2016-01-02

Лк., 72 зач., XIII, 18-29.
Поделиться
800px-Göreme_OpenAir_Museum_Dunkle_Kirche_2_11_2004

Роспись купола Корамского собора, предместья Анатолии, Турция.

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-27.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

В сегодняшнем евангельском чтении звучит грозное предупреждение Христа: не всякий, кто имеет то или иное отношение к религии, попадет в Царство Небесное. Ключ, который позволяет нам понять причину этого – здесь же, в словах о закваске, о горчичном зерне, и, конечно же – в призыве Христа  войти в Царство через узкие, тесные ворота – через которые, естественно, толпа не может пройти. Особо яркий эмоциональный момент в повествовании сделан на возмущении тех, кто так и не попал в Царство – и поэтому высказывают своё недоумение: как так, мы с Тобой были знакомы, на наших улицах Ты проповедовал, ел и пил – а теперь Ты нами пренебрегаешь? В ответ – лишь категоричное «не знаю вас, откуда вы».

Не требуется особых усилий понять, что речь идет о чем-то принципиально важном для жизни христианина, и это – не внешние формы, не атрибутика или обряды, на которые так часто мы обращаем основное внимание. И это вполне понятно: ведь и вне религиозной жизни мы привыкли скорее что-то делать, действовать, нежели чем стараться быть какими-то другими, заботиться о красоте и богатстве нашего внутреннего мира. Извечная диллема «иметь или быть» чаще всего разрешается в пользу «имения» – многообразных до бесконечности внешних «подпорок» религиозности в виде святынь и святынек, предметов с православной символикой, даже иконы нередко превращаются в предмет интерьера или своего рода «православный оберег», который валяется в небрежении где-то в углу. Со стороны кажется, что такой человек – очень набожный: тем более, что он может часами рассказывать о том, что и для чего предназначено.

А на самом деле – критерий совершенно иной, никак вообще с этой внешней атрибутикой не связанный. И критерий этот хорошо сформулирован отцами Церкви: «кто не в борении – тот не со Христом!»

Я так и слышу радостное удовлетворение некоторых: правильно, надо врагов православия наказывать, сражаться с ними, не давать им свои безбожные головы поднимать!.. Увы, но отцы говорили совершенно о другом – о борьбе между плотским, грехолюбивым человеком, который есть в каждом из нас – и духовным, только который и может войти в Небесное Царство. У этой борьбы есть один совершенно очевидный критерий. Это наличие внутреннего напряжения между тем, что хочется – и тем, что делается. Без напряжения никакое движение невозможно. Хочется в выходной день проваляться в постели до полудня – в конце концов, право имею! – а надо пересилить себя, отскрести от сладкой подушки и отправиться в храм Божий на Литургию. Есть напряжение? Конечно! Хочется с близким другом кости поперемывать сослуживцам – аж до зуда! – а не надо, не наше это дело, других людей судить. Еще одно напряжение готово! Жалко себя стало до слёз, хочется забиться в угол, купить тортик и посмотреть свежевышедшую комедию – а лучше пересилить уныние, вспомнить, кто ждёт твоей помощи – и сделать другому доброе дело! Таким образом и происходит «вскисание» теста нашей жизни закваской Христовой, так и прорастает семя веры в огромное дерево праведной жизни, так и формируют нашу душу тесные врата Христовых заповедей. Ведь только таким образом мы можем показать Спасителю, что мы на самом деле, а не только где-то в далёких намерениях – хотим быть Его последователями и учениками, что нам не что-то от Него надо – земное или даже небесное – но нам нравится всегда быть с Ним, слушать Его, ощущать Его близость и помощь даже в самых обыденных делах.

Научи же нас, Господи, полюбить это спасительное напряжение духовной жизни – без которого не увидеть нам Твоего Царства!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (20 оценок, в среднем: 4,70 из 5)
Загрузка...