2016-12-13

Евангелие от Луки: XIX, 45-48
Поделиться
737px-El_Greco_016

Изгнание торгующих из храма (Эль Греко).

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48.

45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

 

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы услышали сегодня, рассказывает о том, как Христос выгнал из Иерусалимского храма торговцев. Сцена, мягко говоря, шокирующая. Она входит в резкий диссонанс со всем тем, что Господь говорил и делал до этого момента. Тот, Кто только недавно призывал Своих последователей, подставить другую щеку, если тебя ударят по одной, устраивает настоящий погром, действует в ущерб интересов целой группы людей, будто бы одержимый страстью гнева. Как же это понимать?

Начнем с того, что описанные события произошли накануне еврейской Пасхи. В это время в Иерусалиме собиралось огромное число паломников. Все они устремлялись во святая святых города, Иерусалимский храм. В тех многочисленных притворах, которые его окружали, велась бойкая торговля. Она была двоякого рода.

Во-первых, здесь меняли деньги. Дело в том, что все иудеи непосредственно перед Пасхой должны были уплатить на храм специальный налог. Если они не успевали сделать это в своем родном городе, им нужно было сделать это в самом Иерусалиме. Налог платился специальной чеканной монетой. Именно для этой цели вокруг храма и стояли обменные пункты. Однако обмен был далеко неравноценный. С каждой операции брали довольно большой процент. Один английский исследователь Нового Завета подсчитал, что менялы только за счет подобных операций имели годовой доход около 9000 фунтов стерлингов. Иными словами, это был обыкновенный грабеж простых людей.

Во-вторых, в притворах храма торговали жертвенными животными. По закону такое животное не должно было иметь никакого изъяна. Специальные люди, которые контролировали качество жертвы, могли с легкостью забраковать ту скотину, которую человек приводил с собой. В этом случае жертвователь был просто вынужден покупать животное прямо здесь на месте. Естественно, что это было в разы дороже. Не стоит говорить, что ответственные за контроль качества жертвы часто входили в сговор с продавцами, чтобы вместе нажиться на чужой трудности.

Иными словами, в храме процветали разного рода спекуляции. Это и возмущает Христа. Возмущает до такой степени, что Он переворачивает столы меновщиков, а затем делает хлыст и выгоняет им животных.

Это показывает нам глубокую жизненность и правдивость евангельского рассказа о Спасителе. Перед нами живая Личность. Его образ объемен и многогранен. Он не только Бог любви и всепрощения, Который готов до конца терпеть личные обиды, к чему призывает и нас. В то же самое время Он Бог справедливости, праведного гнева и воздаяния. Он ожидает от людей исполнения Своего закона. В первую очередь – человеческого отношения к тем, кто нас окружает. И, несмотря на свое долготерпение, Он всегда найдет способ воздать по заслугам тем, кто поступает несправедливо по отношению к своим ближним, тем более наживается на чужом горе.

На этом можно было бы и закончить. Но есть здесь еще один немаловажный момент, который существенно корректирует все вышесказанное. Пройдет всего лишь неделя после описанных событий, и Тот, Кто разогнал храмовых спекулянтов, будет за них же умирать на кресте. Умирать не с проклятиями, но с благословением, с надеждой и ожиданием, что они и все подобные им раскаются, изменят свою жизнь. Вот та цена, которую заплатил Христос за право устанавливать справедливость, учить людей и требовать от них изменений. Его гнев – далеко не то чувство, которое рождается в пустом, озлобленном на весь мир сердце от нанесенных несправедливых обид. Это всегда гнев преисполненного любовью отца, который видит безобразия сына и готов пойти на любую личную жертву, чтобы избавить Свое чадо от этого тяжкого бремени.

Всем нам, чающим торжества правды в этой жизни, поведение Христа яркий пример. Если мы Его ученики, то давайте всякий раз, когда берем в руки хлыст, чтобы установить порядок и справедливость, будем задумываться, а на что мы готовы пойти ради тех, кого собираемся воспитать, обличить и вразумить. Нами движет отцовская любовь, которая не остановиться перед тем, что можно и жизнь положить за свое дитя? Или мы во власти того чувство, когда хочется стереть обидчика с лица земли? Но не преумножим ли мы в таком случае ту самую злобу и несправедливость, против которых так ревностно выступаем? Может лучше на всякую обиду и несправедливость ответить усердной молитвой. Пусть действует Сам Бог. Пусть Он устанавливает правду в этой жизни. Ведь у Него в отличие от нас любви точно хватит на всех.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (61 оценок, в среднем: 4,97 из 5)
Загрузка...