Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 9-15. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 9-15

09 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы слышали наставления Христа апостолам перед отправлением их в разные концы Палестины с вестью о том, что приблизилась Мессианская Эра. Спаситель сразу существенно повышает риски недавно призванных учеников: Он решительно запрещает им пытаться найти какой-то компромисс между служением и удобством. Не брать с собой ни смены одежды, ни продуктов, ни денег, ни каких-то других «подстраховочных» средств – но целиком учиться полагаться на Бога и милость тех, кто готов им оказывать гостеприимство. Для древнего Средиземноморья оказать милость странствующему – одна из основных добродетелей. Если же это единоверец, да ещё к тому же странствующий проповедник или пророк – тогда в этом акте гостеприимства виделась возможность получить особое благословение Божие. Достаточно вспомнить историю Сарептской вдовы, которая в годы жестокого голода принимает к себе пророка Илию – с риском для жизни отдаёт ему последнюю еду – но с того момента еда в доме уже не переводится, а внезапно умерший сын воскресает по молитве пророка. Пожелание мира при входе в дом – это не просто формальность, но молитва, призывающая мир Божий на живущих в нём. Это в нашем современном языке, замусоренном донельзя, вес слов существенно уменьшился: наши слова, словно уличный мусор, поднимаются ветром и кружатся куда попало. Но для глубоко религиозного сознания человека древнего мира слово – это важнейший духовный инструмент: есть слова-проклятия, и есть слова-благословения. И люди воспринимали эти слова как вполне реальный «продукт» – не менее реальный, а то и более – чем обычные материальные блага. Поэтому ущемлять себя в плане пищи и комфорта ради благословения – совершенно нормальная, работающая модель поведения. Важность этого Спасителем подчёркивается еще и через наставление, как поступать, если кто-то решается нарушить закон гостеприимства и милости: к таковым надо отнестись как к иноверцам, чужакам – к которым у любого иудея отношение было вполне определённым. Нам может показаться слишком радикальным такой подход: если не принимают, то совершить ритуальное отрясение обуви при оставлении этого селения – чтобы даже пыль с собой не унести оттуда. Но надо помнить: во всём этом – мудрейшая Божественная педагогика, которая далеко не всегда – нежная терапия, но иногда становится и решительным хирургическим действием – опять-таки, для блага пациента. Сегодняшнее чтение учит нас внимательности к тем людям, которые ожидают от нас того или иного участия в их судьбе. Сегодня не так остро, как в древности, стоит вопрос, где приклонить голову во время путешествия. Но если внимательно посмотреть вокруг – нетрудно понять, где и в чем мы можем послужить нашим ближним. И если эта потребность очевидна, а мы – высокомерно игнорируем, кто знает: не отрясёт ли этот незнакомец прах с обуви своей – и благословение Божие так и не заглянет в наш дом, а пройдет мимо?

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!