Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15

01 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

02 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

03 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

04 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

05 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

06 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

07 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

08 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

09 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Исцеление расслабленного Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15 (прот. Павел Великанов)
Исцеление расслабленного

Исцеление расслабленного

Ин., V, 1-15 (о. Павел Великанов)

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Исцеление Христом человека, который тридцать восемь лет был скован недугом – это глубоко символическое действие, выделяющее именно этот случай из ряда остальных многочисленных чудес Христа. Вспомним, что евангелист Иоанн – который и описывает это событие – писал текст позже остальных евангелистов. Именно этим объясняется и то, что его Евангелие – особое, другой композиции, в нём мы встречаем то, что опустили остальные евангелисты – но для Иоанна оказалось крайне важным сказать об этом. Сегодняшнее исцеление – именно такой случай.

Что же, казалось бы, в этом исцелении у Овечьих ворот такого сверхважного? Для ответа надо вспомнить, что водная стихия для Иоанна – одна из сквозных тем всего Евангелия. Именно он говорит о беседе Христа с самарянкой – о воде живой. Вода для сознания благочестивого иудея – важнейшая стихия именно с религиозной точки зрения. Водой совершаются обряды ритуального очищения: поэтому и крещение Иоанном Крестителем в водах Иордана было совершенно понятно: в отличие от наших современников, евреям не надо было объяснять и доказывать, почему надо погружаться именно в воду.

Ситуация с несчастным больным, прямо под носом у которого регулярно происходят чудеса исцеления при погружении в возмущённую небесным ангелом воду – яркий пример жизненной драмы, в которую вдруг входит Христос. Скованный недугом мыслит исключительно в системе координат иудейской веры: только бы добраться до воды – да только никто не поможет, у каждого здесь – свой интерес, которым ради другого никто не поступится. Помощи ждать неоткуда. Всё казалось бы рядом – да только попробуй возьми. Ритуальный тупик. Я бы сказал ещё жёстче: религиозная пытка. Как если бы приковали цепью человека рядом с родником – а он бы умирал от жажды, не имея возможности дотянуться. И в этом – вся драма Ветхого Завета: вроде бы как всё необходимое для примирения с Богом есть – да только на практике не работает: никто не в силах исполнить Закон как должно, и поэтому все – грешники и должники.

С появлением Христа ситуация радикально изменяется. Не нужна больше вода для ритуальных процедур. Она – всего лишь образ той силы Духа, Которой и действует Христос. Достаточно одного Его слова – и человек встаёт, послушно берёт свою постель и уходит – хотя это суббота, и переносить вещи категорически запрещено законом субботнего покоя. Этим исцелением Христос показывает, что ветхий завет закончен, и уже вступает в действие Новый Завет – в котором главное – не буква закона, а Сам Христос.

Как часто мы оказываемся похожи на этого несчастного человека! Мы болеем, мы скорбим, мы жалуемся, ищем помощи и поддержки – а о том, что все ответы – здесь же, рядом – забываем. И когда Христос нас спрашивает, а что, собственного говоря, мы хотим – вместо ясного ответа мы начинаем долгий рассказ о том, почему у нас всё так плохо. Научиться чётко видеть самую суть наших просьб к Богу, и не ставить Ему никаких условий для их выполнения – вот чему сегодня призывает нас Евангелие!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!