Долгое южное лето кончилось. В Краснодар пришли дожди. В один из таких пасмурных осенних дней четверо работников Краснодарского Детского театра собрались пообедать. Намечалось настоящее пиршество: только что они получили свой суточный паёк – четыреста граммов чёрного хлеба. Шёл страшный голодный тысяча девятьсот двадцать первый год.
По кружкам разлили крутого кипятку, и уже собрались было приступить к трапезе, как вдруг раздался тихий стук по оконной раме. Сквозь залитое дождём стекло неясно виднелся силуэт сгорбленного старичка. Но открыв окно, четверо людей с ужасом увидели, что перед ними вовсе не старик, а… ребёнок, маленький мальчик! От голода он с трудом передвигался, и опирался на суковатую палку. Лицо его было сморщенным и опухшим. Он медленно поднёс руку к губам, потом вытянул её в направлении смотрящих из окна, и еле слышно прошелестел:
- Крошечку… Только б во рту подержать…
Ни секунды не размышляя, все четверо протянули ребёнку свои пайковые краюхи. Мальчик со слезами, дрожа всем телом, жадно кусал хлеб.
- Как тебя зовут? – неожиданно спросил молодой человек в коричневом костюме и круглых очках. - Где ты живёшь?
- Ваняткой, - с набитым ртом ответил ребенок, и указал на соседний дом на противоположной стороне улицы.
- А родные у тебя есть?
- Есть. Мамка и сёстры.
Мужчина на секунду задумался, а потом решительно проговорил:
- Ну, вот что, Ванятка. Ты сейчас ступай домой, отнеси своим хлеба, а попозже я к вам зайду, и чем смогу, помогу.
Молодого человека в очках звали Самуил Яковлевич Маршак.
Легендарный детский писатель и поэт оказался на Юге России в самом начале Первой Мировой войны. В тысяча девятьсот пятнадцатом году он вместе с семьёй поселился в маленьком городке Острогожске под Воронежем. И почти сразу Маршаков постигло страшное горе – их двухлетняя дочка Натанель опрокинула на себя кипящий самовар, и от ожогов умерла.
Именно в это время Самуил Яковлевич написал супруге Максима Горького, Екатерине Павловне: «Сейчас мне хотелось бы одного: отдаться всей душой делу помощи несчастным и обездоленным, помогать детям». Из Острогожска Маршак перебрался в Воронеж, где стал добровольно оказывать помощь беженцам из прифронтовой полосы, которыми город был тогда буквально наводнён. Он разыскивал на улицах беспризорных или потерявшихся детей-беженцев, помогал им обустраиваться в специальных приютах для переселенцев.
Но вскоре судьба забросила Маршака ещё дальше на Юг – в Краснодар. Он приехал туда в тысяча девятьсот семнадцатом, а вскоре город оказался охваченным гражданской войной. Но и в таких тяжёлых условиях Самуил Яковлевич нашёл возможность быть полезным людям. Он помогал работе ведомства по делам беспризорников, спасая детей от голода и холода, часто делая для них даже больше, чем официальная структура нового государства. Так, например, однажды он приютил в своём доме больную тифом девочку, которую они с женой самоотверженно выхаживали несколько месяцев.
Но самое главное, что удалось сделать Маршаку за его недолгое пребывание в Краснодаре – открыть там поистине феноменальное для того времени явление – Детский городок. Сейчас так почему-то принято называть маленькую площадку с песочницей, качелями и горкой. Но Городок Маршака был совсем другим.
Ему удалось выхлопотать целый комплекс зданий, в которых разместились школа, детский сад, учебные мастерские, столовая, и даже детский театр, для которого Самуил Яковлевич лично писал и ставил пьесы. Он договорился с властями о продовольственном снабжении, и маленькие обитатели городка получали обеды.
Сюда, в этот свой по-настоящему сказочный Детский Городок, привёл Маршак и Ванятку, постучавшего пасмурным осенним днём в его окно. Теперь мальчик каждый день ел хлеб и суп, и даже оставалось, что принести домой маме. Он учился плотничать, ходил в школу, а по вечерам заливисто смеялся над шутками Петрушки в Детском театре. И таких вот Ваняток, которых Детский Городок Самуила Яковлевича Маршака вырвал из лап голода и нищеты, было ещё очень и очень много.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия