В августе тысяча девятьсот семнадцатого года видный банкир и промышленник Павел Павлович Рябушинский публично и резко выразил протест социалистическому крылу Временного правительства. Он, заявил, что идеи социалистов, вдохновлённые большевиками, опасны для России, и неминуемо приведут её не только к политической, но и экономической катастрофе. Это вызвало снисходительные улыбки не только у некоторых «товарищей», но и у представителей партий несоциалистической направленности. А всего через каких-то два месяца стало очевидно, что Рябушинский как в воду глядел: страну потряс кровавый октябрьский переворот. Пришедшие к власти большевики не простили Павлу Павловичу его гневных слов, и со временем превратили фамилию Рябушинских в своего рода имя нарицательное - синоним жадности и накопительства. Хотя на самом-то деле всё было совершенно по-другому…
У истоков семейного дела Рябушинских стоял отец Павла Павловича - Павел Михайлович Рябушинский. Он был выходцем из крестьян Калужской губернии, и начинал с кустарного текстильного производства. Через несколько лет семья уже смогла приобрести несколько фабрик, и переписалась в купеческое сословие. Рябушинские занялись лесопромышленным делом и металлообработкой, и даже начали строить автомобильный завод и открыли собственное банковское предприятие.
Павел Михайлович был для своих восьми сыновей и пяти дочерей примером не только успешного купца, но и чуткого, добросердечного человека, никогда не забывавшего о том, что рядом с ним живут люди, нуждающиеся в куске хлеба. Именно Павел Михайлович заложил основы семейной благотворительной деятельности, когда во время голода тысяча восемьсот девяносто первого года построил в Москве на собственные средства ночлежный дом и бесплатную Народную столовую, где ежедневно могли пообедать до тысячи человек. В своём завещании он оставил распоряжение и деньги на открытие еще одного благотворительного заведения – «Приюта для вдов и сирот христианского вероисповедания».
Старшему сыну Павлу, известному своей активной политической деятельностью и резкой критикой большевиков, он оставил пост главы семейного предприятия. Капитал же разделил между всеми наследниками.
Каждый из них по-своему распорядился полученной долей. Степан Павлович Рябушинский, к примеру, занялся коллекционированием и реставрацией редких икон. Он отыскивал в самых глухих уголках России настоящие шедевры Иконописи, и нередко спасал от гибели поистине бесценные иконы. В его коллекции находились подлинники многих известнейших и почитаемых икон, таких, как Богоматерь Одигитрия Смоленская. Именно по инициативе Степана Павловича была открыта выставка древнерусских икон, приуроченная к трехсотлетию Дома Романовых. Он мечтал создать на основе своей коллекции Музей иконы, но осуществить замысел помешала Первая мировая война и последовавшая за ней революция, от которой Степан Рябушинский, как и многие, был вынужден бежать за границу.
Федор Павлович Рябушинский вложил полученные средства в развитие отечественной науки. Он финансировал одну из крупнейших экспедиций Русского Географического общества на Камчатку. В результате были тщательно исследованы природные богатства края и собрана ценнейшая для науки коллекция минералов и растений.
Как покровитель искусств, прославился Николай Павлович Рябушинский. На собственные деньги он издавал популярный в дореволюционной России литературно-художественный журнал «Золотое руно». Постоянными авторами журнала были Валерий Брюсов, Александр Блок, Андрей Белый. С изданием сотрудничали самые видные художники того времени – Михаил Добужинский, Лев Бакст, Александр Бенуа. Николай Павлович Рябушинский потратил на поддержку отечественного искусства практически всё своё состояние.
Увлекалась искусством и одна из сестёр-Рябушинских, Евфимия Павловна, в замужестве - Носова. В своем доме на Введенской площади она устроила художественный салон, где творили известнейшие художники того времени. Некоторые из них запечатлели на своих полотнах саму Евфимию Павловну. Одно из таких полотен, работы Константина Сомова, в настоящее время находится в Третьяковской галерее. Третьяковке Евфимия Павловна оставила в наследство и свою собственную коллекцию живописи.
Катастрофа, которая произошла в октябре семнадцатого года, и которую предчувствовал старший из братьев, Павел Рябушинский, разбросала семью по всему миру, и надолго стерла даже память о них. Но рано или поздно всё встаёт на свои места, и сегодня имена Рябушинских по праву вписаны в историю отечественной благотворительности.
Нижняя точка высоты. Наталия Лангаммер
Так интересно, на каждом из этапов жизни одни и те же слова Евангелия звучат для тебя по-разному. Ты или видишь новые нюансы, или ощущаешь их по-новому применительно к своим ситуациям, к своему новому опыту.
Так же и слова святых отцов, наставления из проповедей священников — звучат по новому в твоих новых обстоятельствах.
Попробую объяснить, что я осознала заново. Возможно, кому-то пригодятся эти мысли.
Уже несколько месяцев я не читала утреннее и вечернее правило. Разговор с Богом случался в течение дня. Попросить помощи, посоветоваться. Я пропускала воскресные службы. Я не понимала, зачем мне это все, если не хочу.
В общем, по всем критериям, я сползала вниз в духовной жизни. И в какой-то момент я сказала честно Богу. Все, я докатилась до нижней точки. Даже до воцерковления в молитве была хоть какая-то дисциплина. Сейчас вообще никаких побуждений духовно трудиться. Прости, Господь, я на дне... Вот, лежу. Сил нет шевелиться. Что делать?
Помоги?... И в этот момент в голове всплыли слова святого апостола Павла: «Сила моя в немощи свершается!».
Прежде они звучали громко и пафосно. Прежде я думала, что это про необходимость смирения, осознания невозможности что-то творить без Бога. Мол, лишь после признания человеческой немощи Господь придет помощь сделать дело.
И вот я вспомнила эти слова тогда, когда мне казалось, что по всем объективным показателям я была максимально далека от Бога. Как из подобно дали, точнее, с такого низа можно до Бога достучаться. Мы далеко друг от друга.
А вот оказалось, что именно тогда и близко. Именно когда нет сил, да по моей вине, по моему нерадению, по моей строптивости, по моей недисциплинированности, по моей холодности и равнодушию к Богу, именно тогда Бог и оказывался совсем рядом, как только позвала.
Оказалось, нет расстояний, если хочешь к Богу! Это расстояние, словно длинная линия замкнулось в круг. Дальняя точка и максимально близкая к Богу встали рядом. Такой вот мой личный опыт, мой личный вывод.
Сила моя в немощи совершается... Как это потрясает! Как тепло!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Владимир и Алла Конкины
«Жену мне дал Господь», — говорит заслуженный артист России, актёр театра и кино Владимир Алексеевич Конкин. Со своей супругой Аллой Львовной он прожил в браке 40 лет.
Будущую жену Конкин увидел на встрече выпускников, куда пришёл студентом второго курса Саратовского театрального училища. Володя был в центре всеобщего внимания: рассказывал смешные истории из студенческой жизни, остроумно шутил. Все девушки с восхищением поглядывали на него. А он весь вечер украдкой смотрел лишь на одну — хрупкую, черноволосую, кареглазую. Откуда она взялась? Если бы училась вместе с ним, он бы её непременно запомнил... Девушка тоже весь вечер не сводила с него глаз. Но подойти друг к другу они тогда так и не решились. Молодой человек расспросил знакомых. Оказалось, что кареглазая красавица — дочь его классной руководительницы. Её зовут Алла, она — студентка педагогического института. На следующий день Володя стоял на пороге её дома с букетом цветов.
Молодые люди стали встречаться. После лекций гуляли по городу, по выходным ходили в театр и кино. «У нас были очень целомудренные отношения, — вспоминает Владимир Алексеевич. — Была настоящая любовь и доверие друг другу». На 4-м курсе Владимир и Алла поженились. После свадьбы Алла в шутку поделилась с мужем секретом: в детстве она мечтала о том, что, когда вырастет, непременно выйдет замуж за известного актёра. «Я обязательно стану известным», — пообещал Владимир жене.
Большая слава, действительно, пришла к Конкину очень скоро. Через год после свадьбы, в 1973-м, он сыграл главную роль в многосерийном художественном фильме «Как закалялась сталь». Перед самым началом съёмок Владимир и Алла стали родителями: у них родились близнецы, Ярослав и Святослав. Счастливый отец увидел мальчиков через окно палаты роддома, а в следующий раз — лишь спустя полтора года. Ровно столько длились съёмки картины. Режиссёр строго-настрого запретил актёру отлучаться со съёмочной площадки, требуя полного погружения в действие. Но Владимир каждый день по нескольку раз звонил жене, писал ей трогательные письма с признаниями в любви. После выхода фильма на экраны Владимир Конкин стал настоящей звездой. Посыпались новые роли в кино и театре. Актёрская профессия требует полной самоотдачи, и часто после рабочего дня Владимир чувствовал себя измотанным и нервным. Но дома ждала любимая Аллонька — так Конкин ласково называл жену. Алла Львовна всегда находила правильные слова, чтобы утешить и поддержать мужа. В 1979 году на экраны вышла картина «Место встречи изменить нельзя», в которой Владимир воплотил следователя Володю Шарапова. Мало кто знает, что во врем съёмок за кадром рядом с ним постоянно была супруга. Конкин признавался, что без её участия не смог бы сыграть эту непростую роль. А в 1983 году семья Конкиных в полном составе снялась в картине «Отцы и дети». Роль нашлась даже для их любимого питомца, пёсика Стёпы.
Владимир и Алла были вместе и в радости, и в беде. Владимир Алексеевич вспоминает, как однажды они попали в автомобильную аварию и чудом остались живы. После этого случая он решил окрестить детей. Сам он, как и его супруга, были крещены в детстве. В 2009 году Конкин перенёс сложную операцию на сердце. Во время лечения и реабилитации с ним постоянно была жена. Актёр уверен: во многом, её заботами он остался жив. А через год врачи диагностировали у Аллы Львовны рак в последней стадии. Теперь уже Владимир ни на шаг не отходил от супруги. Он был с ней до самого конца, приносил цветы, читал вслух книги, ночевал возле её кровати в больничной палате.
«Алла всегда со мной. Она постоянно в моих мыслях. Я по-прежнему чувствую её помощь и поддержку», — признаётся Владимир Конкин.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Духовный подъём»
Раннее утро. В задумчивости иду по пустынной платформе метро и размышляю о своей жизни. Скоро у меня день рождения, и я подвожу итоги года, думаю, что же полезного мною сделано за прошедшие 12 для души. В церковь — хожу. Стараюсь не лениться, не плыть по течению, жить по заповедям Божиим и пребывать со всеми в мире. Казалось бы, делаю многое, а прогресса не вижу, не ощущаю духовного подъёма. Топчусь на одном месте.
Погружённый в невесёлые мысли, подхожу к эскалатору и замечаю, что ошибся, зашёл не туда, и мне нужен другой эскалатор, поднимающий наверх, а не этот, спускающийся из вестибюля метро на платформу. Но чтобы подойти к нужному эскалатору, нужно обогнуть достаточно длинное ограждение. «Подняться наверх здесь будет быстрее, чем обходить, — думаю я. — Метро здесь неглубокое, людей нет, за пару минут управлюсь».
И преодолевая чёрные ступеньки, начинаю взбираться наверх. Это оказывается не так просто, лента эскалатора ведь едет вниз! Поначалу у меня даже возникает ощущение, что я стою на одном месте. Тогда начинаю ускоряться и вскоре оказываюсь в вестибюле метро.
И тут меня осеняет — этот подъём и есть ответ на мой вопрос! В духовной жизни нет такого эскалатора, который бы быстренько вознёс к вершинам. Более того, трудности жизни тянут вниз, как эскалатор, по которому я только что взошёл наверх. Даже если ты идёшь, но идёшь медленно, то появляется ощущение топтания на месте. Поэтому так важно постоянно находиться в духовном движении, ускоряться и не давать душе лениться, только тогда будет результат!
Все выпуски программы Утро в прозе