слов, зато идущих от самого сердца. Луизу искренность покорила больше, чем витиеватые фразы, и она с радостью согласилась стать женой Фридриха.
После помолвки жених и невеста переехали в Берлин, столицу Пруссии. Луизе было очень тяжело привыкнуть к новому месту и окружению, а этикет требовал от неё постоянно сдерживать лучшие душевные порывы. Например, во время пышной встречи в Берлине будущей королевы Луиза подхватила на руки и от радости расцеловала маленькую девочку, которая прочитала ей стихотворение. Некоторые дамы осудили невесту Фридриха за неподобающее поведение, но принц только ещё больше стал ценить её за искренность и доброту.
Фридрих никак не мог дождаться свадьбы, и друзей, знающих его флегматичность, удивляло это нетерпение. Юноша же мечтал как можно скорее соединиться с возлюбленной – чтобы потом уже не никогда не разлучаться с этим милым ангелом. После венчания они действительно повсюду появлялись вместе: без свиты гуляли по городским бульварам, посещали рождественские ярмарки. Фридрих был несказанно рад, что жене тоже не нравится присущая королевскому двору помпезность, и она не настаивает на постоянном многочисленном сопровождении. А он так любил оставаться наедине со своей Луизой! Между супругами не было напряжённости, свойственной другим семьям высшего общества. Они обращались друг к другу на «ты» вместо «вы» и придумывали разные ласковые имена.
Луиза родила Фридриху десять детей, из которых семь дожили до взрослых лет. Двое сыновей по очереди стали прусскими королями, а одна из дочерей, Шарлотта (в православии Александра Фёдоровна), вышла замуж за российского императора Николая I.
Луиза всё время проводила с детьми и редко вмешивалась в государственную политику, занимаясь только благотворительной деятельностью и помогая больницам. Но когда в Пруссию вторгся Наполеон, она в военном мундире выходила к своим солдатам подбадривать их перед сражениями. Фридрих не разлучался с женой и во время боёв – она отказалась ждать в безопасном месте, когда умирают её люди. После трагического поражения в войне королева распродала свои драгоценности и попросила, чтобы на эти деньги накормили голодающий народ.
Переживания за семью и подданных подкосили здоровье Луизы. Она часто болела, но всё равно поддерживала мужа, который пытался поднять поверженное государство. Фридрих, бессильный помочь любимой жене, с отчаянием наблюдал за тем, как она чахнет. Королеве исполнилось всего 34 года, когда она умерла. Муж до самой последней минуты держал её за руку, не желая отпускать от себя.
В память о жене Фридрих учредил особую награду для женщин – орден Луизы. Он присуждался тем, кто в военное время помогал раненым или в мирное – самоотверженно ухаживал за больными. А подданные Луизы, скорбящие о доброй королеве, на собственные сбережения поставили ей памятник в городе ГранзЕе, недалеко от Берлина.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.