. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Мф., XXVII, 1-44; Лк., XXIII, 39-43; Мф., XXVII, 45-54; Ин., XIX, 31-37; Мф., XXVII, 55-61 (прот. Павел Великанов)

Мф., XXVII, 1-44 (о. Павел Великанов)

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
5 И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
6 Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
8 посему и называется земля та "землею крови" до сего дня.
9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 ибо знал, что предали Его из зависти.
19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
36 и, сидя, стерегли Его там;
37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
44Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Евангелие от Луки, глава 23, стихи 39-43.

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 45-54.

45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 31-37.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 55-61.

55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

О страшных, трагических событиях последних часов земной жизни Христа Спасителя рассказывает нам сегодня Евангелие. Никаких человеческих слов не хватит, чтобы раскрыть всю ту бездну кротости и терпения Иисуса, которые описываются евангелистами. Все силы зла обрушивают на Него свою кажущуюся непобедимой мощь – и вроде бы уже торжествуют. В страшных мучениях Иисус умирает на Кресте – преданный, оплёванный, униженный, оставленный учениками. У подножия Креста – только Его Пречистая Мать – незримо разделяющая со своим Сыном Его нечеловеческие муки – и самый юный ученик, Иоанн. Они оба совершенно ничего не понимают, что происходит – для них эта казнь – не только крушение всех мессианских надежд, как это воспринималось другими: это прежде всего смерть самого любимого человека.

Последние слова – точнее, не слова, а предсмертный крик Иисуса – обращены к Его Небесному Отцу: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?» Безгрешный Агнец, Непорочная Жертва, Которой и является Христос Спаситель, принимает на Себя весь ужас богооставленности – как следствие греха. Святые отцы Церкви называли это «великим таинством Божественного истощания» – то есть Божественного самоумаления. При всей ущербности любых образов и сравнений хотелось бы привести следующую аналогию.

Представим себе, что у некоего правителя государства вдруг исчезает единственный любимый сын и наследник. В результате поисков открывается страшная новость: ребёнок в бандитской секте, куда попасть чужому, внешнему человеку – абсолютно невозможно. Это хитрая сетевая структура, которую просто силой не возьмёшь. Единственный вариант – самому правителю войти в эту преступную сеть, пройти через все испытания, погрузиться в самую глубь этой бандитской среды – чтобы подобраться к своему сыну – который за эти годы уже и сам стал отъявленным головорезом. Только увидев глаза своего родного отца, только расшевелив в самых глубинах помрачённой души светлые детские воспоминания, он может захотеть оставить секту и вернуться в отчий дом. И отец с риском для жизни идёт на этот шаг – потому что его любовь к сыну больше всего остального. В отличие от сына, он – внешне становясь членом секты – внутренне остаётся чуждым ей, свободным от её преступных установок – и только благодаря этому и может донести до своего сына то благородство и красоту, радость полноценной жизни и честь, само понятие о которых у ребёнка давно стёрлось.

Бог, потеряв с грехопадением Адама, Своего «ребёнка», не останавливается в Своей заботе о его возвращении: Бог Сам становится человеком, приходит на землю, как бы «втискивается» в формат обычной жизни смертных – чтобы суметь незаметно проникнуть в ад и там найти Адама и Еву – а вместе с ними и остальное человечество. Не просто найти – но и вырвать Собой из плена смерти и диавола. Замечательная православная икона Сошествия во ад образно показывает собой это: Богочеловек Иисус прорывается сквозь толщу миров, представленную в виде сине-голубой мандорлы – в ад, к Адаму, где крепко хватает его за руку – чтобы забрать обратно к Себе.

Да, наш Бог – Он такой: неотступный в Своей любви, непреклонный в Своей верности даже тем, кто по сей день не прекращает Его предавать.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!