Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 14-30. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 14-30

14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.

15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;

17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?

20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.

23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

24 Не судите по наружности, но судите судом праведным.

25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?

26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?

27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.

28 Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

29 Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.

30 И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.

Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 14-30 (прот. Павел Великанов)
4-18

Спас Вседержитель. XIX в.

Ин., VII, 14-30 (прот. Павел Великанов)

14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.
15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;
17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?
21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.
22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.
23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
24 Не судите по наружности, но судите судом праведным.
25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?
27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.
28 Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
29 Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.
30 И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

В самый разгар праздника Кущей – или Суккот – Иисус неожиданно объявляется в Иерусалиме и начинает проповедовать в Храме. Зная, что Его активно ищут еврейские власти, чтобы избавиться от Него, Он прямо задаёт вопрос: за что вы хотите Меня убить? Прекрасно понимая, о чём речь, иудеи укоряют Иисуса, обвиняя Его в предвзятости: уж не бес ли в Тебе говорит, не параноик ли Ты с острой манией преследования? Не обращая внимания на такой наглый выпад, Иисус продолжает: Я сделал одно лишь дело – а именно исцелил человека у Овечьих ворот в субботу – и вы сразу возмущаетесь. Но подумайте сами: если в субботу вы обрезываете младенца, чтобы выполнить закон Моисея – а точнее, повеление Божие – хотя формально это тоже нарушение субботнего покоя – за то ли вы на Меня злитесь, что Я всего человека исцелил в субботу? И далее Спаситель призывает слушателей перестать подходить формально, по внешности, к религиозной жизни – а «судить судом праведным», по сути.

И тут в окружающем народе начинают с изумлением говорить: смотрите, так это же Тот Самый Иисус, Которого власти ищут, чтобы убить? И вот, Он открыто говорит, с Ним никто не спорит – может, и правда власти поняли, что Он и есть долгожданный Мессия? Этими словами народ невольно подтвердил слова Христа о том, что Его на самом деле искали, чтобы арестовать – то есть вопрос Иисуса о причинах смертельной ненависти к Нему был вовсе не праздным интересом.

Но тут же люди обратно сползают в привычные шаблоны: нет, ну мы же знаем, откуда этот Иисус – а про настоящего Мессию ничего не будет известно! В ответ Спаситель с горечью буквально выкрикивает: ну да, конечно, вы знаете, откуда Я – вы думаете, что Я всего лишь простой житель Назарета – возомнивший Себя Мессией – но истина – не у вас в головах, а у Того, Кто Меня сюда послал – у Бога, Моего Отца, Которому вы вроде как служите – но на самом деле с Ним вообще даже не знакомы! Но Я-то Моего Отца знаю!»

После таких слов – евреев охватывает ярость и они готовы схватить Иисуса – но что-то их удерживает: потому что еще не пришло время.

Перед нами – очень точно изложенная евангелистом Иоанном ситуация острого неприятия Иисуса как Мессии еврейским народом. Иисус из Назарета ну никак не вписывается в стандартное представление о Мессии: люди жаждут национального лидера, победоносных сражений и собственной исключительности – а им предлагается нечто из совершенно иных категорий. Самая болезненная тема, которую затрагивает Иисус – объективность служения Богу. То, в чём ни один правоверный иудей не допускал сомнения – какому именно богу он служит – вдруг подвергается не просто сомнению, а разгромной критике со стороны Иисуса. Бог, которому вы служите – совсем не Тот Бог, Который Меня к вам послал – хотя вы и называете его своим Отцом Небесным. Для еврея вера – неотъемлемая часть идентичности, передающаяся из поколения в поколение. Для Христа вера – это реальные, не формальные, не придуманные отношения конкретного человека с объективно сущим Богом. И показатель этих отношений – дела, совершаемые человеком. Не просто «добрые» дела, отвлечённо понимаемые – а такие дела, которые сам по себе, без явного участия Божия, никогда не могут быть сделаны.

Вот о чём хорошо бы нам сегодня задуматься: а есть ли у меня такие же явные, ненадуманные свидетельства того, что Сам Живой Бог подтверждает Своим участием мою веру в Него?…

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!