Современные люди часто говорят, что им не хватает времени, которое они могли бы проводить с семьей. Особенно часто на это жалуются в крупных городах – темп жизни там очень быстрый, цены высокие, нужно много зарабатывать, чтобы обеспечить любимых всем необходимым. А еще карьера, друзья, личные увлечения… Иногда случается такое, что внезапно выдается свободная минутка, которую можно провести рядом с супругом, наедине. Но люди, привыкшие постоянно куда-то бежать, вдруг теряются: а чем же им заняться вместе, ведь у всех такие разные интересы? И по привычке садятся за разные компьютеры…
В XVI веке люди с утра до ночи были загружены тяжелой работой. На рассвете подоИ корову, уберись в доме, испеки хлеб, подними, развлеки детишек… Молодая ИулиАния, хоть и не была простой крестьянкой, бегала по двору не хуже других – ее хозяйского внимания требовала каждая мелочь. Более того – сердобольная ИулиАния, с детства обладающая чутким и нежным сердцем, старалась не только для домочадцев, но и для бедняков, которые всегда нуждались в помощи. Ее муж, Георгий ОсОрьин, служил самому царю, и его подолгу не бывало дома. Он мог уехать на год, на два, а то и на три. Все это время жена работала не покладая рук - дни маленькой усердной женщины были заполнены домашним трудом, а ночи она посвящала вышивке тканей, выручку от которых затем раздавала нищим.
Когда же возвращался Георгий, жизнь ИулиАнии меняла свой цвет – все вокруг окрашивалось светлой радостью. Но как бы ни хотелось жене просто посидеть рядом с горячо любимым мужем, дом все равно нельзя было забрасывать. ИулиАнии приходилось вставать и снова работать. Георгий, конечно, тоже не позволял себе оставаться без дела – мужская рука в хозяйстве нужна всегда. Только к ночи, когда шум и гам на дворе угасали, а дети засыпали, супруги могли побыть вдвоем.
В те времена выбор развлечений не поражал разнообразием, и было немного таких занятий, которые подошли бы благочестивой семейной паре. В вечерние часы, когда вокруг наступает тишина, а спать еще совсем не хочется, Георгий доставал старое переплетенное Евангелие и читал его жене. ИулиАния с радостью садилась возле мужа и закрывала глаза. Она не только внимала заключенной в книге мудрости, но и слушала низкий бархатный голос мужа, по которому так скучала во время его отсутствия. Потом, когда Георгий закрывал книгу, они с женой обсуждали прочитанное. ИулиАния никогда не отказывалась от этих разговоров, даже если очень уставала за день. Она ценила каждое мгновение, проведенное рядом с любимым, ей хотелось узнать его мнение и поделиться своим.
Георгий был счастлив, что может научить чему-то жену. Оставшись сиротой, она не получила никакого образования и не понимала многих слов, которые встречались в Священном Писании. Муж с готовностью растолковывал ей их значения и удивлялся тому, как быстро все схватывает ИулиАния.
Эти вечерние часы были желанной отдушиной для обоих супругов. Благодаря тихим беседам они узнавали друг друга лучше и лучше, это делало их отношения крепче.
От Георгия ИулиАния родила тринадцать детей и благодарила Бога за то, что Он дал ей такое многочисленное потомство. Семья ОсОрьиных была всеми уважаема за чистоту и праведность их жизни. Сегодня Православная церковь почитает Георгия и ИулиАнию в лике святых…
ИулиАния с детства мечтала о монашеской жизни, но так и не смогла уйти от Георгия, который уговаривал свою единственную радость в жизни не покидать его. Да и младшие дети еще не выросли, а потом появились внуки, которых тоже надо воспитывать. Когда муж умер от старости, ИулиАния посвятила себя помощи простым людям – пекла для них хлеб, раздавала милостыню. Но и тогда она не перестала ценить моменты, которые позволяли ей побыть вместе с семьей. Качая на коленях внуков, она по памяти читала им Евангелие и вспоминала, как это когда-то делал ее любимый муж.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.