В наше время непросто найти многодетную семью. Часто женщины вообще отказываются от материнства, не понимая, каково это – когда рядом льется звонкий смех твоего собственного ребенка.
Молодая девушка по имени ЕмИлия тоже сначала не хотела становиться матерью. Ее родители погибли во время гонений IV века на христиан, у семьи конфисковали имущество. Умная и красивая, девушка была на грани нищеты и разуверилась в богатых юношах, которые желали на ней жениться, но не уважали ее веры… Придя в отчаяние от настойчивого мужского внимания, ЕмИлия собралась уходить в монастырь.
Однако она поменяла свое решение, когда встретила законоведа и оратора Василия. Этот небогатый мужчина тоже был верующим, скромно держался, в работе придерживался принципов справедливости, был благочестив. Когда он сделал юной красавице предложение руки и сердца, ЕмИлия поняла, что именно он сможет стать её верным спутником жизни, и согласилась. Держа за руку счастливого улыбающегося мужа, она со страхом смотрела в будущее. ЕмИлия готовилась к иноческой жизни, не слишком хотела детей. У нее не было ни братьев, ни сестер, и ей не довелось никого воспитывать. Как она управится с кормлением, пеленанием и прочими премудростями? Всем ее страхам пришел конец, когда ЕмИлия взглянула на младенца-первенца – дочь, которую она назвала МакрИной. Малышка так тянула маленькие ручки к маме, что ЕмИлия поняла – это счастье и смысл её жизни. Она так полюбила свою дочь, что держала МакрИну возле себя, не оставляя ее даже с кормилицей.
Одного за другим Емилия родила еще девять детей и радовалась появлению на свет каждого. Ради них она была готова пожертвовать всем.
Когда умер ее муж, ЕмИлия не отчаялась. Времени предаваться горю у нее не было – ее малыши плакали и хотели есть. К счастью, Василий оставил некоторое состояние, и семье, по крайней мере, не надо было заботиться о хлебе насущном. Похоронив мужа, вдова с новыми силами взялась за воспитание детей.
Емилия мечтала, чтобы ее дети стали в первую очередь достойными людьми. Строгая мать, она резко отвергла модное в те годы обучение игривым древнегреческим пьесам и стихам таких поэтов, как Сапфо. Ее дети учились грамоте по притчам Соломона и заучивали псалмы Давида. Она учила дочек рукоделию, чтобы те стали хорошими женами, и объясняла сыновьям, что мужчина должен делать по хозяйству. Старшая дочь МакрИна, ставшая для братьев и сестёр второй матерью, пекла хлеб и помогала матери с уборкой. Не отставал от нее и самый младший, Петр, хотя был еще очень мал.
Емилия тщательно старалась воспитать в своих детях не только благочестие, но и чувство единства, чтобы все они помогали друг другу. Василия, возгордившегося достижениями в красноречии, она смиряла и просила, чтобы он подтянул Григория, не настолько успешного в науках, как его старший брат. Ловкому и сильному НавкрАтию она поручала следить за неугомонным Петром и младшими сестрами. И в свободную минуту сыновья сами, без напоминаний, заботливо брали за руку сестер, Макрина подхватывала Петра, и дети вместе с матерью шли слушать молитвы.
Емилия, без устали трудившаяся на благо детей, добилась своего. Ее дети не просто стали прекрасными людьми, они стали святыми, их имена навсегда останутся в истории – Григорий НИсский, Василий Великий, Петр СевастИйский, преподобная МакрИна, преподобный НавкрАтий блаженная ФеОзва… Все они с теплотой вспоминали любовь матери, которая поддерживала их всю жизнь. Григорий посвящал ей стихи, Василий ценил её мудрое воспитание. Макрина и Петр не покидали мать до самой ее смерти и потом прославляли ее всей своей подвижнической жизнью.
Но самым важным достижением Емилии было то, что она воспитала в детях веру в Бога и чувство родства. Даже разделенные тысячами километров, находящиеся в разных странах, братья и сестры никогда не забывали помогать и поддерживать друг друга, что бы ни случилось. А для матери духовное благополучие её детей – это главное…
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.