В жизни каждой семьи случается такое, когда один из супругов попадает в сложную ситуацию. Второй супруг встает перед нелегким выбором: либо последовать за своей половинкой, либо разбить брак. Как часто муж или жена не выдерживают или не хотят поддерживать любимых! Но бывает и такое, что жена не оставляет мужа до последнего, какие бы трудности ни ожидали их обоих.
Мария, жена священника Иоанна Шестника, была из тех самоотверженных женщин, которые ставят счастье мужа превыше собственного. Она не сетовала на то, что приходится покидать обжитые места, когда Иоанна перевели служить в Дерпт. Так в XIV веке назывался эстонский город Тарту. Женщину не могло не беспокоить то, что ее семью отправляют защищать православие в город, населенный противниками этой веры. Однако Мария твердо намеревалась помочь мужу выстоять в этой духовной битве. Два с половиной года они прожили в Дерпте, терпя оскорбления и насмешки от иноверцев. В конце концов Иоанн был вынужден забрать семью и уехать в Псков.
Вскоре из Дерпта пришла горестная новость – там ливонскими рыцарями были схвачены 72 православных прихожанина. С ними в темницу бросили оставшегося в городе священника, пресвитера ИсИдора. Даже под угрозой смерти они отказались предать веру, и были брошены под речной лед.
Для Иоанна это стало тяжелым ударом. Он винил себя в том, что бросил в Дерпте своих духовных детей. «Я должен был пострадать вместо них, вместо ИсИдора», - говорил он жене. Мария изо всех сил утешала его. Для любящей жены нет ничего тяжелее, чем видеть, как печалится муж. И поэтому, когда он решил замаливать свои грехи в пустынной местности, Мария сразу же его поддержала. У нее и мысли не возникло остаться в Пскове и отпустить мужа одного – верная жена отправилась вместе с ним.
Супруги поселились в лесах под Псковом, где незадолго до этого были обнаружены природные пещеры. Иоанн решил совершить богоугодное дело – выкопать в высокой земляной горе храм Пречистой Богородицы. Отшельников ждал тяжелый труд. Сутками напролет таскать землю, укреплять стены, искать пропитание и пытаться защититься от холода. Не всякий крепкий человек выдержит такое испытание. Но Мария видела, как горят глаза у Иоанна, и это вдохновляло ее. Каждый день она вставала вместе с ним до рассвета, молилась, затем помогала ему в работе до самой темноты. Этот совместный подвиг сблизил их так, как невозможно сблизиться в городе с его вечной суетой.
Однако здоровье Марии все-таки не выдержало суровой жизни. Она тяжело заболела, но не пожелала бросить Иоанна и возвратиться в Псков. Любящая мужа Мария продолжала ему помогать до своих последних дней. Перед самой смертью она приняла монашеский постриг. Православная церковь чтит ее под именем Васса.
Не находя утешения, Иоанн отпел ее и закопал гроб в землю. На следующий день он увидел, что гроб стоит выкопанным. Священник подумал, что как-то ошибся при отпевании, и отпел жену еще раз, снова опустив ее в землю. Но и во второй раз гроб чудесным образом оказался на поверхности. Увидев в этом высшую волю, Иоанн поместил его в нишу в стене пещеры.
Иоанн сумел закончить церковь в горе, и спустя годы вокруг нее вырос Псково-Печерский монастырь, один из знаменитейших в России. До сих пор паломников на входе в него встречают два гроба, стоящие рядом. В одном из них покоится Васса, в миру Мария, в другом – ее муж Иоанн, принявший затем в иночестве имя Иона. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви. Любой желающий может поклониться единственной в истории супружеской паре – основателям монастыря. И не в последнюю очередь самоотверженной женщине, которая не пожелала покидать мужа в трудной ситуации.
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.